Познание в психологии связывают с когнитивным процессом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Когнитивными называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную (сознательную) последовательность действий по переработке информации.

Эта последовательность включает прием, переработку, хранение и использование полученной информации.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, мышление, принятие решений и действия.

Информационный подход к познанию был развит в  когнитивной психологии. Он оперирует следующей моделью обработки информации:

Прием > Переработка > Хранение > Использование (информации)

Рассмотрим эту модель по элементам:

 

На этапе приема

работают сенсорные системы восприятия   – органы чувств. Следует осознавать, что во всех диапазонах (звуковых, световых и т.д.) органы чувств имеют ограниченную полосу пропускания. Например, диапазон слышимых звуков от 20 Гц до 20 КГц. (Подробнее о развитии системы восприятия см. в разделе «Развитие ребенка в период младенчества«).

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и — что более важно для когнитивной психологии — о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы. Но исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

 

На этапе переработки информации

работает человеческий интеллект. В зависимости от уровня своего развития переработка эта включает:

  1. Распознавание образов на уровне объектов восприятия
  2. Распознавание 1-го на уровне образов
  3. Формирование базы образов в долгосрочной памяти
  4. Распознавание 2-го на уровне понятий
  5. Формирование суждений

Мозг в модели Карла Прибрама работает по принципу интегратора, формирующего голограмму из разрозненных фрагментов волновой картины. Из разрозненных объектов он формирует образы (тут работает принцип распознавания образов). Из разрозненных образов на основании опыта предыдущего обучения   мозг формирует понятия (здесь существенную роль играет культурно-исторический контекст , в котором живет человек). Наконец, из разрозненных понятий мозг формирует суждения составляющие основу мировоззрения (реальности, в которой человек пребывает). На последнем этапе существенны как социально-культурный контекст, так и свойства самого человека (развитость личности, особенности характера и т.д.).

 

На этапе хранения информации

используется память. Под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Существует множество классификаций памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

По длительности сохранения информации выделяются Мгновенная, Кратковременная,  Оперативная и Долговременная память.

 

Использование информации

существенно зависит от типа личности (темперамент, склонности, развитость и т.д.). Общий подход при правильном использовании информации включает: анализ на полезность, направленности, системность и эталонность/

 

Полезность

Необходимо определить — является ли входящая информация нужной для тебя (полезной). Для этого нужно проверить информацию на новизну или противоречия с имеющейся. Если информация обновила точку зрения, то необходимо проверить: повлияет ли изменение точки зрения и жизненной позиции входящая информация? на сколько? приемлемо ли? почему нет/да? Структуризирует ли новая информация уже имеющиеся касательные данные, выстраивает ли систему как она должна работать*?

При принятии к сведению информацию различного плана и определенных выводах необходимо её проверить на истинность.

 

Направленность

Не накапливать информацию попусту, то есть определить направление своего развития и собирать данные соответствующие данному. Так как на сегодня очень много мусора в информационном поле — необходимо фильтровать полезность (см. выше). Всю накопленную полезную информацию превращенную в знание необходимо применять.

 

Системность

Приводить постоянно знания в систему, т.е. систематизировать ее, соединять разрозненные знания в цельную картину. Универсальным знанием является не отдельное знание о чем-либо, а знание принципа действия подобного. Самое трудное определить рабочий принцип, что и есть рабочим механизмом по сути.

 

Эталонность

Необходимо иметь идеальную модель к которой следует стремится. По достижению данного рубежа формируется еще лучше модель. Это возможно, поскольку по мере приобретения нового знания  формируется все более интегральное видение о предмете исследований и связанном с ним контекстах.

 

 

См. подробнее:

Величковский Б.М, Когнитивная наука. Основы психологии познания

См. также разделы Справочника :

  1. Эмоции, чувства, аффекты, страсти. Закономерности выражения. Теории эмоций
  2. Воля и волевые качества личности
  3. Восприятие как психический процесс. Теории восприятия
  4. Память. Ее виды и закономерности. Теории памяти
  5. Мышление. Его формы и виды. Теории мышления

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>