Раньше было принято считать, что физика описывает вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о вселенной.
Нильс Бор
Почему интерпретация результатов полученных квантовыми физиками затрагивает философские основы миропонимания, и как вообще могло сложиться сочетания слов квантовая и психология, которое употребили отцы основатели этого нового направления в науке о душе С. Волински и Р.А. Уилсон? Чем сулит столь серьезный пересмотр физических основ нашему миропониманию и, как следствие, нашей психике? Почему квантовая психология имеет больше философских приложений чем терапевтических и как поступать со все возрастающим потоком рекомендаций от новоявленных квантовых психологов?
На все эти вопросы вы не найдете исчерпывающих ответов в этой статье. Зато вы узнаете, что исчерпывающих ответов на экзистенциальные вопросы быть и не может. Статья потребует от вас определенного ментального напряжения. Но, в случае упорства и внимательного следования ссылкам, многое в поднятых вопросах станет яснее. В идеале это чтение мотивирует вас к новому взгляду на старые истины.
Введение
Примерно сто лет назад главный бастион эмпирической науки — физика был потрясен до основания открытиями в области изучения элементарных частиц. Квантовая физика не столько отвечала на вопросы экспериментаторов, сколько открывала несостоятельность классических представлений о микро-, а заодно и о макромире. Открытия здесь оказались настолько шокирующими, что это потребовало пересмотра парадигмы первичности, отношения к окружающей реальности и даже языка, на котором эта реальность описывается человеком. Возникла серия интерпретаций достигнутых результатов, каждая из которых имела право на существование. Нельзя сказать, что на сегодняшний день в научном сообществе хоть одна из них утвердилась в качестве окончательно верной. Скорее наоборот, — пришлось отказаться от бинарной логики познания и принять множественность объяснений и реализаций, как свойство окружающего нас мира — глубокую реальность.
На уровне познания «базовых кирпичиков» мироздания представления науки о нелокальном взаимодействии всего во Вселенной на информационном уровне сомкнулись с положениями древних учений востока об иллюзорности человеческого мировосприятия и великой самотворящей пустоте (Шуньяты), лежащей в основе мира, явленного человеку в материи. Все это не могло не привести к пересмотру представлений о человеческом сознании, и как следствие — к основам психологической науки. Тем более, что догадку о нелокальной природе сознания отец-основатель психологии, как науки, выдающийся американский философ и психолог Уильям Джеймс высказывал еще в конце XIX-го века.
Включение квантовыми физиками наблюдателя в наблюдаемое навело передовых психологов своего времени на идею объединения объективного (материи) и субъективного (сознания), и образования соответствующего психо-соматического континуума на подобие пространственно-временного континуума в теории относительности. Так, вслед за квантовым направлением в физике, возникает юнгианский подход к пониманию целостности — понятия о синхронистичности и коллективном бессознательном, введенные в психологию К. Г. Юнгом . К середине прошлого века на стыке гуманистической и экзистенциальной психологии с техниками шаманизма и архаичной магии возникает трансперсональная психология С. Грофа и Т. Лири.
Так, в 70-х годах прошлого века на базе холистических интерпретаций квантовой физики (теория измерений Дж. фон Неймана , теория Непроявленного порядка Д. Бома, теории Декогеренции В. Зурека) и первых успехов трансперсональной психотерапии образуется квантовое направление в психологии. В поисках философского основания квантовые направления физики и психологии дрейфуют от материалистической парадигмы первичности материи в сторону холономной парадигмы первичности сознания. По мере продвижения в этом направлении в интерпретациях феноменов материального мира и человеческого сознания все чаще всплывают потускневшие от времени жемчужины вечной философии (подробнее об этом см. раздел «Хорошо забытое»). получают из современной квантовой физики научное обоснование, а по сути адоптируют «хорошо забытую» древнюю мудрость восточных духовных учений, шаманизма, теософии и магии для современной западной цивилизации, используя новейшую терминологию и ассоциативный ряд.
Так Герметический принцип подобия «как внизу так и вверху», вдруг приобретает смысл глобальной информационной связности, обобщающей квантовую сцепленность в масштабе Вселенной. Концепция же непроявленного порядка, в сочетании с теорией декогеренции-рекогеренции наполняет физическим смыслом сказанное еще в Бхагавадгите (Глава 2, Стих 28): «Все вещи до рождения сокрыты в едином и великом Бытии; откуда при рождения исходят и куда после смерти снова погружаются». Наконец, ключевой тезис Квантовой психотерапии о потенциальном доступе человека к неограниченному энерго-информационному ресурсу Вселенной, по сути, — лишь парафраз пятого принципа Шаманизма (MANAVA) — Обретение Силы доступно в любой момент.
Еще в 70-х годах ХХ-го века советский кибернетик и математик Владимир Чавчанидзе писал, что человеческое сознание является особым видом энерго-информационной материи, которое необходимо описывать с помощью квантовой теории. Однако, как это чаще всего случается, приоритет открытия снова перекочевал за океан. Принято считать отцами основателями квантовой психологии Стефена Волински («Квантовое сознание») и Роберта А. Уилсона («Квантовая психология»). Их книги, вышедшие в свет в 1993 и 1990 гг. соответственно стали бестселлерами, заслужившими мировую известность.
Квантовой психотерапии, как клинического метода лечения или коррекции психических состояний человека, так и не возникло. Однако, идеи квантовой психологии о феноменах человеческого восприятия, осознанной эволюции психики и самовнушаемости оказались чрезвычайно плодотворны для развития всех направлений трансперсональной и процессуальной психотерапии. Они также послужили теоретическим обоснованием Трансактного анализа и Нейро-лингвистическое программирование (НЛП).
В короткой обзорной статье невозможно полностью осветить все аспекты этого современного приложения вечной философии к вечным вопросам психологии (о самоотождествлении, о понимании сознания, об эволюции психики и личностной трансформации и т.д.). Мы сконцентрируемся на двух важнейших философских аспектах квантовой психологии: основополагающем единстве глубокой, скрытой от понимания нелокальной реальности и ограничениях, неизбежно возникающих в человеческом сознании из-за двойственного восприятия им окружающего. Это позволит подойти к пониманию термина квантовая реальность, к оценкам наших возможностей в самоотождествлении и саморазвитии, а также (что не маловажно) в отделении зерен от плевел. Но, начнём мы обсуждение с обзора существующих парадигм познания и языка описания реальности.
Абсолютная истина, глубокая реальность и смена парадигм познания
Оперируя понятиями «Абсолютная истина» и/или «Объективная реальность» необходимо определиться с точкой зрения на эти обобщающие понятия теории познания. Здесь нам придётся неглубоко погрузиться в один из древнейших философских диспутов о первичности (подробнее см. «Непознаваемое сознание»).
Материализм предполагает существование «объективной реальности», отделенной от наблюдателя, и существующей независимо от него в рамках незыблемых (абсолютных) законов движения и развития. Так, механистическая картина мира обоснованная в работах Исаака Ньютона, Рене Декарта и других классиков физики и материалистической философии, рассматривает Вселенную, как некий гигантский часовой механизм, запущенный однажды случайным образом и развивающийся с течением времени по законам механики, описываемым системой дифференциальных уравнений. В этой картине, нет ничего непредсказуемого, а ошибки, возникающие у компетентного исследователя при прогнозировании тех или иных событий, связаны лишь с недостаточностью данных для формирования полной системы начальных и граничных условий для глобального уравнения движения.
Напротив, в доктрине солипсизма единственная и бесспорная реальность – суть продукт индивидуального сознания. Таким образом, наблюдатель (субъект исследования) одновременно является и наблюдаемым и создателем мира, в котором он живет. Дж. Беркли, например, утверждал, что вещи существуют лишь в Божественном уме, который привносит их в виде ощущений в человеческий ум.
