УровниЗдесь и ниже под термином «Вечная Философия» мы будем понимать согласно Олдосу Хаксли «универсальное представление о природе человеческого сознания, выражающее те же прозрения, что и философско-религиозные школы древности, но в психологическом ключе /Хаксли, 1997/. Трансперсональная  психология будет ассоциироваться здесь прежде всего с  позиций гуманистической теории развития личности, экзистенциальной психологии , и холномной парадигмы трансперсональной психологии.

В рамках короткой, обзорной статьи невозможно дать даже общего представления о ступенях духовного развития человека упоминаемых в основных религиях востока (Буддизме, Ведах, Индуизме, Суфизме, Каббале и т.д.). Отметим лишь, что эти ступени соотносятся в них с Путем к просветлению. Параметры этого Пути и стратегии его преодоления отражают культурные традиции соответствующих религий, этносов и время, в течении которых создавались соответствующие сакральные тексты (см., например, Торчинов Е.А., 1998.  Религии мира). Вместе с тем, имеется некая общая ось, которая и позволяет интегрировать все разнообразие религиозного опыта в форме Вечной Философии, как это предложено в интегральном подходе Кена Уилбера /Уилбер, 2009/.

Если очень коротко, то программа духовного роста, заложенная в человеческую природу от рождения, согласно Вечной Психологии  состоит в последовательном пробуждении дремлющих энергетических центров, соединяющих человека с Космосом и приведения его в состояние все большей осознанности и связности с мирозданием. В отличие от программы физического роста, программа духовного рождения требует постоянной положительной обратной связи с человеком. Иными словами, она не реализуется без усилий человеческой личности преодолевающей врожденные и накопленные на ранних этапах становления эмоциональные, чувственные и ментальные блоки.

Жизнь обычного человека в материальном мире согласно, например, учению Будды, ассоциируется со сном рассудка, погруженным в иллюзии, которые порождает его мозг на основе чувственных сигналов (непрерывного потока дхарм) и социальной обусловленности. Об этом см. эссе «Кратко о психологических аспектах буддийской философии ».  Соответственно каждый этап на Внутреннем Пути к просветлению (на пути духовного  пробуждения по И.Б. Мардову) соответствует определенному уровню пробужденности. Прохождение очередного этапа Пути невозможно без преодоления предшествующих, что вполне согласуется с теорией эволюции холонов /Уилбер, 2006/. Движущей силой непрерывного духовного роста человека в разных религиях выступают разные побуждения: в Индуизме и Ведах – это жажда целостности (йога); в Буддизме – это отказ от привязанностей и желаний; в Христианстве – это любовь. Общим для всех религий является признание духовного роста, как свойства Природы вообще и человеческой в частности, а также понимание человеческой жизни, как Пути к объединению со своим Источником (Божественным началом).

Этапы  Пути духовного созревания, указанные в большинстве учений востока так или иначе совпадают с уровнями сознания достижимыми человеком. Соответствующие градации мы подробнее рассмотрим ниже. Они позволят нам убедиться, что современные представления о спектре человеческого сознания, иерархии его потребностей и уровнях просветления разума есть ни что иное, как перефразирование учений древних о стадиях духовного роста и приближении человека к его божественной природе в контексте и в терминах современной гуманистической психологии.

 

            Буддийское учение Лотосовой сутры

Последователи этого учения («Саддхарма-пундарика-сутра») в Китае и Японии выделяют 10 уровней психического состояния человеческого сознания, которые соответствуют мирам-уровням в буддийской космологии:

1) ад;

2) преты («голодные духи»);

3) животные;

4) демоны;

5) люди;

6) боги ибрахмы;

7) шраваки;

8) архаты;

9) бодхи-саттвы;

10) будды.

Первые три уровня этой иерархии соответствуют низшим слоям непробужденного сознания, на котором расположена неорганическая материя, примитивные формы жизни (такие как бактерии, вирусы) , растения и животные. Уровни 4-5 вмещают основную массу людей, живущих на земле. Высшие уровни сознания 6-10 соответствуют Учителям, Адептам и Просветленным соответственно.

