Природа общения

Человек по своей природе склонен искать межличностные контактов с другими людьми. У. Шутц в 50-е годы XX века предложил концепцию мотивов социального поведения человека, согласно которой в основу взаимодействия положены три межличностные потребности: присоединение, контроль и открытость.

Присоединение

трактуется как желание быть привлеченным к обществу, выделенным среди других, находиться в центре взаимодействия, т.е. речь идет о переживании человеком собственной значимости. Такое толкование присоединения показывает стремление человека к взаимодействию как таковому.

В зависимости от того, как эта проблема решалась в детстве, взрослый человек в ситуации взаимодействия может демонстрировать одну из четырех моделей поведения:

  1. субсоциальность (человек не может рисковать и быть игнорируемым, а следовательно, она избегает контактов;
  2. избегание, может приобретать различные формы — от отказа участвовать в социальных контактах до формального социального поведения, имитации общения;
  3. надсоциальность (человек ищет компании, потому что не переносит одиночества);
  4. основная форма взаимодействия — навязывание контакта, привлечение к себе внимания, демонстрация своей власти;
  5. социальность (главная характеристика — способность быть в контакте с другими людьми и в то же время хорошо чувствовать себя вне общества). 

Желание контролировать других,

а также быть или не быть контролированным. Социальное поведение контроля не связано с присоединением, поскольку власть не требует выделения.

Основной психологической проблемой является проблема компетентности, т.е. если человек чувствует себя некомпетентным, неспособным, его поведение в сфере контроля будет неадекватным: она отстраняется от власти или, напротив, стремиться к доминированию. Эта задача — установление контроля — также должна решаться ребенком, а взрослый, опираясь на опыт детства, присваивает себе одну из трех моделей поведения:

  1. Поведение подчиненного («Я маленький человек») — поведение, которое предусматривает отказ (индивид занимает позицию подчиненного, которая защищает его от власти, и от ответственности);
  2. Поведение начальника или автократическое Здесь человек желает властвовать и готов за это побороться, однако подоплека этого поведения такая же, как и при условии отказа от власти: неверие в свою компетентность, необходимость всем и самому себе доказывать свою способность нести ответственность;
  3. Демократическое поведение Здесь человек способен принимать решения, брать на себя ответственность на основе консенсуса мнений. 

Открытость

трактуется как потребность в построении близких эмоциональных отношений с другими людьми. При этом возникает основная проблема — ощущение своей способности любить и вызывать любовь других. В условиях, когда индивид не уверен в своей способности нравиться другим, его поведение в сфере налаживания взаимодействия будет экстремальным: полное избегание близости или надменная открытость.

Опять-таки от того, как эта проблема решается в детстве, у взрослого во взаимодействии с окружением прослеживается одна из трех стратегий:

  1. субперсональная (страх не понравиться, быть отвергнутым ведет к избеганию открытости, то есть человек поддерживает отношения с другими на поверхностном уровне, все его социальные связи — дистанционные, однако большое количество контактов психологически защищает индивида от интимности в отношениях с кем-то);
  2. надперсональная (распространение близости на обилие отношений и попытка таким образом поднять тревогу по поводу своего отторжения; формы проявления этой модели поведения — попытка заслужить одобрение, привлечь к себе внимание) ;
  3. персональная (человек способен комфортно чувствовать себя как на поверхностном уровне, так и в близких отношениях).

 

Структура общения

включает 3 стороны: коммуникативную, интерактивную и персептивную.

  1. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
  2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  3. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

 

Общение как обмен информацией

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. 

Основные структурные компоненты общения следующие:

  • субъект общения — человек, который отправляет в адрес другого человека коммуникат (информацию);
  • объект общения — партнер по общению, в адрес которого отправляется коммуникат;
  • предмет общения — то, что сообщается — содержательная часть коммуниката;
  • потребность в общении — стремление человека к познанию и оценки других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;
  • мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;
  • действия общения: единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку (например, монолог, реплика, жест и т.д) ;
  • задачи, общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения (например, разрешение конфликтной ситуации ) ;
  • средства общения: те операции, с помощью которых осуществляются действия общения (например, вербальное или невербальное);
  • продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения ( например, компромисс).

Реальной единицей коммуникативной деятельности выступает диалог, а элементарными единицами диалога — действия высказывания и слушания.

Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой какличностно-массовый.

 

Формы общения

Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения:                   

Монологическая — преобладание высказывания одной личности — субъекта и слушание другой

Диалогическая — субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.

Полилогическая — многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.

Каждый акт общения предполагает,  помимо наличия его участников, определенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения — это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

  • вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
  • оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации: благоприятная или неблагоприятная;
  • ориентация в коммуникативной ситуации;
  • постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;
  • оценка эмоционально-психологического состояния партнера;
  • оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимодействие;
  • выработка подхода к партнеру по взаимодействию;
  • пристройка к партнеру по взаимодействию;
  • самонастройка субъекта общения на эмоционально-психологическое состояние партнера;
  • привлечение внимания партнера;
  • выведение эмоционально-психологических состояний партнера на уровень психологически ресурсного состояния;
  • коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;
  • оценка субъектом общения реакции партнера;
  • стимулирование ответного хода партнера;
  • ответный ход партнера по общению.

В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим. Важная характеристика коммуникативного процесса — намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

 

 См. подробнее:

  1. Г.М Андреева Социальная психология, Глава 5. Общение как обмен информацией
  2. Лекция «Структура общения», Автор Сокольская.

См. также разделы Справочника :

  1. Вербальное и невербальное общение
  2. Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов
  3. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях
  4. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
  5. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>