Менее семидесяти лет прошло с момента, когда замечательный русский философ и поэт Даниил Андреев, автор философской поэмы «Роза мира» ввел в русский язык и философскую мысль понятие эгрегор. С тех пор это понятие прочно вошло в обиход социологов, политологов, психологов и даже историков. Однако общего понимания этого термина так и не удалось добиться. В Википедии по запросу «Эгрегор» вы найдёте довольно туманное определение — «ментальный конденсат». Нет единства ни в этимологии, ни в значении этого слова. Одни эксперты утверждают, что его корни следует искать в греческом языке (ἐγρήγορος – «бодрствующий»), другие находят в нем латинские отголоски (egregor — «стадо, толпа»). Значение тоже трактуется по-разному: от «ангела хранителя» (В. Богданович) до «энергетического паразита» (Д.С. Верищагин).
Представляется, что смысл этого термина будет невозможно прояснить, не познакомившись с теософским представлением о тонких планах бытия. Однако глубокое понимание причин возникновения эгрегоров и их влияния на становление человеческого сознания возможно лишь на основе современной экзистенциальной интерпретации квантовой физики, расширяющей границы классической физики до уровня метафизики (подробнее об этом см. «Квантовая щель в метафизику»).
Ниже даётся краткое толкование тонких планов бытия на основе современных метафизических представлений и классического теософского учения в объёме необходимом и достаточном для общего понимания причин возникновения эгрегоров и их влияния на человека.
Тонкие планы бытия в метафизическом понимании
Метафизика утверждает, что Природа иерархична и постоянно пребывает в процессе развития (непрерывного становления). По словам философа Яна Смэтса, куда бы мы ни взглянули в природе, мы везде увидим иерархически построенные структуры, восходящие к всё большей целостности. Причём каждое целое нижнего уровня является частью какого-то более крупного целого, которое само входит частью в еще большее целое. Морфологически это выглядит как матрёшка — поля внутри полей внутри новых полей пронизывают всё от масштабов космоса до микрочастиц. Структурно – как устойчивое управление сложной самоорганизующейся системой, где более высокий уровень целостности (мета-уровень) являет и более высокий уровень организации системы (подробнее см. Турчин В.Ф., «Феномен науки»). При этом природа, доступная для восприятия, это только часть реальности, причём вторичная и во многом зависимая от высших, скрытых от человеческого восприятия структурных уровней (тонких планов) глобальной иерархии. Наблюдаемая в видимой природе эволюция материи (в том числе и живой) воплощает целеполагание, исходящее из непроявленного Источника всего сущего. Это то, что следует понимать как синоним Иного, трансцендентного. Это Иное по своей сути принадлежит вечному. Здесь отсутствует пространство и время, которые наличествуют в сознании человека в силу его субъектности (двойственного восприятия действительности). Иное вечно и едино. Одна из ключевых аксиом Метафизики, явно выраженная в индуизме (в философии Санкья) и в греческой философии (у Аристотеля) состоит в том, что развитие возникает, как проявление одной из возможностей, хранящейся в нелокальном Источнике всех возможностей.
Удивительным образом подтверждение этой сакральной модели многоуровневой реальности получило в современной квантовой физике, которая из сугубо эмпирической науки, каковой она являлась на заре своего развития (Копенгагенская интерпретация квантово-механических феноменов ) все более превращается в метафизическое основание естествознания (Экзистенциальная интерпретация квантово-механических феноменов ). Подробнее об этом см. «Квантовая щель в метафизику» здесь мы лишь кратко коснёмся квантово-механического обоснования иерархии тонких энергоинформационных уровней (планов) реальности.
Важной особенностью квантовой физики, превратившей её в философское основание естествознания, является расширение предмета её исследований до уровня «Состояние квантовой системы». Если предметом классической физики и полем её прогнозов являются свойства материальных объектов (тел и полей) и характеристики процессов их взаимодействия, то квантовая физика рассматривает свойства объектов и характеристики процессов, как производные от состояния системы в целом. Иными словами, в квантовой физике первично именно состояние системы. В широком философском смысле категория «состояние системы» отражает меру взаимосвязи слагающих систему элементов (подробнее об этом см. А. Л. Симанов «Понятие „состояние“ как философская категория» ). Под состоянием системы в квантовой физике понимается уровень энергоинформационной связи её элементов, определяемый квантовой запутанностью (информационной сцепленностью). Эту меру рассчитать довольно сложно (см. например Чернявский А.Ю. «Минимум энтропии измерений как вычислимая мера запутанности»). Важно констатировать, что качественно она зависит от интенсивности взаимодействия (плотности энергетического потока) системы с окружением. Чем она выше, тем ниже степень квантовой запутанности элементов системы. В материальном мире систем, полностью изолированных от окружения найти невозможно. Формально, изолированной системой является лишь Вселенная, да и то — лишь постольку, поскольку говорить о её границах нет смысла. Вместе с тем можно предположить, что разные степени свободы системы в разной мере подвержены влиянию извне. Например, свобода передвижения объекта в материальном мире ограничена его гравитационными и электромагнитными взаимодействиями. Причём чем больше объект возмущает эти поля, тем интенсивнее энергоинформационный обмен с окружением, тем выше его проявленность и меньше квантовая запутанность по данной степени свободы. Однако, существуют и такие степени свободы, которые подвержены внешним влияниям в гораздо меньшей степени. Формально это означает, что энергоинформационный обмен системы с внешним окружением по таким степеням свободы стремиться к нулю, а квантовая запутанность, напротив, — к единице. Такие степени свободы называются внутренними. Системы по внутренним степеням свободы как бы ничего не сообщают вовне, и, следовательно, могут рассматриваться как квазизамкнутые. Типичным примером внутренней степени свободы в микромире является вращательный спин. Внутренние степени свободы, по которым квантовая запутанность сохраняется высокой, существуют и для макрообъектов, однако эти степени свободы выпадают из материального плана бытия и потому оказываются вне поля зрения классической физики, философским основанием которой является материализм. Для объяснения связанных с ними, поистине мистических квантово-механических эффектов нелокальности физикам пришлось раздвинуть границы реальности за пределы видимой природы и расширить философскую платформу естествознания до уровня холизма (подробнее см. «Квантовая щель в метафизику»). Произошло это далеко не сразу. По сути, процесс переосмысления иерархической структуры реальности продолжается до сих пор.