Обе доктрины сходятся в признании существования непознаваемой окончательно, глубокой реальности (Абсолютной Истины), недоступной лишь из-за несовершенства приборов (механистический материализм) или человеческого сознания (солипсизм). Этот взгляд, корнями уходящий к древнегреческим философам Платону и Аристотелю, был опровергнут в начале ХХ века успехами в квантовой физике и теории относительности. Согласно всем интерпретациям квантовой механики, невозможно с уверенностью говорить ни о локализации объектов микромира в пространстве, ни об их истинной природе (фотон представим и как частица и как волна). Детерминистская логика Аристотеля уступает место вероятностной модели реальности, где любое утверждение имеет вероятность своей правомерности в данном контексте. Более того, присутствие наблюдателя оказывает влияние на наблюдение. Теория же относительности А. Эйнштейна ставит под сомнение независимость пространства и времени, вводя в рассмотрение пространственно-временной континуум.
Итак, оказалось, что сама идея существования «объективной реальности», спрятанной от глаз человека несовершенством его приборов и собственных органов восприятия (сенсоров) терпит крах. «Нет никаких фактов, есть лишь интерпретации» утверждал Ницше. Современные исследования микромира показывают, что на различных уровнях инструментального увеличения обнаруживаются неопределенно длинные серии «внешних проявлений». Наука не находит никакой единой «субстанции» или «глубокой реальности», которая лежала бы в основе всех различных внешних проявлений, регистрируемых различными классами инструментов. В философии появляются направления, отражающие смену этой парадигмы познания.
Экзистенциализм (Ф. Ницше, П. Сартр) отвергал понятия «объективная реальность» и познаваемость мира путем логического построения. Ницше, например, трактовал такие термины, как «добро», «зло», «реальный мир», как сугубо субъективные (оценочные), поскольку мозг вносит свое суждение, выступая в роли моментального интерпретатора данных. Серен Кьеркегор в любом «логическом построении» усматривал веру и следование стереотипам и традициям. В основе такой позиции экзистенциалистов лежит теорема Гёделя о неполноте (мы никогда не «доказываем» никакое предположение полностью, но всегда останавливаемся где-то на ступеньках бесконечной лестницы, которая требуется для тотального логического «доказательства» чего бы то ни было). Только после смерти человека, утверждал Жан Поль Сартр, мы можем с определенностью сказать каким он был.
Феноменализм (Дж. Беркли) идет еще дальше в отрицании объективной реальности. «Если я вижу розового слона, говорил Гуссерль, этот розовый слон принадлежит к сфере человеческого опыта не в меньшей мере, чем тщательные измерения, сделанные ученым в лаборатории». Гуссерль также придавал особое значение творчеству в каждом акте восприятия. Согласно Йохану Хёйзингу, мы не только интерпретируем данные по мере их получения; мы быстро и бессознательно «подгоняем» свои данные к существующим аксиомам, или правилам игры (нашей культуре, субкультуре). Опираясь на этот взгляд, философ науки Карл Поппер разработал свой подход верификации научных гипотез на основе исследования и минимизации рассогласования прогнозов с данными эксперимента.
Прагматизм (Уильям Джемс) родственен экзистенциализму и феноменологии в признании субъективности оценок реальности. Как и экзистенциализм, прагматизм отвергает призрачные абстракции и большую часть словаря традиционной философии. Согласно воззрениям прагматизма, идеи имеют смысл только в конкретных человеческих ситуациях, «истина» как абстракция не имеет смысла вообще. Самое лучшее, что мы можем сказать о любой теории, — это: «Что ж, кажется, эта теория работает… по крайней мере, на данный момент».
Инструментализм (Дж. Дьюи, Дж.Мид, С.Хук) – порождение физиков. В целом он следует прагматизму, но особо подчеркивает, что достоверность или полезность любой идеи зависит от инструментов, при помощи которых идея проверялась. По мере улучшения качества инструментов достоверность или полезность этой же идеи будет изменяться.
Операционализм, как крайняя форма инструментализма, отвергает понятие «здравый смысл», поскольку последний опирается чаще всего на аристотелевской логике «или-или» и игнорирует масштаб рассмотрения феномена и систему, к которой принадлежит объект и субъект эксперимента.
Здравый смысл, например, предполагает, что утверждение «Работа была закончена через пять часов» может содержать в себе как абсолютную истину, так и объективность. Операционализм же, вслед за Эйнштейном (и прагматизмом), настаивает, что единственное имеющее смысл утверждение об этом измерении времени должно формулироваться так: «Когда я находился с рабочими в одной инерционной системе, мои часы показали интервал в пять часов между началом и концом работы».
Крайней формой операционализма является универсальный метаязык «Я-прим», предложенный в 1949 году Д. Дэвидом Борландом для корректности общения между людьми. Основная идея Борланда состоит в том, чтобы минимизировать элемент субъективности (тоннельности) из общения, и построить вариант алгоритмического языка для персонального биокомпьютера, которым обладает каждый человек (т.е. — для мозга). В этом языке, например, исключается употребление глагола «Есть» (является), поскольку человеку недоступна конечная реальность. Примеры выражений на обычном и на метаязыке «Я-прим» приведены ниже, в таблице.
Стандартный язык | Язык-прим |
1. Фотон является волной. | 1. Фотон ведет себя как волна, если сдерживать его при помощи двухщелевого экрана. |
2. Фотон является частицей. | 2. Фотон ведет себя как частица, если сдерживать его при помощи однощелевого экрана. |
3. Машина, сбившая человека, синий «форд». | 3. Мне кажется, что я припоминаю машину, сбившую человека, как синий «форд». |
4. Это фашистская идея. | 4. Для меня это кажется фашистской идеей. |
5. Бетховен лучше Моцарта. | 5. При моем нынешнем состоянии музыкального образования Бетховен кажется мне лучше Моцарта. |
6. Трава зеленая. | 6. Трава воспринимается как зеленая глазами большей части людей. |
Как видно, в описаниях на метаязыке действительность уже не выглядит столь явной, и определенной, как на обычном. Постоянно подчеркивается участие наблюдателя в восприятии, отчего картина не может выглядеть окончательной и однозначной, но лишь как вариант, выбранный наблюдателем в контексте ситуации и его внутреннего состояния.
Все это наводит на мысль о существовании некой глубокой, непроявленной на уровне материальных феноменов, реальности, объединяющее начало которой постоянно ускользает во все более сложных и мозаичных картах проявленного. Само же множество карт этой реальности не столько приближает человечество к истине, сколько разъединяет и даже сталкивает в борьбе за иллюзорную правоту.
Для того, чтобы продвинуться хоть на йоту в понимании квантового направления психологии, следует прежде всего определиться с понятиями о непроявленном единстве, без чего любые представления о проявленном (карты реальности) будут оставаться иллюзоными.
Основополагающее единство
Термин «Основополагающее единство, или квантовый уровень связности» был введен Стефеном Волински (см. Квантовое сознание) для обозначения трансперсонального переживания связи человека со всем сущим, которое автору удалось пережить вначале спонтанно, а затем устойчиво и осознанно. Качественные перемены, произошедшие в его психике, заставили его искать «научные объяснения», выходящие за рамки ссылок на восточные практики обретения нелокального состояния: Самадхи (Индийская Раджа-йога) или Сатори (Японский Дзен-Буддизм). Единственной наукой, столкнувшейся с феноменом нелокальной связи (а это и есть ЕДИНСТВО) на уровне эксперимента и вынужденной искать этому теоретическое обоснование, оказалась квантовая физика.
Теорема Белла о не локальной связи утверждает, что, квантовая теория не просто очередная умозрительная модель, но описание глубинной и фундоментальной информационной основы проявленной реальности. Сегодня этот вывод подкреплён развитием современных квантовых технологий (в том числе квантово криптографических систем и квантовых компьютеров).
Классическим экспериментальным подтверждением фундаментального единства на базовом, информационном плане бытия служит эффект квантовой запутанности. Он выражается в том, что элементарные частицы, имеющие единый мсточник происхождения (т.е. когерентные) ведут себя как части целого (т.е. полностью утрачивают независимость своего поведения) на каком бы расстоянии друг от друга они не находились.Так например смена знака спина (направления вращения) одного из двух когерентных (квантово-запутанных) фотонов в опытах А. Аспекта с меченными фотонами мгновенно отражалась на втором, независимо от его удаления от первого.