          Индуистская традиция Раджа йоги

Ступени развития самого сознания людей согласно Индуистской традиции (Эти воззрения описываются в «Бхагавад-Гите» /Бхактиведанта, 2015 /) могут быть охарактеризованы следующим образом:

  • Первый, низший уровень— физическое или животное сознание. Находясь на этом уровне, человек не испытывает потребности в самопознании и не способен к нему. В этом положении, к сожалению, находятся еще многие люди.
  • Вторая стадия, (к которой принадлежит большинство населения Земли) — ментальное сознание, или интеллектуальный уровень. На этой стадии человек способен познавать себя и Вселенную. Однако за такое познание, как правило, он платит определенную цену в виде душевных страданий. «Во многой мудрости много печали» — этот афоризм, на наш взгляд, связан именно с таким уровнем духовного развития. Когда человек достигает границ интеллектуального сознания, он все чаще спрашивает себя о своем истинном происхождении, цели жизни, ищет высший смысл своего существования.
  • Третий уровень развития сознания — первый шаг к космическому сознанию. Здесь он достигает осознания «Я», что выше просто стремления к самопознанию. Его «Я» знает о своей реальности, причастности к Абсолюту, неуничтожимости и бессмертии. «Я-есть» — вот девиз этой стадии.
  • Четвертая высшая стадия — есть космическое сознание, при котором личностное «Я» исчезает. Вместо него осознается единство всего живого, понимание единой жизни, наполняющей собой Вселенную. Любовь к людям и всему миру — главное свойство этой стадии.

Аналогичные подразделения можно найти и в книгах Рамачараки: уровень физического ума, сменяющегося интеллектуальным, вытесняется на задний план растущим духовным умом, который, в свою очередь, ведет к космическому сознанию /Рамачарака, 2015/.

Очень важно знать, что между первой и второй ступенями духовного роста существует как бы переходный период. Он возникает, когда человек уже критически смотрит на свой прежний уровень развития, но в силу объективных причин еще не достиг следующей ступени духовного прогресса. В такой переходный период человек испытывает множество сомнений и разочарований; он уже не может жить старыми представлениями, но отсутствие твердости и незакрепленность успеха могут принести ему тяготы и разочарования. Систематическая практика медитации и чтение духовных книг, а также физические упражнения Хатха-йоги позволят ему вскоре прийти к следующим, более высоким стадиям духовности. Если же занимающийся придастся разочарованиям, прекратит стремиться к прогрессу, то этот переходный период и возврат якобы к старым посылкам может занять у него значительно большее время — годы и даже десятилетия.

Подход к картографии духовного пути в гуманистической психологии

Представители гуманистического направления в психологии (А.Маслоу, В.Франкл), берущего свое начало в экзистенциализме, рассматривают человеческую психику целостно, не подразделяя ее на поведенческие, физиологические и социологические аспекты личности. Более того, духовный аспект человека, который долгое время отделялся от науки, и считался прерогативой исключительно религии, рассматривается в гуманистической психологии, как ключевой. В частности Абрахам Маслоу в своей мотивационной теории развития личности  полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Движущей силой (мотивацией) к развитию Маслоу считал потребности, иерархия которых позволяет рассматривать соответствующий путь поэтапно. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность (подробнее см. эссе «Чакры, потребности и мотивации»):

  • потребности физиологические (удовлетворении запросов тела);
  • потребности в безопасности (надежности и защите);
  • потребности в сопричастности (принадлежности к семье, общине);
  • потребности в самоуважении (Я — личность);
  • потребности в самоактуализации (определение своего Я в соотношении с окружающим обществом. Например, Я – глава семьи, вождь и т.п.)
  • потребности в самоидентификации, (идентификация своего Я в окружающем мире. Ответы на вопросы Кто Я? Часть чего Я?)