Классическая физика выросла из прогноза свойств материальных макрообъектов и динамики соответствующих процессов с возможностью однозначной эмпирической проверки соответствующих теорий. Здесь, в открытой системе, где объекты постоянно взаимодействуют, обмениваясь энергией и информацией, а внешнее их окружение может быть представлено в форме граничных и начальных условий для уравнений сохранения энергии, проверенные опытом детерминистические модели прогноза работают надёжно. Энергоинформационный обмен на макро-уровне материального плана включает мощные, «дальнобойные» поля (электромагнитное и гравитационное), поэтому внешним окружением пренебречь невозможно (отсюда и термин – «открытые системы»). Следствием этого является стремящаяся к нулю квантовая запутанность, кажущаяся изолированность объектов и полная адекватность их классического описания. На микро-уровне интенсивность обмена с внешним окружением падает, и системы элементарных частиц могут рассматриваться как квазизамкнутые. Видимым следствием этого являются парадоксы неопределённости состояния частиц, регулярно наблюдаемые экспериментально (например, классический двух-щелевой эксперимент или Парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена). На первых порах, для формального согласования теории с результатами квантово-механических экспериментов, физики вынуждены были ввести так называемый Принцип неопределённости, согласно которому точное знание об одних характеристиках (например, о пространственных координатах), приводят к неопределенности по другим (например,- по скоростям). Это привело к необходимости отказа от привычного понятия о состоянии, как о наборе определённых характеристик. Вместо прогноза вектора состояния в квантовой механике стали оценивать волновую функцию, определяемую через компоненты вектора состояния. Позже для объяснения синхронного поведения достаточно удалённых друг от друга микрочастиц (например фотонов) физики были вынуждены ввести в рассмотрение понятие квантовой запутанности (информационной сцепленности). Согласно Д. Бому «информационно сцепленные» частицы взаимодействуют и синхронно меняют внутренние степени свободы на любом расстоянии не потому, что они обмениваются «таинственными сигналами» между собой, а потому, что их разделённость есть иллюзия. На более глубоком, фундаментальном уровне реальности квантово запутанные частицы — вовсе не отдельные объекты, а проявления цельности единой квантовой системы.
Так в квантовой физике появилось понятие непроявленного информационного Источника видимой реальности («непроявленного или свёрнутого порядка»), ныне теоретически обоснованное в квантовой теории нелокальности . Согласно этой теории весь видимый мир, описываемый классической физикой, возник и продолжает возникать из этого нелокального Источника реальности. На этом уровне глобальной когеренции (нелокальности) все потенциальные варианты эволюции материального мира присутствуют как бы в форме замыслов, для реализации которых (квантовой декогеренции) требуется некий животворящий импульс сознания. На этом тезисе идея Творца обретает физическое обоснование. Сейчас уже никого не шокируют издание научной книги с названием «Decoherence and the Appearance of a Classical World in Quantum Theory, (Springer‑Verlag 2003)» («Декогеренция и появление классического мира в квантовой теории»). Об этом немыслимом с точки зрения классической физики уровне глобальной когеренции (нелокальном плане бытия) сообщает нам реликтовая метафизика в древних сакральных текстах философии Санкья и древнегреческой философии Алтейя. Так квантовая физика перебросила мост от эмпирической науки к сакральным знаниям мистиков и эзотериков.
Долгое время в квантовой физике существовала дихотомия возможных состояний квантовой системы: «проявленное — непроявленное». Т.е. в рассмотрение вводилось лишь два возможных состояния систем (плана бытия): непроявленное (нелокальное, несепарабельное, потенциальное) и проявленное (локальное, сепарабельное, воплощенное). Во многом это являлось следствием удобства использования волновой функции для описания результатов экспериментов с элементарными частицами. Однозначное восстановление в результате эксперимента состояния микросистемы неявно предполагало, что все остальные альтернативные члены суперпозиции её непроявленного состояния исчезают в результате акта наблюдения. Математически это выражалось т.н. редукцией волновой функции фон Неймана. С появлением концепции квантовой запутанности (информационной сцепленности) и теории декогеренции расширился масштаб систем и спектр их состояний, для которых квантово-механическое рассмотрение остаётся единственно адекватным. Теперь он включал макроскопические системы, обладающие по сравнению с микро-уровнем элементарных частиц гигантским числом степеней свободы, часть из которых могла рассматриваться в качестве внутренних. По этим нематериальным степеням свободы система может находиться в нелокальном (когерентным с Источником) состоянии, совершено недоступном классическому описанию. В этом случае само понятие «объективная реальность» значительно расширяется и охватывает многое из того, что принято относить к магии, эзотерике или оккультизму. Это предопределяет множественность энергоинформационных планов бытия (тонких планов мироздания), распределённых по степени квантовой запутанности своих структурных элементов от максимальной (1) — полного нелокального единства Информационного Источника (Пракрити, Великая пустота, Великий Логос, Горний мир и т.п.) — до минимальной (0) — полной изолированности объектов (материальный уровень сильных взаимодействий, тварный мир, майя).
Например человек как само-осознающая система может находиться в разных состояниях сознания, для каждого из которых степень квантовой запутанности (информационной сцепленности ) с себе подобными совершенно различна. В этом смысле человеческое сознание потенциально является уникальным проводником информации о доступных ему планах бытия. Например, состояние самадхи с полным прекращением внутреннего диалога – прямой аналог нелокального состояния возможностей, когда у человека нет никакого конкретного состояния сознания, но он может «проявить» одно из них в «локальной» форме. Вообще по свидетельствам ясновидцев и эзотериков материальный план бытия далеко не единственный. Просто, подобно кочерыжке капусты, он является самым плотным в энергетическом смысле и потому взаимодействия на более тонких, объемлющих его энергетических планах остаётся незамеченным для подавляющего большинства его обитателей. Тем не менее, люди, обладающие экстрасенсорными возможностями восприятия, подтверждают наличие как минимум еще трёх уровней, на которых человеческое сознание, может взаимодействовать с окружением, творить и оставаться активным. Это: эфирный (витальный), астральный (эмоционально-чувственный) и ментальный (мыслительный) планы бытия (подробнее см. «Структура тонких тел человека»). Существование эфирного плана, подтверждено также инструментально благодаря эффекту Кирлиан (Кирлиановой аураой). Косвенным подтверждением реальности астрального и ментального планов, является постепенное, по мере взросления человека, осознание активности в них, а для некоторых людей (эмпатов и телепатов соответственно) и взаимодействия со своим окружением на этих планах.
Подобные свидетельства, как и вся эзотерика, и поныне отметаются официальной наукой, поскольку не вписываются в её классические каноны. Однако, с появлением квантовой теории информации, и в частности таких её понятий как глобальное информационное поле и декогеренция наличие тонких планов реальности стало не только возможным, но и необходимым условием стабильности наблюдаемого (материального) плана. В самом деле, поскольку мера квантовой запутанности изменяется от 1 до 0 (т.е. от абсолютного единства несепарабельных подсистем до их полной локальности или сепарабельности), у нас есть все основания полагать, что на промежуточных этапах декогеренции исходная замкнутая система переходит в соответствующие промежуточные по квантовой запутанности состояния. Такие промежуточные состояния в квантовой физике называют квантовые ореолы локальных подсистем. Очевидно, что по мере роста квантовой запутанности (информационной сцепленности), квантовые ореолы будут объединяться вырождаясь в пределе в единый, общий для всех подсистем ореол глобального информационного Источника. Промежуточные по интенсивности взаимодействия элементов состояния исходной замкнутой системы (Универсума) как раз и образуют совокупность тонких миров, о которых свидетельствовали маги, шаманы и эзотерики на протяжении всей истории развития человеческой культуры (см., например «Шаман — связной меж непроявленным и явью»).