Ученик Альберта Эйнштейна, английский физик Дэвид Бом в своей теории целостности (Непроявленного порядка) выдвинул голографическую модель материально-духовного континуума. Используя голографический принцип визуализации целого, он расширил его до масштабов фундаментального принципа действительности («Холодвижения»). Д. Бом предположил, что полная информация о целом динамически свернута и присутствует на неком непроявленном информационном уровне, а затем может быть развёрнута в материальную форму. Импульс, схлопывающий непроявленное состояние квантовой системы (волну вероятности Де Бройля) в реализацию ее измерения на материальном плане, согласно постулата редукции Дж. фон Неймана, придает наблюдатель. При этом сам акт наблюдения (т.е. сфокусированного внимания) изменяет её состояние (проявляет его). Непрерывный процесс осознанного выбора-разворачивания по Д. Бому образует динамический духовно-материальный континуум. Согласно этой интерпретации «явный порядок» —это физический мир, открывающийся человеку в его двойственном восприятии реальности, а «неявный порядок» —это неразрывная целостность, соединяющая нас всех на нелокальном информационном уровне. . В современной онтологической интерпретации квантовой теории любая замкнутая система находится в нелокальном (непроявленном) состоянии, хранящем полную информацию о всех потенциально возможных проявлениях своих частей (подсистем). Так происходит, поскольку нет внешнего окружения, куда в результате взаимодействия бы возможен был отток необходимой для проявления информации. Единственной замкнутой системой формально можно признать лишь всю Вселенную, поскольку для неё понятие «внешнее окружение» теряет смысл. поэтому на информационном уровне она нелокальна. Это нематериальное состояние (состояние информационного поля потенций) невозможно описать в классических терминах, но оно является первичным. Именно так и следует понимать широко известную метафорическую формулу Дж. Уиллера (автора концепции Вселенной соучастия) «It from bit», которую можно перевести как «Все вещи происходят из информации». Согласно современной экзистенциальной интерпретации квантовой теории весь классический мир со всеми объектами и взаимодействиями между ними возник и продолжает возникать из этого нелокального источника реальности. На этом тезисе идея Творца обретает строгое научное обоснование. Сейчас уже никого не шокируют издание научной книги с названием «Decoherence and the Appearance of a Classical World in Quantum Theory, (Springer‑Verlag 2003)» («Декогеренция и появление классического мира в квантовой теории»). Заметим, что значение слова «appearance» (появление) имеет дополнительные оттенки: видимость, призрачное явление, нечто внешнее, противопоставленное «истинному», настоящему.
Не менее фантастичным выглядит вывод квантовой теории по поводу человеческого сознания (подробнее см. «Квантовая щель в метафизику»).
Американский физик Э.Г. Уолкер в своей книге «The Physics Of Consciousness: The Quantum Mind And The Meaning Of Life» и российский теоретик квантовой механики М.Б. Менский в своих трудах независимо друг от друга развивают догадку известного канадского нейрохиурга Уайлдера Пенфилда о том, что человеческое сознание не является порождением человеческого головного мозга. Согласно квантовой теориии нформации оно нелокально присутствует (трансцендирует пространство-время) в информационном поле глобального Сознания, а восприятие при помощи синтезирующих функций мозга (распознавание и категоризация образов) транслирует его на уровень доступный для осознания человеком. Заметим, что уровень доступа может сильно различаться для разных людей в зависимости от их психического развития. Нечто подобное мы находим и в более поздних работах квантовых физиков А. Госвами «Физика души») и А. Миндела «Квантовый ум».
Возврат к идее первичности Духа овладел умами философов еще на рубеже XIX-го и XX-го веков. Так, выдающийся американский философ и психолог Уильям Джеймс в своей классической работе «Психология» метафорически представлял сознание виде потока, не обладающего никаким собственником, но заполняющего все межличностное экзистенциальное пространство. Чуть позже, в 1907 г., французский философ Анри Бергсон сформулировал идею трансцендентного Мирового Разума в своей теории эволюции. Это во многом предопределило появление столь революционных интерпретаций квантовых явлений, коими можно назвать теорию Непроявленного порядка Д. Бома и теорию квантового сознания Э.Г.Уолкера. Физики не только не отвергли возврат философской мысли к архаичным идеям теософии о первичности Духа перед материей, но и сами включились в активный пересмотр парадигмы первичности. Лауреат Нобелевской премии 1967 г. Джордж Уолд писал: «Разум произошел не в результате эволюции, он существовал всегда. Уместнее говорить, что эволюция продукт воплощения разума».
Не может не броситься в глаза, что непроявленный уровень в целостной картине Д. Бома, или глобальное поле сознания Уолкера-Менского, на которых все сущее едино, во многом напоминает индуистское понятие Брахмана, китайскую концепцию Дао, Нагуаль в учении толтеков, «Сознание Будды» буддизма махаяны и высший (Монадный) план бытия в теософской традиции.
Тоннельная реальность
Термин «Тоннельная реальность» введенный Робертом Уилсоном (см. Р. А. Уилсон «Квантовая психология») представляется удачной метафорой для понимания несовершенства и узости моделей «объективной реальности», которые формирует человеческий мозг относительно окружающего его мира на основании онтологически свойственного человеку двойственного восприятия. В древнем учении толтеков, Нагуализме, для обозначения узости описательных карт реальности использовался созвучный термин — человеческий тональ. В Буддийской традиции использовался термин майя и упор делался на иллюзорности картин, генерируемых мозгом. Вне зависимости от термина, важнейшей психологической функцией, творимой мозгом карты реальности является физическое и психологическое выживание человека. В этом смысле он играет роль предохранителя от информационной перегрузки в канале Логоса, связывающем человека с Творцом (глобальным информационным полем Сознания). Вот, как эта мысль выражена в книге Олдоса Хаксли «Двери восприятия. Рай и Ад»: «В соответствии с теорией эволюции А. Бергсона, каждый из нас потенциально — Весь Разум. Однако, поскольку мы — животные, наша задача — во что бы то ни стало выжить. Для того, чтобы сделать биологическое выживание возможным, поток Всего Разума должен быть направлен через редуцирующий клапан мозга и нервной системы. То, что выходит с другого конца, — жалкий ручеек того сознания, которое поможет нам остаться в живых на поверхности данной планеты…».
По мере расширения образного ряда и появления абстрактного мышления одновременно генерируется и консенсусная реальность, необходимая для коммуникации и развития языка (см. подробнее «От восприятия к мышлению…»). Со временем человеческий тональ закрепляется в мифологии и коллективном бессознательном. Следует отдавать себе отчет в том. что по мере эволюции (или деградации, если следовать, например А. Белову) человечества, меняется и тоннельная реальность, в которой пребывает основная его масса[1]. Тональ древнего человека навсегда канул в лету. Так, Джулиан Джейнс в своей книге «Сознание и голоса разума» предполагает, что древние люди обладали архаичным типом сознания, в котором отделённость человеческого «я» от божественного «Я» не культивировалась. Подробнее об архаичных формах сознания см. «Хорошо забытое»
Следуя американскому психологу Эдварду Келли и рассматривая мозг, как фильтр в канале проведения информации от глобального информационного поля до человеческого сознания, следует различать биологические (врожденные) и социологические (благоприобретенные) ограничения, накладываемые им на уровне обыденного сознания.
Биологические ограничения нашего образа реальности формируются базовыми импринтами, генетикой и специфическими органами восприятия человека. Мозг человека при помощи своего нейро-сенсорного инструментария создает карту окружающего мира, которую субъект бессознательно воспринимает как реальность.