Условно, принято выстраивать данную иерархию в форме пирамиды (Пирамида потребностей Маслоу), где в основании расположены низшие номера последовательности, а ближе к вершине – высшие. Пирамидальная схема, ассоциируется с постепенным сокращением числа людей достигших очередного ее уровня. Действительно, только удовлетворение потребностей, расположенных в основании пирамиды, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации к продолжению роста. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу «все или ничего», человек обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.

Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (обусловлены импринтами выживания в естественной природе и общесте) мотивации и мотивации актуализации самости (обусловлены метапотребностями).            Дефицитарные и мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению жизненно важных потребностей (насыщение, обогрев, размножение и т.п.). Их отсутствие может спровацировать тяжелые последствия и даже смерть.

Мотивы актуализации самости имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности к постижению своего призвания (судьбы) и воплощению своего духовного потенциала. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор и в пределе выводят человека на трансперсональный уровень сознания (см. ниже). Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей являются потребность в совершенстве, уникальности, красоте, доброте, истине, целостности.

Важно подчеркнуть положение гуманистической психологии о роли так называемых пиковых переживаний в личностном росте, благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей — нормальное явление, а у среднего человека происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости — одно из тех, ради которых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением.

Интегральный подход трансперсональной психологии

Само название «Интегральный» указывает на все охватывающий масштаб подхода. Мы вычленим из него лишь те обобщения, которые касаются предмета нашей дискуссии – уровни человеческого сознания в контексте духовного роста. Подробнее с интегральным подходом в трансперсональной психологии можно познакомиться в работах Кена Уилбера . (см. также список литературы).

Для нас важно отметить, следующие принципы в теории эволюции согласно Интегральному подходу:

  1. Принцип Саморазвития. Саморазвитие — общий признак любого холона. А поскольку вся Вселенная состоит из холонов, то саморазвитие присуще Вселенной в целом и человеку в частности
  2. Принцип Включения. Направление эволюции – увеличение целостности. Верхний уровень в иерархии холонов включает все свойства низших, но не сводится к их сумме. Т.е. на каждом верхнем уровне присутствует новое качество.
  3. Принцип обобщенной пирамиды развития. Эволюция создает большую глубину[1], сокращая ширину[2]. Т.е. высший уровень превосходит и включает в себя нижний, и всегда будет меньше холонов вышестоящего уровня и больше низших, и не существует никаких исключений. Отдельный холон приобретает все большую глубину, но коллектив становится все меньше и меньше.
  4. Принцип само-осознания. Если понятие сознания (Духа) отождествить с глубиной (сознание — это просто то, как глубина выглядит изнутри), то Сознание развивается все дальше, все больше осознает себя и все больше себя проявляет. Поэтому глубина есть всюду, сознание тоже есть повсюду и Дух также есть всюду. И когда глубина увеличивается, сознание все более и более пробуждается, все более и более раскрывает духовное измерение.

Важным следствием Интегрального подхода является то, что Путь духовного развития человека (Путь просветления в религиозных традициях востока или движение от дефицитарных мотивация к метамотивациям в теории Маслоу)  является неотъемлемым качеством личности, как эволюционирующего в духовном направлении холона.

Рассмотрим теперь Модель Спектра Сознания, предложенную Кеном Уилбером в контексте рассмотренных принципов эволюции /Уилбер, 1999/.

В основе этой модели лежит представление о человеческой личности как многоуровневом проявлении единого Сознания, подобно тому как в физике электромагнитный спектр рассматривается как многополосное выражение одной определенной электромагнитной волны. Это многомерный подход к человеческой личности: каждый уровень спектра соответствует определенному, легко узнаваемому чувству индивидуальной само-тождественности, простирающейся от Космического сознания через ряд ступеней, или зон, до чрезвычайно узко ограниченного чувства само-тождественности, связанного с эго-сознанием. В модели, предложенной Уилбером, выделяется пять таких уровней. Рассмотрим их кратко в порядке наращивания глубины.