В иерархии квантовой запутанности тонких планов бытия первичность принадлежит более тонким мирам. Слагающие их подсистемы первыми освобождаются от информационной сцепленности и начинают взаимодействовать, создавая информационное окружение (матрицу) для внутренних, менее тонких планов. Так информационной матрицей астрального тела человека, является его ментальное тело и так далее вниз, до материального тела, которое «создаётся по чертежам» своего эфирного двойника, известного также, как морфогенетическое поле.
Из всего выше сказанного становится очевидно каким глубоким содержанием наполняет квантовая теория исходный стих Евангелие от Иоана «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Тонкие планы бытия в теософском понимании
Теософское понимание иерархической структуры тонких планов мироздания начинается с того, к чему лишь сейчас приходит философия, квантовая физика и нейронауки – с первичности сознания, как Источника и движущей силы становления природы. В частности, теософия трактует материальный мир как разнообразие форм проявления всепроникающего Мирового Логоса (Творца, нелокального Источника). «Эзотерическая философия (теософия) учит, что всё живёт и имеет сознание…» — пишет Е.П.Блаватская в своем основном труде жизни «Тайная доктрина». В этом смысле теософское понимание соотношения ментального и физического исходит из парадигмы панпсихизма, к которой приходят современные холистические научные направления в естествознании и науках о человеке (подробнее об этом см. «Природа сознания или сознание природы?»).
За тысячи лет до открытия явления квантовой запутанности (информационной сцепленности) и возникновения теории декогеренции человеческая мысль, донесенная до нас в сакральных текстах восточной и греческой философии, уже догадывалась о существовании иерархически построенной структуры тонких планов, посредством которой реализуется эволюционный замысел Творца. В древнем индуизме (философия Санкья) нелокальный Источник творения именуется Пракрити, в Буддизме — Шуньята (Великая пустота), в греческой философии — Великий Логос, в современной квантовой физике – уровень нелокального состояния (непроявленный порядок). Основным источником эмпирической информации о тонких планах бытия в древности служили многочисленные свидетельства людей, наделённых способностью к осознанному их восприятию – йогов, магов, шаманов, ясновидцев — всех тех, кого современники именовали великими посвящёнными, а в наше время именуют экстрасенсами с достаточной долей иронии и недоверия. Однако не стоит недооценивать свидетельств великих посвящённых, равно как и глубину прозрений наших далёких предков (подробнее об этом см. «Хорошо забытое»). Экстраполяция их знаний о структуре тонких тел человека на масштабы мироздания основывалась на Герметическом принципе соответствия («как внизу, так и вверху»). Например, согласно индуистским воззрениям, человек представляет собой Вселенную в миниатюре — макрокосм представлен в микрокосме человеческого существа. Поэтому все, что присутствует в космосе, должно быть найдено в пределах каждого человека.
В отличие от древнегреческого атомизма, эзотерическая метафизика выстраивалась на Герметическом принципе вибраций . Это позволяло объяснить множественность тонких планов материи и их ускользание от обычного человеческого восприятия (см. подробнее Ледбитер Ч.У. 1998. «Человек видимый и невидимый»). Любопытно заметить, что и толкование тонких планов материи на уровне вибраций и проявление наиболее энергетически значимых из них (эфирного и астрального) в измерительных приборах подтверждается современной наукой и практикой (эффект Кирлиан). Так в начале ХХ-го века усилиями квантовых физиков, элементарные частицы обрели волновую природу (корпускулярно-волновой дуализм). На сегодняшний день наиболее полную картину всех известных силовых взаимодействий на уровне микромира даёт теория суперструн. Согласно этой модели реальности в масштабах расстояний порядка 10–35 м, то есть на 20 порядков меньше диаметра протона, структура материи уже не может быть представлена корпускулярно (т.е. как набор элементарных «кирпичиков»). На столь малых расстояниях материя превращается в серию полевых стоячих волн, подобных тем, что возбуждаются в струнах музыкальных инструментов. Тонкоматериальные полевые продолжения биологических объектов (их квантовые ореолы или ауры) на сегодняшний день доступны изучению благодаря газоразрядной визуализации.
Согласно теософской метафизике энергоинформационная связь тонких планов материи такова, что каждый выше следующий является организующим для предыдущего. В этом смысле термин «план», используемый в русском переводе, имеет глубинный подтекст (план, как прообраз будущей реализации). Это вполне соотносится и с квантовой теорией декогеренции, объясняющей постепенное воплощение объектов видимого, материального мира, как многоступенчатый процесс утери их квантовой запутанности и все большей обособленности. С другой стороны эволюция жизни на материальном плане работает в обратном направлении (см. подробнее «От восприятия к мышлению…»). В случае успеха, на каждом последующем её мета-системном шаге возрастает роль психической компоненты (осознанности) биосферы, которая вносит при этом все больший вклад в ноосферу. Так реализуется Великий Круговорот Одухотворения (подробнее см. П.Тейяр де Шарден «Феномен человека»), который в квантовой физике именуется циклом декогеренция-рекогеренция.
В классической теософской традиции выделяется семь планов бытия распределённых по понижению частоты вибраций (уровня квантовой запутанности) от Атмы (нелокальный Источник, где все сущее присутствует в непроявленном, максимально квантово запутанном виде) до физического (материальный мир с максимальной плотностью энергетического взаимодействия и нулевой квантовой запутанностью по соответствующим степеням свободы). Их нельзя представлять лежащими один поверх другого, подобно книжным полкам. Скорее они подобны матрёшке – т.е. находятся в одном и том же пространстве, проникая друг через друга. Для обычного человека все эти планы остаются невидимыми вплоть до физического уровня. Здесь человеческих разум, погружённый от рождения в ловушку двойственного восприятия, отождествляет себя со своим смертным биологическим телом, отделённым от окружающей его «объективной действительности». Но и обычный человек способен переживать эмоционально-чувственное и ментальное единство с окружением, особенно в моменты пиковых переживаний. Более того, в состоянии сна его сознание проникает в тонкие миры, теряя при этом привычную самоидентификацию (см. подробнее «Сон — природный портал в трансцендентальные измерения человека»). Люди же, пережившие околосмертный внетелесный опыт, либо ясновидящие свидетельствуют о наличии у человека тонкоматериальных копий физического тела: эфирного (витального), астрального, ментального и каузального (подробнее об этом см. «Человек за гранью тела»).