Наше ДНК имеет 98-процентное сходство с ДНК шимпанзе и 85-процентное — с ДНК южноамериканских паукообразных обезьян. Поэтому у нас, в принципе, та же анатомия, что и у остальных приматов, такая же нервная система, почти такие же органы чувств и т.д. (Наша более развитая кора головного мозга позволяет нам выполнять некоторые «высшие» или более сложные ментальные функции по сравнению с другими приматами, но наше восприятие в значительной степени остается в пределах нормального для приматов). Карта субъективной реальности собак или кошек отличается от нашей (кошки более восприимчивы к тонким планам сознания). Змеи живут в еще сильнее отличающемся сенсорном окружении. Они, например, видят тепловые волны, и, кажется, не видят «объектов». Тот мир, который видит змея, очень похож на спиритический сеанс — во мраке плавают поля «жизненной энергии». Вот почему змея бросится на воздушный шарик, надутый горячим воздухом, если он «вторгнется» на ее территорию.
Сравнивать чья карта лучше также бессмысленно, как сравнивать что лучше отражает реальность вольтметр или амперметр.
Таким образом, большинство животных воспринимает такой туннель реальности их среды обитания, какой статистически позволяет большей части особей данного вида жить достаточно долго для продолжения рода.
Социологические ограничения возникают у человека с самого раннего детства в форме импринтов (подсознательных рефлексий), социального обуславливания и обучения, которые перечислены в порядке уменьшения жесткости границ соответствующих субъективных карт реальности.
Благоприобретенные импринты (семантический, эмоциональный и сексуальный) формируются по мере взросления ребенка. Именно они, в первую очередь, способствуют формированию у человека целостных образов (гештальтов) окружающих феноменов на основе суггестии, ментальной и эмоциональной памяти об ощущении, возникшем после восприятия. Убеждения формируются со временем по мере подключения к импринтам менее жестких связей – социального обуславливания и обучения. Так постепенно, к возрасту половозрелости формируется первая карта реальности с ее идеалами, табуированием и убеждениями.
Мощнейшее воздействие на нашу карту реальности оказывает культурно-исторический контекст, в котором в нас импринтируется язык (семантический контур поведения), сексуальность, мораль, этика и эстетика (социальный контур поведения). Вот почему, при генетически равных условиях, карта окружающего мира (тональ) древнего грека, воспитанного в духе почитания богов и строгих норм спартанского общества, будет кардинально отличаться от карты гомосексуалиста, выросшего в современном западном обществе информационной открытости и вседозволенности(подробнее об этом — в разделе «Архаичное сознание» статьи «Хорошо забытое»).
Итак, любой субъективный мир, сформированный на основании интерпретации сенсорных сигналов, импринтов, обуславливания и обучения может отличаться от аналогичной карты реальности столь существенно, что добиться консенсуса по поводу «реальности» воспринимаемой картины мира будет трудно или невозможно не смотря на то, что обе картины сформированы представителями одного и того же биологического вида – человека разумного. Учитывая, что обладатель своей карты реальности, как правило, формирует ее таким образом, чтобы добиться максимального психологического комфорта, представляется логичным определить каждую из них в виде тоннельной реальности, следуя Р.А. Уилсону. Термин «тоннельная», кроме ограниченности карты реальности, подчеркивает также очевидные трудности и барьеры при коммуникации между собой обладателей не пересекающихся нигде тоннельных реальностей. Заметим, что чем глубже «тоннель», по которому человек уходит ментально в свой субъективный мир, тем меньше у него шансов вернуться обратно на общедоступный свет, с которым можно отождествить невербальное, лишенное образов и стереотипов восприятие ребенка.
Таким образом, социологические ограничения доопределяют такой тоннель реальности, который позволяет большей части членов данного социума (имеется в виду конкретный культурно-исторический контекст) выработать взаимно приемлемую зону психологического комфорта, позволяющую им безопасно сосуществовать, общаться и развиваться, не нарушая нормы и правила, установленные в данном обществе на данном этапе его истории.
Осознание факта коммуникации между людьми, как попытки согласования на ментальном и эмоционально-чувственном уровне возможно не пересекающихся, субъективных, тоннельных реальностей способствует как критическому отношению к собственной правоте, так и к толерантности в отношении к иной точки зрения. Именно поэтому, излагаемый здесь материал больше относится к психологии, чем к философии. По сути, выстраивание линии поведения на основе принятия неединственности возможных интерпретаций, переживаний одних и тех же событий и реакций на них и составляет стратегическую задачу квантовой психологии.
Реальность, создаваемая наблюдателем
То, что мы во многом сами являемся творцами «объективной реальности» вокруг нас для взрослого человека чаще всего уже не секрет. Но, что это, как ни квантовое включение наблюдателя в наблюдаемое?
Каждому известны эффекты предвзятого мнения. Человек, которого вы видите впервые может выглядеть как герой или негодяй в зависимости от того, что вам сообщили о нем предварительно. На этом эффекте — навязывания образа (например, образа врага) — построено большинство техник манипулирования сознанием. Если никакой предварительной информации вы не имеете, то человек, которого вы видите впервые, будет выглядеть, скорее всего, в соответствии с тем образом, который припишет ему ваш творческий мозг. Так происходит потому, что «видение», включает в себя процесс распознавания образом, классификации и интерпретации результатов. При этом внешний вид этого человека при дальнейшем общении может меняться многократно в зависимости от производимого им впечатления. Этот пример, демонстрирует факт вашего участия (сотворчества) в любом акте познания окружающего мира.
Творческий потенциал воображения и визуализации человека по истине потрясает. Так в опытах Пасаля-Леоне с музыкантами, играющими на фортепиано и воображающими, что они играют на фортепиано, было доказано, что не только действие, но даже мысль (визуализация) действия, способны создавать в человеческом организме устойчивые нейронные связи, управляющие движениями рук музыканта уже без участия реального поведенческого акта – игы на фортепиано.
Еще более красноречивы факты преобразования этого мира в зависимости от вашего отношения к наблюдаемому. Наиболее ярко они проявляются в феноменах спонтанной ремиссии (плацебо).
Так, в 1962 году молодой человек по имени Витторио Микелли поступил в военный госпиталь итальянского города Верона с прогрессирующей карциномой. Несмотря на все усилия врачей, состояние Микелли все ухудшалось; сами кости таза начали разрушаться. Случай казался врачам безнадежным. 24 мая 1963 года Микелли покинул госпиталь и отправился в Лурд, где совершил омовение в местной воде, которая считается «чудотворной». Свои переживания он впоследствии описывал как неожиданное ощущение тепла, распространяющегося по всему телу. К нему внезапно вернулся уже давно исчезнувший аппетит, и он снова начал с удовольствием принимать пищу. Молодой человек почувствовал в себе новую жизнь и новую энергию; он начал набирать вес. Примерно через месяц он вернулся в госпиталь, где ему сделали рентгеновский снимок, на котором никаких следов раковой опухоли и метастазирования не было обнаружено.
Исследования Эрнеста Лоренса Росси ( «Психология психосоматического целительства», 1988) показали, что плацебо оказалось эффективным в качестве заменителя морфия в 56% случаев в шести исследованиях; в качестве заменителя аспирина в 54% случаев в девяти исследованиях и в качестве заменителя кодеина в 56% случаев в трех исследованиях.
Согласно «Brain-mind bulletin» за май 1988 г., Джон Бэрфут из Дьюкского университета обнаружил отрицательную корреляцию между подозрительностью и долголетием. Изучение здоровья 500 пожилых мужчин и женщин в течение пятнадцати лет позволило ему сделать следующие выводы:
а) те, кто отличается высокой степенью подозрительности, цинизма и недружелюбия, умирают раньше остальных;
б) высокий уровень смертности среди тех, кто имеет сценарий Неудачника, не зависит от возраста, пола, предыдущего состояния здоровья, рациона и даже «вредных привычек». (Те, кто курит и воспринимает это оптимистически, живут дольше, чем те, кто курит и беспокоится об этом.)
в) уровень смертности среди тех, кому свойственна высокая степень враждебности по отношению к другим людям, в шесть раз выше, чем в остальных группах.
