Основные этапы развития психологии

Принято выделять в развитии психологии четыре этапа:

  1. Донаучный
  2. Философский
  3. Ранний научный
  4. Современный научный

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Философский период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии и богословия. Условно устанавливается и его длительность — до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
Ранний научный этап начинается  с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII — начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.  Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

 

Современный научный этап условно начинается во второй половине XX в., когда возникают новые школы и направления — Гуманистическая психология, Гештальтпсихология , бихевиоризм и когнитивная психология, экзистенциальная психология, и наконец трансперсональная психология которая начала формироваться с 60-х годов прошлого века.

Очевидно, — говорить о единой психологической науке на современном этапе еще менее корректно, чем делать это на любом из ее ранних этапов. Причиной этому является фундаментальные отличия в парадигмах, предмете изучения и его методах (см. Проблема  сознания в психологии)

Парадигмы и подходы в психологии менялись сообразно изменениям предмета ее исследования. Точнее к трактовке самого понятия человеческая психика.

 

Динамика изменения предмета и методов его изучения

 

На 2х ранних фазах предметом исследования психологии была душа. Причем, в ранней (донаучной) фазе ведущей парадигмой была Античная (интегральная) парадигма. Эта парадигма исходит из отождествления «Я», изучающего мир («субъекта») и Мира («объекта»). Т.е. — из тождества микрокосма с макрокосмом.

В философско-богословской фазе предмет оставался тот же – душа – но  ведущей парадигмой стала  Средневековая  (эзотерическая) парадигма. Соответствующий подход исходит из понятия мира через «откровения» и причащение. Т.е. он опирается на субъективную концепцию, в которой есть только «Я».

 

В научный период своего развития предметом изучения стало сознание, что как бы позволило отделить его (предмет) от предмета богословия (душа). По мере отделения от философии и богословия уточнялся и предмет им все больше становилось поведение и эмоциональные процессы. Ведущей парадигмой становится (вслед за всеми естественными науками) – эмпирическая парадигма. В рамках этой парадигмы субъект исследований отделен от объекта, Соответствующая этой парадигме материалистическая посылка гласит: «Я» и Мир стоят по разную сторону онтологической пропасти. Сам же метод анализа и/или лечения считается научным лишь в том случае. когда выделенные на его основании прогнозы подтверждаются независимыми друг от друга экспериментами.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера, И.П. Павлова и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М.Сеченов , «из поля сознания в поле поведения», и тем самым сузив спектр решаемых ею задач до лечебных, коррекционных и социальных.

Этот, т.н. научный этап в развитии психологии связан прежде всего с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, придавшего психологию статус объективной, экспериментальной науки. Однако сугубо эмпирический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики.

Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так началась фаза исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название фазы методологического кризиса. Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: классический психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, а также такие школы, как французская социологическая, или понимающая, психология.

 

Современный научный период развития характеризуется все большей дифференциацией и детализацией предмета изучения.  Современная психология включает массу подразделов: общая и возрастная психология; социальная психология; психология труда; психология семьи и личности; психология спорта; психология управления; нейропсихология; нейролингвистика и т.д. (см. обзор ).

 

Парадигмы отечественной психологии

В зависимости от конкретного предмета меняется и основная парадигма и метод исследований. . В отечественной психологии Г. А. Ковалев (1987, 1989) предложил различать следующие три парадигмы в психологии:

  1. «Объектная» или «реактивная» парадигма, в соответствии с которой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий. Эта парадигма лежит в русле казуальной логики (по К. Доценко). Она ближе всех соответствует парадигме эмпирической науки, хотя и не совпадает с последней, поскольку не может игнорировать обратные связи между психикой и условиями, в которые она погружена. К тому же «чистый эксперимент» над психикой со стороны исследователя невозможен, поскольку измерительным прибором выступает сам психолог, а значит о повторяемости эксперимента на разных измерениях не приходится. В рамках такой парадигмы может «сработать», например, юридическая психология и психология труда. Однако, в зависимости от контекста этого может и не произойти.
  2. «Субъектная» или «акциональная» парадигма, основанная на утверждении об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект скорее сам как бы оказывает преобразующее воздействие на поступающую к нему извне психологическую информацию. Эта парадигма лежит в русле конвенциальной логики по К. Доценко, при которой достаточным объяснением является подведение феномена (например поведения) под одну из известных заранее схем. Она, очевидно, наименее соответствует парадигме эмпирической науки, поскольку субъект исследования как бы отсутствует.
  3. Наконец, «субъект-субъектная» или «диалогическая» парадигма, где психика выступает в качестве открытой и находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Психика же в этом случае рассматривается как многомерное и «интерсубъектное» по своей природе образование». Эта парадигма лежит в русле диалектической логики по К. Доценко логики, при которой субъект рассматривает исследование как опосредующее взгляды исследователя (психолога) и испытуемого (клиента), не предоставляя преимуществ ни одному из них. Эта парадигма, видимо, является наиболее общей и полной для психоанализа в целом.

 

 

См. подробнее:

  1. Г.А.Ковалев, Три парадигмы в психологии
  2. Милорадова Н.Г., обзор Основные направления в  психологии (в кн. Психология и педагогика),

См. также разделы Справочника :

  1. Психология как наука о поведении (бихевиоризм)
  2. Когнитивная психология
  3. Гештальтпсихология и принцип целостности
  4. Наблюдение и эксперимент в психологическом исследовании
  5. Гуманистическая психология
  6. Трансперсональная психология и психотерапия
  7. Проблема сознания в психологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>