О более тонких, духовных планах – Божественная Триада: Верхний Манас, Буддхи, Атма — эмпирических свидетельств нет, да и быть не может, поскольку на столь высоких уровнях квантовой запутанности, очевидно, человечек теряет способность к позиционированию, самоидентификации и мышлению. Блаженство Нирваны – вот всё, о чем может свидетельствовать адепт сохраняющих осознанность на высших, духовных планах бытия. Ничего удивительного в этом нет. Согласно учению Толтеков (Нагуализму) человек способен к восприятию многоуровневого энергоинформационного поля (Нагуаля), частью которого на нижних планах он является, лишь в пределах своего Тоналя[1], ограниченного ригидной точкой сборки (перцептивной матрицей). Согласно теософскому учению высшие, духовные планы – творение Мирового Логоса. Здесь, в соответствии с Великим Круговоротом Одухотворения формируются высшие смыслы и мотивации, которые становятся доступными для восприятия человека лишь на уровне каузального плана (нижний Манас), где они облачаются в архетипы коллективного бессознательного . С точки зрения глобального информационного обмена духовные планы необходимы как промежуточные звенья между Нагуалем и Тоналем при формировании того, что в Нагуализме называется точкой сборки (перцептивной матрицей). С точки зрения современной квантовой теории информации духовные планы — ничто иное, как промежуточные уровни декогеренции Глобального Информационного Источника. Именно так осуществляется то, что Олдос Хаксли называл редукцией Мирового Разума на уровень разума человеческого, доступного его сознанию. Такая редукция необходима для психического выживания человека (подробнее об этом см. «Духовное рождение как трансформация энергообмена»). С точки зрения глобального энергообмена духовные планы формируют его нисходящую ветвь, доступную для усвоения человеком на его более грубых энергетических телах через открытую чакру Короны (Сахасрара) (подробнее об этом см., например А.Клюев «О самом главном»).
Итак, с точки зрения сохранения энергии в замкнутой системе Вселенной ничего не меняется в этом великом круговороте. По нисходящей ветви вниз до каузального плана истекает чистая энергия одухотворения, а с нижних планов на этот уровень она возвращается в виде миллиардов адептов, каждый из которых, в конечном итоге, способен стать Мировым Логосом. С эволюционной же точки зрения происходит накопление и структуризация информации. Эволюция сознания ведет к все большей дифференцируемости как в космическом масштабе, так и в масштабе развития человеческой психики (подробнее об этом см. «От восприятия к мышлению…»). Так реализуется Герметический принцип соответствия и божественное многократно воспроизводится в человеческом. От этого сам Мировой Логос становится более совершенным, ибо его посев — недифференцированная энергия божественной любви — возвращается к нему мириадами индивидуализированных отражений.
Более грубые планы мироздания – от физического до каузального (нижний Манас) — становятся доступны человеческому сознанию по мере развития соответствующих тел. При этом физический план доступен человеку от рождения на уровне двойственного восприятия. Он также является полем исследований всей классической эмпирической науки. Что касается эфирного, астрального, ментального и каузального планов и соответствующих тел человека, то официальной наукой они отрицаются. Ниже мы кратко опишем их в порядке нисхождения квантовой запутанности (восхождения плотности энергетического взаимодействия) на основе метафизических данных обобщённых в теософском учении.
Каузальный план
Этот план является своеобразным энергоинформационным полем сотворчества Мирового Логоса (Творца) и человека. Здесь нисходящий энергоинформационный поток от высших духовных планов обретает форму смыслов, убеждений и архетипов, доступных для ментально-чувственного восприятия человеком. На восходящей дуге глобального энергообмена каузальный план играет роль вместилища, опыта воплощений человеческой монады («души» в христианской традиции) переходящего из одного воплощения в другое. Здесь формируется глобальные эгрегоры человечества, определяющие его коллективное бессознательное (об этом речь пойдёт ниже). Основная функция каузального плана — формирование событий более плотных планов в соответствии с Герметическим принципом причинности (кармическим законом).
Говорить о каузальном теле человека довольно сложно во-первых потому, что на столь высоком уровне квантовой запутанности, его границы неопределенны, во-вторых потому, что свидетельства пребывания в нём адептов космического сознания носят скорее притчевый характер, чем описательный. С другой стороны теософия трактует каузальный план как уровень обретения человеческой монадой индивидуальных черт, хранилище памяти всех её воплощений и вместилища сценариев для судьбы очередных воплощений. Все это позволяет использовать понятие «казуальное тело» как условной точки сборки (перекрестья) духовной и животной природы человека, с которой можно начинать прослеживать историю эволюции сознания конкретной человеческой монады. На этом уровне организуется перцептивная матрица, которая предопределяет индивидуальные качества остальных тел (проводников человеческого сознания) монады — от ментального до физического. В контексте Великого Круговорота Одухотворения это тело осуществляет функции воспитателя в соответствии с требованиями Мирового Логоса. Каузальное тело – вместилище бессмертной духовной индивидуальности человека, не подверженное влиянию его животной природы. До этого уровня воплощения доходят только высшие, духовные эманации человеческой психики, пройдя после развоплощения (смерти) всех нижележащих тел все этапы чистилища. Здесь в виде неосознанных устремлений, системы ценностей, неизменных черт характера. формируется основы индивидуальности для всех последующих воплощений человеческой монады. Оно ответственно за все «врожденные» качества психики и физиологии, за место рождения человека. Именно оно «приводит» Душу человека в определенное окружение, в том числе и в семью, с членами которой у нее были связи в прошлых жизнях. Лишь духовно пробуждённые люди способны в своей земной жизни воспринимать тонкие вибрации этого тела руководствоваться вызванными ими мета-мотивациями поведения (подробнее об этом см. «Психология эволюции…»). В иерархии тонких тел каузальное тело может рассматриваться как метауровень, осуществляющий управление ментальным телом. Каузальное тело формирует тональ, контролирует ход мыслей, убеждения и мотивации человека. После смерти человека каузальное тело не умирает, являясь посредником между его бессмертной монадой и каждым последующим воплощением.
Энергоинформационное наполнение каузального тела, в основном, связано с чакрой Вишудха (см. «Чакры, потребности, мотивации»). Однако на нём, как и на любом другом теле человека от ментального до физического, проявляются аспекты всех чакр. В зависимости от того какая чакра доминирует, будет определяться характер событий, которые будут происходить в жизни человека. Иными словами, влияние других чакр может корректировать первичную мотивацию. Чем сильнее нижние чакры, тем ниже уровень мотиваций в пирамиде потребностей Мэслоу, тем слабее голос Каузального тела. Вот почему так важно вовремя заглушать страсти. Например, уравновешенная каузальная Муладхара даст уверенность в себе, стабильность, изобилие, а неуравновешенная — разрушения, потери, драмы. Каузальная Свадхистана наполнит жизнь комфортом, удовольствиями, поиском наслаждений и умением ценить то, что есть. Развитая каузальная Манипура заставит человека составлять планы и добиваться их реализации. Каузальная Анахата наполнит жизнь человека проявлениями любви и может подвигнуть его на благотворительность и меценатство. Каузальная Вишудха проявит себя в творческом самовыражении. Действиями такого человека может руководить вдохновение. Каузальная Аджна означает ясновидение предстоящих событий до пророчеств, магические способности, дар целительства и др. Сны такого человека часто бывают вещими. Человек с развитой Сахасрарой каузального тела практически ничего не делает от себя, он во всем происходящем видит закономерность, замысел Творца и руководствуется текущими событиями, как знаками, предзнаменованиями.