Важно отметить, что позитивно настроенные люди, пребывают в не меньших иллюзиях относительно реальности, чем отрицательно настроенные. Но, речь в данном случае идет не о степени близости к истине, а о векторе направленности мыслей и эмоций.
Случаи спонтанной ремиссии, основанные на вере в исцеление, столь многочисленны, и уходят корнями в такие глубины человеческой истории, что отрицать их невозможно. Многочисленными исследованиями на многих тысячах лиц выявлено, что плацебо-эффект (один из трех видов) наблюдается в среднем у трети (33%) здоровых и больных различными заболеваниями.
Квантовый феноменом воздействия наблюдателя на наблюдаемое тем более отчётлив, чем выше их информационное единство (квантовая запутанность). Неслучайно, что наиболее выражен этот эффект именно в воздействии на собственное тело (психо-соматический континуум человека), поскольку человеческий организм есть ближайшее и наиболее значимое для индивида материальное поле проявления его намерения.
На сегодня феномен плацебо более не представляется чудом, но имеет строгое, эмпирически подтвержденное объяснение. Между головным мозгом и остальными системами организма существуют нейронные связи, которые позволяют преобразовать его установки в биохимические рефлексы организма в целом. В частности, «установочные» рефлексы коры головного мозга преобразовываются в нейрохимические и гормональные процессы, проходя через гипоталамус — древнюю маленькую часть заднего отдела мозга, которая отвечает за многие программы организма, включая иммунную систему. Система, регулируемая гипоталамусом и обеспечивающая связь мозга с организмом построена на нейропептидах, которые обладают дуальной природой.
- На прямой связи «Мозг-тело» они ведут себя, как гормоны (например эндорфин, имеющий успокаивающее и обезболивающее воздействие). Когда нейропептиды покидают мозг и начинают действовать в организме как гормоны, они взаимодействуют со всеми важными системами, включая иммунную. Повышенная активность нейропептидов, таким образом, вызывает повышенную сопротивляемость организма болезням, внутреннее ощущение «хорошего самочувствия». Так как нейропептиды проникают в практически все жидкости в организме (кровь, лимфу, цереброспинальную жидкость и т.д.), а также в промежутки между нейронами, нейропептидная система действует медленнее, но более холистично, чем центральная нервная система.
- На обратной связи «Тело-мозг» они работают, как нейропередатчики (химические вещества, вызывающие изменения в функционировании головного мозга).Здесь они обеспечивают открытие и, возможно, импринтирование новых нейронных дорожек, «сетей» и «рефлексов». Формально это означает, что определенная доза нейропептидов оказывает на головной мозг такое же влияние, как доза любого психоделического вещества, расширяя диапазон восприятия мира (смещая локальную точку сборки Сознания). В таком случае, по-настоящему большой выброс в мозг нейропептидов будет субъективно восприниматься как «новое рождение» или трансцендирование того, что казалось непреодолимыми ограничениями. Для объяснения этого многие прибегают к религиозным метафорам вроде «на меня низошел Святой Дух» и т.п. тарабарщине
Возможность к самоисцелению проявляет активированный нейро-соматический программный контур психики человека (подробнее см. Р.А. Уилсон «Психология эволюции»). Но, не только это!
Как известно, память селективна в зависимости от настроения. Если оно плохое – все вспоминается в черном цвете и наоборот. Но, не только память, но и фильтры восприятия и интерпретации настоящего зависят от текущего настроения. Каждому знакомо ощущение яркости цветов окружающего мира, когда находишься в хорошем настроении и, наоборот, серость и блеклость красок при плохом. На этом, по сути, квантовом феномене построены все техники нейро-лингвистического программирования, которые, по сути, используют обратную связь «тело-мозг» описанную выше.
Перейдем от отдельного индивида к человеческому обществу.
Эффекты импринтирования, обуславливания и обучения при социализации часто недооцениваются. Между тем, социальное окружение человека таково, каким является соответствующее коллективное бессознательное, которое складывается из поколения в поколение путем накопления этических и эстетических норм, закрепленных в форме архетипов.
Так, например, в индейском племени зуни, живущем на юго-западе Америки, никогда не было самоубийств, а единственное убийство, о котором упоминается в фольклоре этого племени, произошло около трехсот лет назад. Нет никаких оснований утверждать, что зуни прибыли с другой планеты. Они — люди. Просто их реальность отличается от реальности белых американцев, у которых показатели убийств и самоубийств зашкаливают (см. подробнее Р.А..Уилсон «Квантовая психология»).
В современной социальной психологии для определения коллективной тоннельной реальности общества введено понятие Мем. По определению Ричарда Докинза «Мем это система взглядов на мир, которая сплачиваясь, формирует культурную уникальность данного народа». Мем распространяясь от человека к человеку, с течением времени создает консенсус по всем базовым вопросам религии, естествознания, этики, эстетики и постепенно проникает в коллективное бессознательное, видоизменяя его в соответствии с данным этапом развития культуры. Укоренившийся в мифологии и коллективном бессознательном мем, порождает архетип. Поэтому, в частности, в каждом обществе поведение людей максимально приближено к ожидаемому в этом обществе поведению. (См. подробнее /Бергер и Лукман «Социальное конструирование реальности» ).
К сожалению, современные мемы нашей цивилизации порочны. Это: сосредоточенность на богатстве; успех любой ценой, культ грубой силы; эгоизм. Беда в том, что они входят в нас, как само собой разумеющееся. Они импринтированны в коллективное бессознательное и не ставятся под сомнение! Однако, используя концепцию квантовых скачков в психологии и сознательной эволюции (подробнее см. Дж. Уилсон «Психология эволюции»), как парадигму обновления и интернет, как инструмент информационного обмена, можно набрать необходимые 0.1% членов социума для активации перехода человечества к новому мему, основанному на холономной парадигме.
Квантовая реальность
Сто лет назад открытия в квантовой физике перевернули представления об окружающем нас мире до таких основ, что это не могло не отразиться на подходах к человеческой психике и сознанию. Углубляясь в микромир в поисках «базовых кирпичиков» мироздания физики наткнулись …на неразделимое единство связи всего сущего, которое обнаруживает себя на информационном уровне непроявленного порядка. «Базовые кирпичики» не захотели складывать прочный фундамент для классической физики. Более того, они заставили пересмотреть однозначную причинно-следственную Аристотелевскую логику, лежащую в основе познания. Оказалось, что на уровне фотонов и электронов материальная частица становится пространственно неопределенной волной, способной локализоваться обратно в частицу в любой точке пространства под действием… нашего наблюдения, т.е. сфокусированного сознания. Более того, современная экзистенциальная интерпретация квантовой физики утверждает, что вся видимая «объективная реальность» лишь проявление некого, фундаментального информационного по своей сути непроявленного порядка (см. подробнее «Квантовая щель в метафизику»). Если так, то в широком смысле все события нашей жизни происходят не сами по себе, но проявляются из непроявленного состояния под воздействием нашего сознания. И тогда наши чувства, мысли, мольбы, визуализации и т.п. играют роль импульсов «включения» соответствующих вариантов развития жизненных ситуаций и причиной их последствий.
Такой поворот неизбежно затрагивает уже не только естественные науки, но и философию, и, как следствие, психологию. Более того, эволюция взглядов психологов на «кирпичики», из которых можно составить пригодную для терапии «карту» человеческой психики в чём-то подобна тому, что произошло в физике, при аналогичном поиске «кирпичиков». По мере того, как классический психоанализ Фрейда старался доказать, что человек гораздо беспомощнее, чем мы предполагаем, в его подсознательном вскрывались такие глубины, которые свидетельствовали об обратном. Не случайно, что бывший ученик Зигмунда Фрейда, швейцарских психолог и философ Карл Густав Юнг пришел к убеждению, что для понимании личностных проявлений человека следует познать непроявленные трансперсональные основы его мотиваций. Так в психологии появились понятие коллективного бессознательного, вполне аналогичное непроявленному порядку Д. Бома в квантовой физике. Исследования в области спонтанной ремиссии (см. выше) позволили говорить о неразделимом психо-соматическом (т.е. материально-духовном) континууме. Такое обобщение казалось конструктивным для включения общей психологии в поле еще более общей психологии, которую по аналогии с физикой пионеры этого направления назвали квантовой.