Уровень 1, Фрагментарный. Здесь человек самоотождествляется с теми фрагментами своего Эго, которые на данный момент представляются ему актуальными и «которые мы можем назвать персоной». Под влиянием различных обстоятельств человек может отторгать от себя и скрывать в бессознательном различные аспекты своей собственной души. На этом уровне «я» определяется тем фокусом внимания, который в настоящий момент заполняет содержание созания. Остальные психические тенденции личности отчуждаются. Некоторые из них, — неприятные их обладателю, либо нежелательные в силу социального контекста существования — скрываются и уходят в тень подсознания (подробнее об этом см. «Что скрывают наши маски»). Фрагментарный уровень индивидуального сознания кореллирует с Архаичным или Магическим уровнем коллективного сознания. Любопытно отметить в этой связи. что приверженцы современной эволюционной психологии (см. эссе «Эволюционная психология или психология эволюции?») пришли к выводу, что фрагментарный уровень сознания явояется основным для современного человека общества потребления. На этой основе ими была разработана «модульная модель человеческого «Я» (см. Р. Курзбан, 2012) .

Уровень 2, «Эго». На этом уровне человек идентифицирует себя со своим «эго», или образом себя. Целостный организм оказывается, таким образом, расщепленным на лишенную тела душу и тело. Сам человек непосредственно отождествляется со своим «эго» и говорит не «я — это тело», а «у меня есть тело». Он полагает, что существует не как тело, а в теле. Этот уровень почти целиком совпадает с ментальной картиной целостного психофизического организма, и потому здесь доминируют интеллектуальные и символические процессы. Например, в индуизме считается что на этом уровне «я» (Атман) осознается отделеленным от грубого тела. Что касается Буддизма, то он учит иллюзорности (пустотности) человеческого «я» (концепция Анатман). Человеческое сознание на уровне самоотождествления с «эго» согласно этой концеации пребывает в омраченном состоянии (Манас). Подробнее об этом см. раздел «Кратко о психологических аспектах буддийской философии».

Уровень 3, Экзистенциальный.  Это последний уровень, где еще существует ментальная граница между собой и другим, между организмом и средой. Здесь человек идентифицирует себя исключительно со своим целостным психофизическим организмом, существующим в пространстве и времени. Это уровень, на котором начинает развиваться стремление к целостности (см. /Гроф. С и К. Гроф, 1995/). Необходимо отметить, что верхние области экзистенциального уровня включают биосоциальные зоны, где происходит интернализация представлений и предпосылок культуры, семейных отношений, социальных условностей, а также всепроникающих установлений языка, логики, этики и закона

Уровень 4, Трансперсональный. Он представляют собой сверхиндивидуальную область спектра, где человек еще не осознает своей тождественности всему. Вместе с тем это первый уровень, где его самоидентификация не ограничивается пределами собственного организма. Здесь архетипические образы коллективного бессознательного уже могут осознаваться, как часть своей самости. В Дзен-буддизме /Судзуки, 1993/ эти зоны известны как «сверхиндивидуальное хранилище сознания», а индуизм  /Сахаров, 1957/ их называет карана-шарира, что значит «причинное тело».

Уровень 5, Ума. На этом уровне человек отождествляется со всей Вселенной, или, точнее говоря, мы — Всеединое. Вечная психология не считает этот уровень аномальным или даже просто «измененным» состоянием сознания; скорее это единственно реальное состояние сознания по отношению ко всем другим как иллюзорным.

Важнейшее положение Вечной Психологии состоит в том, что в своей глубочайшей сущности наше сознание тождественно абсолютной, или предельной, реальности Вселенной, именуемой в разных религиях по-разному: Брахманом (Индуизм), Дао (Даосизм) , Дхармакайей (Буддизм) , Аллахом (Ислам) , Божественностью (Христианство). В Интегральном подходе используется термин «Ум», который в соответствии с Вечной психологией интерпретируется, как непроявленная основа всего существующего. Он внепространственен и, следовательно, бесконечен; вневременен и, следовательно, вечен; ничто не существует вне него.