Ментальный план
Ментальный план именуемый в теософской литературе также планом дэвачана или сукхавати — это план существования возвышенных мысле-образов (арупа) и мысле-форм (рупа), порождаемых процессом мышления.
В религиозной традиции христианства этот план ассоциируется с царствием небесным, куда человеческая душа возвращается после смерти и очищения от витальных и астральных привязок, как в свой изначальный дом. Вот, как описывает этот уровень сознания Ч.У. Ледбитер: «Первыми впечатлениями ученика, в полном сознании вступающего на ментальный план, вероятнее всего будут сильнейшее блаженство, неописуемая жизненность, необычайный прилив сил, и приходящая с ними совершенная уверенность… Он оказывается посреди того, что ему представляется целой вселенной света, цветов и звуков, постоянно меняющихся, которой он никогда прежде не мог вообразить даже в своих самых возвышенных мечтах. Этот опыт столь не похож на всё известное нам на физическом плане, что пытаясь его описать, автор испытывает странное чувство беспомощности и полнейшей невозможности дать хотя бы малейшее понятие о небесном мире тем, кто его никогда не видели сами».
Здесь отсутствуют пространство и время, а квантовая запутанность так велика, что достаточно лишь подумать о близком тебе человеке, как его образ тут же воплощается рядом и вступает с тобой в ментальный контакт, не требующий языка. Роберт Монро, автор серии книг о своём внетелесном опыте и основатель института Монро, называет такой способ коммуникации «сонастройка». Этот термин представляется удачным, поскольку в теории колебаний ассоциируется с термином когерентный резонанс, иллюстрирующим явление квантовой запутанности на физическом плане. Мы будем его использовать в последующем тексте для обозначения феноменов квантовой запутанности (информационной сцепленности) с которыми человек сталкивается в своем внетелесном опыте пребывания на тонких энергоинформационных планах.
В теософской традиции выделяют как минимум семь подуровней ментального плана, в зависимости от качества мыслей их питающих (степени квантовой запутанности соответствующих элементалов). Четыре низших подуровня называются планами «рупа» или подуровнями мысле-форм. Они формируют нижний ментальный уровень (низший небесный мир). Достигший этих подуровней человек полностью очищен от страстей и влечений своих низших тел и погружен в мир свойственных ему мыслей. Здесь он продолжает полностью отождествлять себя с личностью, которая ему принадлежала во время его последнего воплощения (жизни). Предполагается, что человек среднего развития проводит здесь большую часть своего безмятежного существования между двумя воплощениями. Три высших подразделения «арупа» составлены подуровнями мысле-образов, не имеющими привычных форм. Они формируют верхний ментальный уровень (высший небесный мир). Уровней арупа способно достичь лишь сознание человека полностью избавившегося от эго-отождествления. Это истинный дом человеческой монады (души), осознавшей свою духовную природу и причастность к Великому Круговороту Одухотворения.
Если на физическом плане воздействие мысли на субъект мышления (человека) опосредованно нейронной активностью мозга, способной конвертировать электрическую энергию в биохимическую (см. подробнее «Квантовая психология – современная теория просветления»), то на ментальном плане мысль преобразует соответствующее тело мгновенно. Ясновидящие «видят» ментальное тело человека в форме нечётко очерченного облака, цвета которого отражают скорость, направление его мыслей и их эмоционально-чувственную окраску. При этом превалирующий, фоновый цвет создаётся астральным продолжением ментального тела (см. ниже), а их яркость и скорость вариаций зависят от ясности и быстроты мышления.
На ментальном плане сознания, мысль непосредственно воздействует не только на субъект мышления (ментальное тело мыслителя), но и на материю, составляющую план. Мыслеформы и мыслеобразы, порожденные человеком, недолговечны. Продолжительность их жизни пропорциональна интенсивности мысли. Однако этот срок может быть существенно увеличен за счёт постоянной энергетической подпитки «созвучными» мыслями. Так формируются эгрегоры ментального уровня. Последние могут принимать формы архетипов (в том числе антропоморфных) и существовать на ментальном плане намного дольше жизни ментального тела среднего человека в виде самостоятельных сущностей способных притягивать к себе все новые источники энергии (ментальные тела людей). Возникновение ментальных эгрегоров и их воздействие на человека обсуждается ниже, в разделе «Эгрегоры».
Анализируя зависимость цвета мыслеформы (образа) от качеств мысли, Анни Безант приводит следующие примеры: «В местах массового молебна (храмы, церкви) наблюдатель может видеть устойчивые мыслеформы образующие клубящиеся массы голубых облаков. Очень часто их цвет бывает несколько загрязнён присутствию эгоистических чувств, и тогда голубой смешивается с коричневыми тёмными тонами и теряет свою яркость и чистоту».
Направленность мыслей, которые генерирует человек, определяется доминирующей в его точке сборки чакрой, т.е. уровнем развития сознания, на котором этот человек находится (подробнее об этом см. «Чакры, потребности и мотивации»). Если доминирует Муладхара, то мысли такого человека будут агрессивны и деструктивны, либо заняты страхами и сомнениями. Доминирующая чакра Свадхистана даст мысли об удовольствиях, наслаждениях и комфорте. Мысли порождённые Манипурой будут заняты собственными перспективами, контролем, самоконтролем, просчетом последствий действий и поступков. Доминанта Анахаты порождает мысли о любви, сочувствии и сострадании. Мысли тех людей у кого доминирует Вишудха будут заняты творчеством, достижением мастерства и совершенства в своём деле, постижением законов гармонии и красоты. Доминирование Аджны будет вызывать мысли о самоактуализации, постижении законов Природы, получении оккультных способностей и знаний, мистического опыта. Наконец, Сахасрара породит мысли о вечных смыслах, о Боге, о своей миссии и предназначении в жизни.
Воздействие мыслей человека на его физическое здоровье обусловлено организующей функцией ментального тела, играющего роль своеобразного дирижера в оркестре тонких человеческих тел. Негативная мысль способна породить тревожный эмоциональный фон, который немедленно конвертируется в повышение уровня гормона тревожности кортизола со всеми вытекающими отсюда последствиями (подробнее см. «Бессонница как повод измениться»). С другой стороны позитивные мысли и искренняя вера в исцеление от недуга создают благоприятный гормональный фон, проявлением которого становится прилив энергии и сил, повышенный иммунитет организма, эффект плацебо и т.д.