В заключительной главе своей книги «Квантовая психология» Р.А. Уилсон пишет «последние достижения квантовой механики открывают возможности для более быстрого продвижения в понимании «трансцендентных» состояний человеческой психики, которые не кажутся более паранормальными». Здесь же он формулирует основы подхода к сознательной эволюции человеком своей психики, развитые им в следующей его работе «Прометей восставший. Психология эволюции». Почти одновременно появляется книга С. Волински Квантовое сознание», в которой автор делится своим колоссальным опытом духовных практик в области достижения устойчивого переживания глобальной целостности. Общим знаменателем нового, квантового направления в психологии по мнению его пионеров, является преодоление эгоцентричного (двойственного) восприятия, которое способно, лучше всякой психотерапии, раскрыть человеку самый глубокий уровень собственной личности, и осознать, что «Ты есть то».
Как это отражается на терапевтических подходах?
Большинство подходов классической психотерапии строятся на попытке создать новое «хорошее» убеждение поверх старого проблематичного, предполагая и оценивая, что лучше иметь «хорошую» программу, убеждение, или решение, чем «плохую» программу, убеждение, или решение. С. Волински во второй главе своей основополагающей работы «Квантовое сознание» приводит красноречивый пример анализа довольно типичной ситуации: хронического конфликта с родителями. Бихевиористический анализ этой ситуации будет основан на условном разделении личности конфликтующего. Та её часть, которая соотносится с «внутренним ребенком» будет делать вид, что все в порядке, и вести себя так, чтобы родители продолжали вас любить. А другая, повзрослевшая часть личности, будет очень злится и всегда стараться доказать неправоту родителей. Квантовая психология прежде всего фокусируется на том, кто находится за рамками всех частей, всех травм, всех ложных «я». Квантовая психотерапия всегда направлена на осознание и переживание основополагающего единства. Если рассматривать данный пример с позиции наблюдателя, то контекст конфликта исчезнет, поскольку раскроются более глобальные общности и взаимосвязи, конфликтующих сторон. Когда пережит более общий контекст, конкретные реакции начинают терять свою определенность и важность. Именно в этом основополагающем переживании единства можно достичь настоящей целостности. Она послужит контекстом для всего остального. Так возникает то психологическое пространство, где проблемы исчезают, и появляется ваше нелокальное переживание. Другими словами, вы становитесь неизменным фоном, а проблемы, психологические или эмоциональные, рассматриваются как вечно меняющийся (моросящий) передний план. Если расширить аналогию картины восприятия со сценой, то классическая психология интересуется ее передним планом, а квантовая психология интересуется фоном. Это не означает отрицания переднего плана. Просто добавление фона, как правило сильно меняет всю мизансцену действия, а в нашем случае — весь психологический контекст восприятия.
Удивительным образом цели и средства новой, квантовой психологии совпали с трансперсональным направлением гуманистической психологии, которая параллельно и независимо развивалась в работах С. Грофа, Ч. Тарта, Г.Ханта, К. Уилбера и Р. Уолша (подробнее см. например В. Козлов, В. Майков «Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект»). Разница состояла, пожалуй, лишь в том, что роль психотерапевта в, рекомендуемых квантовой психологией, практиках и упражнениях практически полностью передавалась собственно интересанту, тогда как трансперсональная психотерапия все же сохранила различия между клиентом и специалистом, который теперь именовался фасилитатором (досл. облегчателем). Да, и сама практика в трансперсональной психотерапии чаще всего отходит от канонов, все более превращаясь в групповые занятия, сессии или тренинги.
В заключении своей книги «Квантовая психология» Р.А. Уилсон писал: «Нелокальное «я» — вне времени и пространства — еще не удавалось перевести в линейный вербализм левого полушария головного мозга». Для освоения психологией этой новой, Квантовой реальности он отводил срок в половину века.
Что же мы имеем на сегодняшний день, 30 лет спустя?
Квантовое поле чудес: популяризации интерпретаций
На смену множеству вполне научных (ибо писаны были ученными с мировыми именами) интерпретаций квантовой физики на плоскость философии пришли не менее научные (ибо писались докторами наук) популяризации квантовой физики на плоскость психологии. См. например, Р.А. Уилсон «Квантовая психология», С. Волински, «Квантовое сознание», А. Миндела «Квантовый ум». А. Госвами «Физика души. Квантовая книга жизни, умирания, перевоплощения и бессмертия». Квантовая психология по замыслу авторов должна была стать вместилищем новой психологии, в которую классические направления вошли бы точно так же, как классическая механика, оптика или электрофизика входят в квантовую физику, как частные случаи. Однако этого не произошло. Более того, она была отторгнута сообществом психологов, как ненаучное направление (см. например статью «Квантовые концепции сознания: возможности и перспективы психологической науки»). Это не удивительно, поскольку, эмпирическая наука не смотря на революционный прорыв квантовой физики, произошедший сотню лет назад, и до сих пор остается в рамках Ньютоно-Картезианской материалистической парадигмы познания. Здесь ей удобнее черпать финансирование на прикладных аспектах. Удивительно другое, — что психология, не смотря на все её трансперсональные направления, все еще относит себя к эмпирическим наукам (см. подробнее «Почему психология не эмпирическая наука?».
Однако, никакими запретами или игнорированием невозможно задушить природную тягу человека к самопознанию, ибо актуализация самости, как писали основоположники гуманистической психологии, является его базовой метапотребностью (см. эссе «Базовая метапотребность в развитии личности»). Спрос, как известно, порождает предложения, а в современном информационном обществе спрос порождает настоящее цунами предложений. Так на книжных полках магазинов и на просторах Интернета появились вначале десятки, затем сотни книг и статей под общей рубрикой «Квантовое сознание» или «Квантовая психология» или даже чего похлеще (см. например серию электронных изданий «Квантовая магия»). Все эти «Божественные матрицы», «Управления реальностью», «Трансферинги реальности», «Квантовые воины» и «Квантовые магии» просто заполонили информационное пространство. Причем если книги Вадима Зеланда или Джона Кехо еще как-то соотносились с, породившей их, квантовой психологией, то «шедевры» последних лет все больше напоминают пособия по скоростному нейро-лингвистическому само-программированию при помощи новомодных терминов: нейровизуализация, пластичность мозга, эпигенетика и т.п., точный смысл которых неведом скорее всего и авторам, их употребляющим. Свято место пусто не бывает. На месте несостоявшейся психологии духовного саморазвития появилась религия нового века New Age, объединившая в своих рядах поклонников оккультного, эзотерического и синкретического направлений, популяризированных до уровня домохозяек, занятых приготовлением борща, уборкой квартиры и уходом за детьми одновременно.
Особенность современного социума — колоссальная перегруженность информацией. Как подсчитал французский экономист Жорж Андериа, объем информации удвоился за 1500 лет от Иисуса до Леонардо, затем снова удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, удвоился опять к началу ХХ-го столетия и в очередной раз удвоился всего за семь лет (1967 —1973). Очередной срок удвоения информации оценивается в полгода (подробнее см. Плешаков В.А. «Киберонтология и психология безопасности информационной сферы»). Не даром ключевое слово современной эпохи — «Короче». Сочетание дефицита внимания с нелинейно растущим объемом информации, которая атакует человеческое сознание, уменьшает интервал времени, которое читатель может позволить себе потратить. Закон изложения мыслей для общества потребления суров: текст должен держать читателя в напряжении до тех пор пока он не потратит деньги на его приобретение. Впрочем, тексты современного пользователя Интернетом, как правило, уже не захватывают, гораздо мощнее привлекает видео, в котором информация подается в разжеванном, образном виде, исключая элемент трансляци-осознания. Все это порождает монстров в области популяризации экзистенциальных основ существования. Тех самых, над которыми наши предки проводили часы, дни и годы размышлений.