Вышеизложенная иерархия уровней является очень упрощенным описанием спектра сознания, в которой процессы взаимодействия между различными зонами представлены далеко не полностью. Тем не менее из нее очевидно, что уровни спектра отображают сферы самоидентификации, сужающиеся от Вселенной до ее частного аспекта — организма, от организма до его аспекта — души и от души до ее аспекта — персоны. Каждый основной уровень спектра характеризуется своим способом познания, своим дуализмом или дуалистической системой, типом бессознательных процессов и т.д.

Из приведенного краткого обзора становится очевидно, что трансперсональная психология, оперирует понятиями Духовного роста и соответствующих уровней сознания, известными и описанными в философских и религиозных учениях востока.

Интересно сопоставить известные узловые пункты на пути Духовного роста человека согласно восточной традиции с уровнями потребностей по Маслоу и со спектральными уровнями сознания по Уилберу. В представленной ниже таблице приведено такое сопоставление. Цвета обощенных уровней сознания выбраны в соответствии со спектром предложенным в рабте Кена Уилбера «Интегральное видение». Не путать с цветовыми соответствиями теории Спиральной Динамики К.Грэйвза

Таблица1

Как видно из сопоставления, границы стадий предельных забот человека по П. Тиллику согласуются со стадиями мотиваций развития личности по А. Маслоу и его интеллекта по Шри-Ауробиндо. В свою очередь эти стадии находят свое место в Уровнях развития (спектра) сознания. Что касается Раджа йоги и Интегральной концепции К.Уилбера, то они обобщают эти уровни в укрупненной схеме.

В рамках темы нашего краткого эссе уместно будет обобщить эту таблицу в форме следующей трехуровневой схемы.

Табл1

   Рис. 1. Трехуровневая схема эволюции Сознания

Интерпретация учения Л.Н.Толстого о духовном рождении

Интересно, что философское наследие великого русского писателя Л.Н.Толстого о духовном рождении (точнее о серии духовных рождений, включающей рождение личности, души и человека духа), находит свое полное соответствие с учениями о духовном росте, коротко описанными выше. Оно также вписывается в современное направление психологии – Психология эволюции сознания (см. Р.А.Уилсон, 1998). Российский философ  И.Б.Мардов, систематизируя учение Л.Н. Толстого о жизненном пути, предложил модель духовного восхождения от некого базового (врожденного) уровня сознания до высшего, потенциально возможного, которое он ассоциировал с Духовным рождением. На основании обобщения данных о возрастных кризисах, он предложил семилетнюю периодизацию жизненного пути и соответствующую ей обобщенную кривую духовного роста в шкале «возраст-уровень сознания», именуемую в его работе, как «Путь восхождения» (см. рисунок 2).

ПВосхождения_Мардов

Рис.2.  Путь Восхождения в процессе Духовного рождения по И.Б. Мардову в соотношении с уровнями спектра сознания Уилбера (см. также рис.1)

 

Модель И.Б. Мардова рассматривает жизненный путь человека, как попытку реализации заложенной в нем изначально программы духовного рождения. В отличие от аналогичной врожденной программы физического созревания и роста, духовное созревание и рост по Мардову невозможны без активного участия самой личности. Это участие может быть осознанным в том случае, когда человек открывает в себе элементы космического сознания. Очевидно, что рассчитывать на такое озарение в подавляющем большинстве случаев не приходится. Поэтому, программа духовного роста, как правило, индивидом не осознается, как таковая, но переживается в виде череды личностных кризисов постепенно меняющей вектор направленности его внутреннего развития от физиологического и социального на экзистенциальное (бытийное). В соответствии с моделью Мардова, путь восхождения к духовному рождению длинною в жизнь неоднороден, но условно подразделен на семилетние циклы, в которых находят свое отражение все известные возрастные кризисы (см. подробнее об этом эссе «Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов »).  В частности кризис середины жизни проявлен на кривой духовного роста как наиболее трудное препятствие,  самый крутой и высокий уступ на пути восхождения («Подъем пробуждения» на рис. 2).