Астральный план
Астральный план формально является промежуточным между условно нижележащим эфирным (витальным) и условно вышележащим ментальным планами. Это вместилище эмоционально-чувственной энергии. Если для обитателей физического плана первичными представляются объекты и явления «внешнего мира», а эмоции и чувства – лишь их отражения во внутреннем мире, то здесь, в астральном мире, все наоборот. Эмоции и чувства создают окружение любого субъекта достигшего здесь осознанности. Подавленность, уныние или страх окружают астральную сущность мрачными красками «астральной действительности». Наоборот радость и любовь наполнят его окружение блистающими оттенками светлых тонов.
Подобно стратификации физического плана по плотности, при которой более плотная материя занимает нижние этажи, астральный план стратифицирован по плотности астральной материи. Точно также как и для ментального плана, здесь согласно теософскому учению выделяется семь подуровней. В религиозных традициях человечества нижние подуровни астрального плана ассоциируются с преисподней (адом). Вот как описан нижний (седьмой) подуровень астрального плана в Египетской книге мёртвых в переводе Е.А. Уоллиса Баджа: «Что за это место, куда я попал? Здесь нет ни воды, ни воздуха, оно глубоко и неизмеримо, оно чернее самой тёмной ночи, и люди беспомощно блуждают вокруг. Здесь человек не может удовлетворить ни одно свое желание и жить в спокойствии сердца…». Как можно трактовать подобное описание современным языком? Очевидно здесь, как и на ментальном уровне, речь идёт о сонастройке, или, выражаясь языком квантовой физики, квантовой запутанности. Если иметь в виду произвольную астральную сущность (например астральное тело человека), то оно будет притянуто когерентными ему вибрациями, формирующими соответствующий астральный эгрегор (см. ниже). В отличие от ментального эгрегора, астральный — будет обладать меньшей запутанностью, но бόльшей интенсивностью энергоинформационного взаимодействия. Недаром говорят, что ясный ум должен быть свободен от эмоций, ибо последние, будучи намного мощнее по своему воздействию на психику, свяжут разум и не позволят мысли сформироваться. Обитателями низших слоёв астрального плана становятся бессознательные представители животного царства, либо элементалы астрального мира, находящиеся на нижних этажах эволюции. Осознанность же здесь сохраняют энергоинформационные паразиты (вампиры, оборотни, демоны), либо сонастроенные с ними, неразвитые при жизни в физическом теле души людей, обуреваемые низменными страстями. Ненависть, злость и ужас – вот питательная среда этого этажа астрального плана. К счастью, даже неразвитый духовно человек, после смерти проходит этот уровень своего тела, как правило, в бессознательном состоянии, просыпаясь к осознанности на более светлых подуровнях «страны лета». Обычно такие люди поглощены собой и в значительной степени сами создают свою «астральную действительность». Именно сюда кратковременно и, как правило, неосознанно попадает большинство людей в фазе сна со сновидениями (БДГ фаза). Подробнее см. «Сон – природный портал в трансцендентные измерения человека». Осознанные его обитатели – люди, потерявшие связь с умершими физическим и витальным телом – на этом уровне уже практически теряют из виду Землю и отрываются от низменных эмоциональных привязок прошедшей жизни. Длительность их пребывания здесь зависит от степени их духовного пробуждения, достигнутой при жизни. Для тех, чьи устремления не ограничены страстями, желаниями или эмоциональной привязанностью к эгрегору, астральный план будет лишь временным пристанищем. Их «царство небесное» располагается выше – на ментальном плане. Прочие же будеут задержаны на слоях астрального плана до тех пор, пока полностью не освободятся от соответствующих привязок. Хорошей аналогией, позволяющей наглядно представить динамику естественного восхождения человеческой монады от физического к ментальному-каузальному планам, является пример обретения нулевой плавучести для изолированного пузырька газа, всплывающего в жидкости с плотностью плавно падающей к поверхности, рассмотренный в статье «Духовный рост или деградация…», раздел «Представление траектории самоактуализации…». По закону Архимеда, всплытие пузырька завершится на том уровне плотности вмещающей его жидкости, который будет равен плотности насыщающего пузырёк газа. Это и есть аналог сонастройки или когерентного резонанса.
Впрочем, согласно теософскому учению, осознанными обитателями астрального плана являются не только люди на восходящей дуге своего инкарнационного цикла (т.е. после смерти физического тела), но и аутентичные обитатели этого мира: от природных духов всех видов (гномы, феи, эльфы, домовые, джинны, тролли, фавны, кобольды, гоблины и т.д.); до одухотворённых астральных сущностей над-человеческой природы (ангелы, дэвы). Подробнее об этом см. Чарльз Ледбитер «Астральный план».
Астральное тело человека является матрицей, по которой строятся эфирное и физическое тела. В свою очередь само оно формируется во многом под влиянием ментального тела. Следует отдавать себе отчёт в том, что человек, как существо многоуровневое, рождается одновременно на всех планах, потенциально доступных его сознанию: физическом, эфирном (витальном), астральном и ментальном (на высших планах его монада не прерывает жизни, хотя и теряет индивидуальность). При этом развитие человека на низшем, физическом плане происходит во многом бессознательно благодаря программам физиологического роста организма. С возрастом осознанное участие в физическом развитии становится всё более значимым, хотя и не определяющим. В частности оно не в состоянии блокировать генетически предопределённые болезни, старение и, наконец, смерть физического тела. В психологическом развитии, которое определяет в конечном итоге зрелость астрального и ментального тел человека на момент физической смерти, осознанное участие личности выходит на первый план (подробнее об этом см. «Психология эволюции или эволюционная психология?»). В этом контексте знаменитый афоризм П. Тейяра де Шардена «Человек это осознающая себя эволюция» имеет тем более прямой смысл, чем на более тонком плане бытия рассматривается человеческое сознание.
Астральное тело человека, согласно свидетельствам ясновидящих, лишь приблизительно повторяет контуры физического тела. Оно состоит из разноцветных энергетических субстанций, которые находятся в постоянном движении. Эти цветные сгустки энергий пронизывают более плотные тела — эфирное и физическое, а также способны окрашивать мыслеформы менее плотного ментального тела. Чакры астрального тела выглядят в виде цветных энергетических вихрей окрашенных во все цвета радуги. В случае гармонизированных по энергообмену чакр, эти цвета имеют чистые, глубокие оттенки. Каждая чакра имеет свой цвет: Муладхара — красный; 2. Свадхистана — оранжевый красно — оранжевый ; 3. Манипура — жёлтый; 4. Анахата — зеленый ярко — травяной ; 5. Вишудха — небесно-голубой; 6. Аджна — синий индиго ; 7. Сахасрара — фиолетовый белый (подробнее см. «Духовное рождение как трансформация энергообмена»). У вертикально стоящего человека, при уравновешенных чакрах, астральное тело имеет яйцевидную форму. Если чакры не уравновешены, форма астрального тела может быть искажена, а цвета чакр будут иметь грязные тёмные оттенки.