В популярной сейчас сери книг Дж. Диспенза «Сила подсознания» (см. например «Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели»), читаем следующее:
«Если человеческий разум способен материализовать электрон, то теоретически он может материализовать любую вероятность…(У Зеланда здесь используется слово «вариант») Это значит, что в квантовом поле уже содержится реальность, в которой вы здоровы, богаты, счастливы и обладаете всеми качествами и способностями того идеального образа себя, что присутствует у вас в мыслях».
«Ура! Что же нам делать, чтобы наконец стать счастливыми и богатыми за четыре недели, а лучше прямо сейчас!?» Так должен реагировать зачарованный читатель. Все, оказывается просто. Читаем дальше, продираясь сквозь витиеватость наукообразного языка:
«мы должны полностью отрешиться от внешнего мира (погрузиться в ничто), освободиться от ощущения тела (стать никем) и потерять счёт времени (окунуться в безвременье) — т. е. фактически превратиться в чистое сознание».
Что тут сказать, кроме «Упсссс!»?
Поскольку в век Интернета разделение людей на Посвященных и Непосвященных потеряло всякий смысл, то и сакральные знания, становятся общедоступными. А чтобы пользователь сети «всосал» их в свое клиповое сознание побыстрее они формулируются в виде коротких и (главное) броских формул. Вот несколько из той же книги Дж. Диспенза о квантовом поле чудес:
- Бесконечное число вероятностей ждут своего наблюдателя.
- Чтобы что-то изменить, думайте новыми мыслями о новых результатах.
- Состояние бытия есть состояние ума: когда мозг и тело едины.
- Квантовое созидание: благодарите прежде, чем получите результат.
- Квантовое поле реагирует не на наши желания, а на наше состояние бытия. («Улыбайтесь, господа»!)
Венцом же этого бестселлера по праву можно считать вот эту формулу достижения счастья за четыре недели:
«Удерживайте чёткое намерение достичь задуманного, но детали его исполнения оставьте непредсказуемому квантовому полю. Пусть оно само позаботится о том, чтобы желаемое событие вошло в вашу жизнь наиболее подходящим для вас образом.»
Доктор Тимоти Лири, вдохновивший своего младшего товарища и коллегу Р.А.Уилсона на идеи о квантовой психологии, показался сумасшедшим большинству своих коллег, когда более полувека тому назад он заявил: «Вы можете изменять себя так же легко, как вы переключаете каналы в телевизоре». Вообще говоря, он был прав. Но, мог ли он предположить тогда, что своими словами открывает ящик Пандоры?
Заключение
Интерпретация выводов квантовой физики в рамках теории измерений Дж. фон Неймана, теории Непроявленного порядка Д. Бома и теории декогеренции В.Зурека заставляет коренным образом пересмотреть карту реальности, которая были в распоряжении естественной науки от её зарождения (XVII век, Ньютоно-Картезианская модель Вселенной) до появления теории относительности и квантовой физики. В след за постранственно-временным континуумом, предложенным А. Энштейном, в рассмотрение вводится духовно-материальный континуум Бома — фон Неймана. В сочетании с холономной парадигмой, первичности Сознания, такой взгляд на реальность переворачивает классический «научный подход», возвращая его к древнейшим атеистическим[2] учениям востока (Упанишады, Суфизм, Буддизм, Даосизм), шаманизму и магии. Все это не могло не отразиться на подходах к изучению человеческого сознания и психики. В наибольшей степени, этот возврат на обновленном, квантовом уровне понимания природы, отразился в Квантовой психологии, первоначально представленной работами Р.А. Уилсона («Квантовая психология») и С. Волински («Квантовое сознание»). Выводы авторов кратко сводятся к следующим положениям:
- Квантовые эффекты информационной сцепленности (запутанности) находят свое объяснение в теории целостности (Непроявленного порядка). В рамках этой теории получают новое, современное истолкование древнейшие восточные атеистические[3] учения о Мировом Разуме, который манифестирует себя в человеческом сознании (Упанишады, Суфизм, Буддизм, Даосизм).В психологии квантовому (информационному) уровню единства соответствует понятие Синхронистичности, введенное К.Г. Юнгом. В психологии квантовому (информационному) уровню единства соответствует понятие коллективное бессознательное введенное К.Г. Юнгом. В биологии — морфогенетическое поле, введенное А.Г.Гурвичем.
- Человеческий мозг в силу биологически и социально обусловленной двойственности восприятия создает специфически субъективную картину реальности («тоннельная реальность» — по Р.А.Уилсону, Тональ — в учении древних толтеков, Майя — в Буддизме). Это искаженное представление скрывает от человека его неразрывную принадлежность к всеобщей информационной целостности Сознания. Следствием этого в психике являются гипертрофированный эгоцентризм, экзистенциальные кризисы взрослости, торможение и полная блокировка природных программ актуализаци самости
- Игнорирование существования специфических тоннельных реальностей у каждого человека создает потенциальные проблемы межличностного общения, а на более широком уровне рассмотрения социума — создает предпосылки для межкультурных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов. Именно поэтому история человеческих отношений на межличностном и межгрупповом планах представляет собой, главным образом, историю конфликтов и войн.
- Использование квантового подхода в психотерапии позволяет в принципе разрешить глубинную проблему самоидентификации человека, которая вызревает в его психике на протяжении первой половины жизни, и начинает проявлять себя явно начиная со второй (см. подробнее «Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов»). Путь к освобождению из ловушки двойственного восприятия и выходу на трансперсональный уровень самоотождествления лежит через преодоление психологического притяжения собственного эго (подробнее об этом см. эссе «Эго благо или иго?»). Как всякий внутренний путь обретения Истины, этот путь проходится, идущим по нему, в одиночку. Роль психотерапевта здесь сводится к просветительству, коррекции направления движения и присмотру за результатами. По сути, к этому испокон веков сводилась роль духовных наставников.
Выбравшим для себя внутренний путь к единству и преодолению собственного эго следует быть осмотрительным в выборе проводников. Поскольку в квантовой психологии так и не созданы структуры соответствующей терапевтической поддержки, то их роль на себя взяли удаленные, заочные «помощники». Используя практически бесконечный информационный ресурс Интернета, а также неоднозначность объективно трудных в понимании следствий квантовой механики, сегодня они соревнуются между собой в жонглировании модными словечками и привлекательными формулами. Так в информационном пространстве нашего времени появилось настоящее квантовое поле чудес, где вам обещают достижение райских кущ не просо при жизни, но через 4 недели от начала занятий (точнее поступления первой проплаты). Не стоит обольщаться на эти посулы. Вожделенный квантовый скачок сознания по чужой подсказке не происходит. Выход на нелокальный уровень самоотождествления должен быть подготовлен и, отчасти, даже выстрадан всей жизнью (см. подробнее эссе «Нужно ли освобождаться от иллюзий?»). Судьбы немногих истинно просветленных адептов пути духовного пробуждения и святых людей тому порука и пример для подражания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Путь от принятия к сведению парадигм квантовой психологии до осознания своего единства с окружающим миром (признания себя частью глобального информационного поля Сознания) может занять остаток жизни. Конечно, существуют дыхательные и медитативные техники расширения сознания, при которых такое осознание происходит скачком (речь идет о том, что в буддийской традиции называется просветлением). Однако, эти техники требуют существенной смены стиля жизни и отхода от стереотипов поведения. Современному человеку, погруженному в общество тотального пот ребления, все труднее решится на такой шаг. Что делать тому, кто душой принимает все вышеописанное, но не обладает достаточной внутренней свободой, чтобы изменить свою жизнь в одночасье? Ниже приведены семь полезных советов от Джона Кехо (подробнее см. Кехо Дж., Квантовый воин), которые помогут вам постепенно проложить и укрепить нейронные связи между мозгом и телом, необходимые для активации метапрограмм развития личности, предусматривающих квантовые скачки ко все большей осознанности (подробнее см. Дж. Уилсон «Психология эволюции»).