 

Выводы

Древние учения о природе и предназначении человека, синтезированные в Вечной психологии и современный интегральный подход к человеку, отраженный  в трансперсональной психологии и психология сознательной эволюции основаны на общем фундаменте, который сводится к холономной парадигме первичности. Общие моменты древнего учения и современного интегрального подхода сводятся к следующим:

  • Человек духовное (самоосознающее) существо;
  • Уровень на котором стабильно находится его сознание различен;
  • Тренд расширения сознания лежит в направлении эго→этно→эко центризм;
  • Переход с одного уровня на другой не осуществляется автоматически, но требует осознанных усилий со стороны человека.
  • Духовный рост человека побуждается (мотивируется) динамикой изменения потребностей личности (забот общества)

 

Литература

  1. Бхактиведанта А. Ч., 2015. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведан-та Бук Траст. Бомбей, 816 с.
  2. Гроф. С и К. Гроф, 1995. Неистовый поиск себя
  3. Гроф С., 2001, Психология будущего
  4. Исаев Е. И. и В.И. Слободчиков Психология развития человека. — 540с.
  5. Иванов Ю. М. Йога и психотренинг: путь к совершенству и космическому сознанию. М: СП «Лесинвест», 1990. 288 с.
  6. Маслоу А., 2008. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с англ. Издательство: СПб.: Питер, 352с.
  1. Мардов И.Б., 1993. «Путь восхождения» «Гендальф» — 448с.
  1. Рамачарака (У. Аткинсон). 2015. Раджа-йога. Учение йогов о психическом мире человека,.
  2. Шри Ауробиндо., Человеческий цикл
  3. Сахаров Б. Йога из первоисточников. Бейрайт, 1957.
  4. Судзуки Дайсэцу Тайтаро, Основы Дзен-буддизма, — 468 с.
  5. Торчинов Е.А., 1998. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб, Центр «Петербургское востоковедение» — 384с.
  6. Цонкапа Чже Большое Руководство к Этапам Пути Пробуждения. (Перевод с тибетского А. Кугявичюса), 2012, М. Импэто
  7. Уилбер К., Вечная психология: спектр сознания в сб. «Холотропное сознание» пол ред. С. Грофа, (Перевод с английского), М., Открытый мир – 1999 г.
  8. Уилбер К., Краткая история всего, Астрель, М., 2006. – 476 с.
  9. Уилбер К., Интегральное видение, Открытый мир, М., 2009. 230с.
  10. Уилсон Р. А., 1998. «Прометей восставший. Психология эволюции»
  11. Лифинцева Т.П., 2009. Философия и теология Пауля Тиллиха
  12. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия — Спб: Речь, 2000. -288 с.
  13. Франкл В, 2000. Доктор и душа. Логотерапия и экзистенциальный анализ. — 380с.
  14. Хаксли О., 1997. Вечная философия. Перевод, изд-во “Ваклер”, 264 с.
  15. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. – 336 с.
  16. Kurzban R., 2012. Why Everyone (Else) Is a Hypocrite: Evolution and the Modular Mind

 

См. также эссе под рубрикой «Горизонты»:
  1. Буддизм XXI-го века — религия общества потребления
  2. Вернуть утраченную целостность
  3. Базовая метапотребность в развитии личности
  4. Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов      
  5. Пути Познания Истины
  6. Чакры, потребности и мотивации
  7. Квантовая психология – современная теория просветления
  8. Что скрывают наши маски?

 

См. также разделы Справочника :

  1. Гуманистическая психология
  2. Холономная парадигма и трансперсональная психология
  3. Теория личности в гуманистической парадигме

 


 

[1] Число уровней в любой иерархии холонов называется глубиной

[2] Число холонов на каждом уровне называется шириной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>