Функционально астральное тело человека это проводник его сознания на астральном плане бытия. С его помощью человеческая монада взаимодействует с астральной действительностью, в том числе и с астральными телами других людей. Энергоинформационный обмен на уровне астрального плана намного плотнее подобного на ментальном плане. Любые изменения эмоционального состояния человека немедленно отражаются на его гормональном фоне и движении праны по энергетическим каналам эфирного двойника (см. ниже). Особенно сильны бессознательные воздействия эмоций поскольку они никак не демпфируются ментальным дирижером тонких тел. Неслучайно длительный перехлёст эмоций приводит к перевозбуждению или, напротив, — к депрессивным состояниям психики. При этом страдает и само астральное тело. Если возбуждены астральные проекции нижних чакр муладхара, свадхистана и манипура , то чаще всего говорят о древних (животных) эмоциях, таких как страх, страсть, восторг, гнев, агрессия и т.п. Если возбуждена астральная анахата чакра, то чаще говорят о чувствах, таких как любовь, сострадание, сопереживание. Если возбуждены астральные проекции верхних чакр вишудха, аджна, сахасрара , то чаще всего говорят о состояниях, таких как творческий подъём, умиротворение, безмятежность, экстаз.
Эфирный (Витальный) план
Эфирный тонкоматериальный план служит энергоинформационным проводником с астрального плана на план физический. В энергетическом смысле это постоянный источник жизненных сил, обеспечивающий материальное воплощение нисходящего Духа. В традиции индийской йоги эта энергия известна как Прана. Сегодня это понятие ошибочно ассоциируется лишь с дыханием, хотя изначально это гораздо более широкое понятие, связанное с невидимым (полевым) первоисточником любой жизни на Земле. В тантрических текстах Прану символизирует могущественная богиня-мать Шакти. Она представляет собой женский аспект бытия, плодородную почву материального. Бог Шива отражает мужской аспект, сознание. Когда росток сознания прорастает на плодородной почве материального мира.
В христианской традиции согласованное пребывание человека на эфирном (витальном) и более высоких планах бытия (астральном, ментальном и каузальном) отражено в символах святого причастия: хлебе и вине. Здесь «хлеб» (хлеб насущный, хлеб жизни) это то, что дает человеку жизненную силу (то есть его эфирный двойник). А вино символизирует духовное просветление, пьянящее блаженство сознания просыпающегося на высших планах тонкого мира. Вот почему эти две составляющих вкушают во время обряда: их сочетание олицетворяет единство материального и духовного аспектов человеческого бытия.
В Китайской и Тибетской традиции эта энергия известна, как «внутренняя энергия Ци». Здесь исходное философское понятия энергии, обеспечивающей жизнь, получило прикладное развитие в медицинских приложениях (так называемая «Восточная нетрадиционная медицина»[2]). Согласно основному постулату восточной медицины, все звенья, составляющие биоэнергетическую систему человека (его эфирное тело), работают так, чтобы поддерживать определенный постоянный уровень энергообмена с вмещающим его эфирным планом бытия. Соответствующие функции самовосстановления и саморегуляции, поддерживают постоянство энергии в каждом энергетическом звене и в эфирном теле в целом. Согласно этим постулатам восточная медицина фокусируется на профилактике поддержания энергетического гомеостаза, благодаря которому организм остаётся здоровым[3] .
Традиционная восточная медицина постулирует непрерывность процессов накопления и преобразования жизненной энергии Ци в энергетических центрах эфирного тела (чакрах), расположенных вдоль основной энергомагистрали эфирного тела, совпадающей с положением позвоночника в физическом теле. Гармонизация работы чакр в процессе энергообмена важна для психологического здоровья, которое во многом предопределяет здоровье физическое (подробнее об этом см. «Чакры, потребности, мотивации»). Полевой энергообмен на уровне соответствующих тонких энергий стал основой многих восточных практик (боевого искусства Айкидо, гимнастики Цигун) и целительства (акупунктура в Китае или суджок-терапия в Корее).
Важно подчеркнуть, что согласно основным положениям восточной медицины сеть меридианов, по которой в эфирном теле человека циркулирует внутренняя энергия Ци, формируется в человеческом эмбрионе раньше остальных органов тела. Так проявляет себя информационный аспект эфирного плана бытия.
Это положение в настоящее время можно считать доказанным, поскольку оно полностью соответствует концепции морфргенетического (формообразующего) поля, предложенной в начале ХХ-го века австрийским биофизиком П.А. Вайсом и российским биологом А.Г.Гурвичем независимо друг от друга. Информационное по своей сути морфргенетическое поле, согласно этой концепции, содержит программы развития организмов, определяет последовательность образования отдельных клеток в пространстве и времени. Исследования аур (квантового ореола) биологических объектов, доступное благодаря эффекту Кирлиан (Кирлианова аура), позволило, например, обнаружить энергетическую матрицу (прообраз) зеленого листа, по которому он воссоздаётся из почки. Заметим, что концепция морфргенетического поля была в середине прошлого века развита и дополнена британским философом и биофизиком Р. Шелдрейком в его гипотезе о причинной обусловленности формообразования (Морфическое поле) и российским ученым-математиком В.В. Налимовым в приложении к теории нелокальности сознания. Эти учёные, по сути, перевели на язык современной науки теософское учение о причинности и структурированности тонких планов бытия (в частности о формировании и функциях энергоинформационного эфирного плана).
Эгрегоры
Понятию Эгре́горы в современной эзотерической литературе даётся множество толкований: от самостоятельных сущностей, населяющих и структурирующих тонкие планы бытия (А.Подводный) — до энергоинформационных паразитов, злонамеренно или бессознательно порождаемых мыслями и эмоциями людей на тонких планах (Д.С. Верищагин). В русской культуре это понятие ввёл в обиход Даниил Андреев в труде всей своей жизни «Роза мира». По Андрееву Эгрегор это «иноматериальное образование, возникающее из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами: племенами, государствами, некоторыми партиями и религиозными обществами. Эгрегоры лишены монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности». Общим во всех определениях является принадлежность этих образований к тонким планам бытия, где они структурированы в иерархии. Чем выше в иерархии энергоинформационный план, на котором сформирован эгрегор, тем он долговечнее и тем больше охват, входящих в него эгрегоров низших планов, которые являются для него донорами. Примером глобальных эгрегоров ментального уровня являются религиозные эгрегоры, питаемые эгрегорами входящих в религию сект, приходов, паств и отдельных верующих. Очевидно, что на этом уровне питательной средой эгрегора являются мыслеформы людей, объединённых общностью веры. Эгрегоры нижнего уровня (нижний астрал, витальный план) менее долговечны. При этом относительно малочисленная группа, питающая такой эгрегор эмоциональной либо витальной энергиями, в течении его короткой жизни, оказывается связанной и синхронизированной значительно сильнее. Примером локальных эгрегоров является толпа фанатов, стая птиц либо пчелиный рой.