- Выслеживание внутреннего диалога
Прислушайтесь к себе с позиции стороннего наблюдателя и вы услышите, что ваш мозг непрерывно занят внутренним диалогом. Причем в нем он постоянно скачет с одной мысли на другую. Это лишает нас душевного равновесия, внутренней гармонии/целостности, выбивает из естественных ритмов и обессиливает. Плохо то, что происходит это бессознательно, т.е. помимо нашей воли. Увидеть и осознать это – уже полдела. Побороть – победа!
- Отказ от рефлексий
Рефлексии выражаются в форме бессознательных, как правило, мгновенных реакций на стандартные ситуации. Они – суть проявления базовых импринтов выживания, т.е. рудиментарные проявления нашей животной природы. Мы прихлопнем муху на лбу прежде, чем подумаем, что можно было просто мотнуть головой; чертыхнемся прежде чем отсчитаем до трех и отпустим досаду; хлопнем дверью, ответим грубостью на грубость и т.п. Все это опускает нас на уровень социализируемых приматов или механистичных био-роботов, рутинно доживающих свой век в стареющем и все более слабеющем теле
- Отказ от мелочных переживаний в пользу радости и веселья
Склонность зацикливаться и придавать большое значение негативным мелочам свойственна любому человеку. Эти переживания находятся обычно в промежутке между амбициями (неадекватным самомнением) и жалостью к себе. И то и другое – суть, полюса одного и того же вектора – гипертрофированного внимания к собственному эго (персоне). Освобождение от этой склонности высвобождает душевную энергию, которая тратится здесь на содержание и обслуживание своего «драгоценного» эго. Волнения, как правило, непродуктивны. Страхи – рудимент телесных переживаний, идущий из доисторических времен и/либо из прошлых жизней. Здесь важно осознать, что подобные переживания питаются энергией наших мыслеобразов. Поменяйте точку зрения, начните думать о хорошем!
Страхи возникают по 2м возможным причинам: либо мы ленивы и не можем перенаправить мысль в иное русло; либо (чаще) мы не верим в Законы Вселенной и отделяем себя от нее.
В любой ситуации помогает мысль: «Мир развивается так, как должен. Делай все от тебя зависящее, чтобы гармонизироваться с ним». Иными словами: «Делай, что должно и будь, что будет!»
Напротив, минуты радости и смеха наполняют нас весельем. Счастье не нужно искать. Его нужно испытывать ежедневно. Оно в мелочах: красивый вид, приятный мотив, смешной пассаж и т.д. Так легко поднять себе настроение (почти также как и упустить его). Одним словом стакан должен быть наполовину полон, а не пуст!
- Не критикуй, прощай
Желание покритиковать и гнев из той же серии. Все это – производные эгоизма. Они обессиливают нас, поскольку дают отрицательный запрос во вселенную – «все плохо». Иисус с этой точки зрения (энергосбережения) давал очень прагматичный совет: «отвечай любовью на нелюбовь». Выигрывает прощающий, а не прощенный! По той простой причине, что прощающий гармонизируется со Вселенной (идет по ее течению).
- Осознание текущего момента
Не проваливаться в прошлое и не забегать в будущее, быть тотально в текущем моменте – этому учит Дзен Буддизм. Ведь все, происходящее с нами неслучайно. Это Урок. На уроке нужно быть внимательным.
Полностью находиться в текущем моменте можно если разум не выносит оценок/ суждений. Остановка мыслей-суждений – цель медитативной практики. Эта привычка, по сути, — производная от первой. Но, она сложнее…
- Развитие личности
Не останавливаться на долго в зоне психического комфорта, иначе его стены станут вашей тюрьмой. Мы избавляемся от жалости к себе, заменяя ее благодарностью; заменяем самомнение на сдержанность; гнев – на терпимость; ненависть – на любовь и т.д. Так происходит постепенное развитие личности. Важно обращать на это внимание в повседневной жизни. Именно так формируется на энергетическом плане нужный посыл.
- Ведение дневника
Это обязательный элемент любого тренировочного процесса. А мы должны тренировать свой разум. Очень полезно вести дневник снов. Это позволяет понять свое подсознание и научиться общаться с ним. Только через дисциплину и регулярную практику можно поменять себя и свою жизнь. В этом деле дневник – просто не заменим!
Рекомендуемая литература
- Безант А., Исследования сознания
- Безант А., Эзотерическое христианство
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания
- Бергсон А., Творческая эволюция
- Бом Д. Развёртывающееся значение: Часть 1. Скрытый порядок: новый подход к реальности
- Брейден Г., Коды сознания: Измени свои убеждения, измени свою жизнь
- Вольф Ф.А., Сновидящая Вселенная. Расширение сознания, или там, где встречаются Дух и Материя
- Волински С., Квантовое сознание
- Госвами А., Физика души. Квантовая книга жизни, умирания, перевоплощения и бессмертия
- Гроф С., Гроф К., Неистовый поиск себя
- Джеймс У., Психология
- Джейнс Дж., Сознание и голоса разума
- Капра Ф., Дао физики
- Квантовая теория человеческого сознания Пенроуза — Хамероффа
- Кехо Дж., Квантовый воин
- Козлов В, Майков В., Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект
- Минделл А., Квантовый ум. Грань между физикой и психологией
- Морозов Е.В., Эволюция сознания. Современная наука и древние учения
- Свами Вивикананда Раджа йога
- Судзуки Д.Т. Основы Дзен Буддизма
- Талбот М. Вселенная как голограмма
- Тейлор С., 2017. Скачок. Психология духовного пробуждения
- Тимоти Лири, Семь языков Бога.
- Уилсон Р.А., Квантовая психология
- Уилсон Р. А., Прометей восставший. Психология эволюции
- Уолш Р., Пути за пределы эго
- Хаксли О., Двери восприятия. Рай и Ад.
- Хаксли О., Вечная философия
- Холистическая теория сознания Д.Деннета. (авт. Старикова И.В., ЦелищевВ.В.)
- Шюре Э., Великие посвященные. Очерк эзотеризма религии
- Щербатской Ф.И., 1988. Избранные труды по буддизму
- Юнг К.Г., Концепция коллективного бессознательного
- Юнг К.Г., Синхроничность
- Walker E.H., The Physics Of Consciousness: The Quantum Mind And The Meaning Of Life.
См. также эссе под рубрикой «Горизонты»:
- Эго. Благо или иго?
- Буддизм XXI-го века – религия общества потребления
- Нужно ли освобождаться от иллюзий?
- Природа сознания или сознание Природы?
- Эволюционная психология или психология эволюции?
- Ловушка двойственности восприятия
- Базовая метапотребность в развитии личности
- Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов
- Уровни человеческого сознания в трактовке вечной философии и трансперсональной психологии
- Пути Познания Истины
- Путь шамана. Нейроонтологическая интерпретация духовных опытов
- Смыслы экстремальной ситуации в жизни человека
См. также
Раздел Передовая психотерапия
Разделы Справочника :
- Холономная парадигма и трансперсональная психология
- Социализация как этап психического развития личности
- Развитие ребенка в период раннего возраста (1-6 лет)
- Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
- Теория личности в гуманистической парадигме
- Как это делается (технологии зомбирования)
СМ. также лекции Ю.И.Александрова
«Мозг и Культура» 1 – https://www.youtube.com/watch?v=3wHQbnNv0a0
«Мозг и Культура» 2 – https://www.youtube.com/watch?v=ByHuNaDFk1o
[1] Это связано с тем, что объем информации, который мозг должен адоптировать под психику возрастает с годами нелинейно. Как подсчитал французский экономист Жорж Андериа этот объем удвоился за 1500 лет от Иисуса до Леонардо, снова удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, удвоился опять к началу нашего столетия… и в очередной раз удвоился всего за семь лет (1967 —1973). Доктор Жак Балле совсем недавно оценил срок удвоения информации в 18 месяцев.
[2] т.е. не требующие персонификации духовного начала
[3] т.е. не требующие персонификации духовного начала
Добавить комментарий