Иерархия эгрегоров
Проблемам возникновения, развития, структурирования и деградации эгрегоров, их взаимному влиянию, а также (и в особенности) их воздействию на развёртывающееся в процессе жизненного пути человеческое сознание, посвящено множество книг, часть из которых приведена в списке литературы. В концентрированном виде эти проблемы обсуждаются в статье «Эгрегоры на пути духовного пробуждения человека». Здесь мы рассмотрим лишь сам феномен образования иерархии эгрегоров в контексте теософского и метафизического (квантового) понимания тонких планов бытия и проанализируем важнейшие следствия этой данности.
Если отталкиваться от теософской идеи о нисходящей и восходящей ветвях, составляющих Великий Круговорот Одухотворения (подробнее см. П.Тейяр де Шарден «Феномен человека»), то возникновение иерархии эгрегоров становится неизбежным. В самом деле, Мировой Логос, воплощающий себя в материи, проходит на нисходящей дуге тонкоматериальные планы от Атмы до Каузального, где встречается со своими индивидуализированными отражениями, возвращающимися в лоно Источника по восходящей дуге Материальный – Эфирный – Астральный – Ментальный планы. В терминах квантовой физики этот цикл воплощения — развоплощения можно называть циклом декогеренции-рекогеренци , на котором квантовая запутанность элементалов вначале падает от 1 (полное единство в Источнике) до 0 (полная локальность и кажущаяся отделённость от Источника), а затем восстанавливается на исходном максимальном уровне. Если под индивидуализированными элементалами понимать людей, то эгрегоры – суть следствие их все большей квантовой запутанности в направлении взаимодействия на все более тонких планах (подробнее см. К.Э.Габрин «Квантово-механические модели экономических систем»).
Зададимся вопросом: что сильнее всего сплачивает людей? Точнее — какие группы можно считать наиболее сплоченными и что является цементом такого сплочения?
Ответ очевиден: самая сплоченная группа людей это семья, связанная узами родства. Сила рода во многом обусловлена общей генетикой, которая определяет как общность физиологических, так и психических черт. На лицо связь на витальном и астральном планах. Здесь она сильна, но соизмерима с продолжительностью жизни физического тела. Соответственно квантовая запутанность на этом энергоинформационном уровне минимальна — принадлежность к семье и роду не стирает отличительных чертах каждого из его представителей.
Зададимся другим вопросом: какие группы людей сплочены в максимально длительной ретроспективе и что сплачивает их там более всего?
Ответ не столь очевиден, но с уверенностью можно говорить об этносе, связанном общей культурой, важнейшими элементами которой является язык и религия. Здесь на лицо связь на ментальном уровне. Эта связь не так очевидна и сильна, как родовая, но зато она намного долговечнее, ибо накапливается из поколения в поколение. Возросшая квантовая запутанность порождает феномен коллективного бессознательного, который проявляется в архетипах, общей мифологии, обострённом чувстве «свой-чужой». Важно отметить, что подобные эрегоры ментального плана продолжают держать в своей орбите людей, пребывающих в ментальных телах после смерти физического тела, и подпитываться их энергией.
Итак, эгрегоры — продукт квантовой запутанности, размер, срок жизни и интенсивность взаимодействия внутри которых определяется уровнем тонкого плана, на котором каждый из них возникает и развивается. В этом смысле правы и те, кто толкует их, как самостоятельные сущности (организмы) тонкоматериальных планов и те, кто рассматривает их как энергоинформационных паразитов . Действительно, человек, при жизни в теле отделён множеством своих тонких тел от своего духовного первоисточника и пребывает здесь, на материальном плане, в ловушке двойственного восприятия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он забывает о предназначении своей монады, погружается в пороки, увлекается страстями, теряет духовные ориентиры и в итоге запутывается и сбивается с пути духовного пробуждения. В результате путь его возвращения по восходящей дуге становится извилистым и тернистым. Для возвращения к истокам (рекогеренции) его монаде требуются многие и многие жизни. В этом смысле эгрегоры и в самом деле можно рассматривать, как ловушки, искажающие траекторию возвращения монады к Источнику. Причём ловушки, возникающие как следствие существования человека на тонких планах бытия, где квантовое запутывание совершенно неизбежно.
С системно-эволюционной точки зрения Великий Круговорот Одухотворения вписывается в философию панпсихизма, согласно которой все материальные объекты от простейших минералов (вроде кварца) до сложнейших живых систем (вроде человека) обладает трансцендентной духовной компонентой, и как следствие способны развиваться в направлении развития своих тонкоматериальных продолжений (тел). Подробнее об этом см. Ледбитер Ч.У. «Человек видимый и невидимый, Глава VI». В этом подходе ничто не противоречит толкованию Земли, как живого и разумного организма, как это предлагали Д.Э. Лавлок и В.И. Вернадский еще в начале прошлого века (гипотеза Геи). В этом случае ноосферу Вернадского, очевидно, можно ассоциировать с ментальным телом Земли, а её биосферу (точнее морфогенетическое поле) – с астральным и эфирным телами. С точки зрения же современной метафизики (квантовой теории нелокальности) нашу планету, как любой живой организм, вмещает множество квантовых ореолов развивающихся на ментальном, астральном и эфирном планах бытия. В такой модели эгрегоры – структурные элементы тонких тел Земли, развивающиеся в соответствии с квантовыми законами тонких планов, на которых они непрерывно формируются в процессе непрекращающейся рекогеренции. Иерархия эгрегоров в целом подобна иерархии тонких планов, к которым они принадлежат. Если принять ноосферу Земли за мета-уровень низших тонких тел Земли, то ответствующий ему глобальный эгрегор ментального плана наполняется энергией и информацией соответствующего уровня тонкости с момента зарождения первой мысли на земле, т.е. на протяжении эволюции человека разумного (подробнее см. «От восприятия к мышлению»). Подобно тому, как ментальное тело человека является матрицей для всех его низших тел, ноосфера – является организующим началом для эгрегоров низших уровней: этносов, религий, государств, и т.д. вплоть до эгрегоров отдельных семей. Схематически иерархия эгрегоров иллюстрируется рисунком 1.
На уровне ноосферы невыразимые в словах высшие смыслы и эволюционные цели человечества приобретают образность и значение, которые затем, на уровнях этносов и религий окрашиваются в характерные для данных народов и их верований архетипы коллективного бессознательного. Здесь же, на планетарном уровне, квантовая запутанность столь велика, что межэтнические оттенки неразличимы равно, как и архетип Мирового Логоса теряет антропоморфные черты. Здесь Бог един и имя ему Любовь. Здесь расовые и культурные различия стёрты, а человек – воплощенное подобие Божественной Любви, очищенное от всех искажающий её влияний. Чем ниже мы опускаемся, погружаясь во все более плотные слои энергоинформационных ореолов земли, тем более пёстрая и менее стабильная картина перед нами предстаёт. Эгрегоры этносов сменяются чередой государственных, развивающихся внутри. Эгрегоры культур наполняются эманациями от эгрегоров порождённых под их крылами религий, конфессий, учений, научных направлений и т.д. Всё это возникает и лопается подобно мыльным пузырям, и процесс этот ускоряется и теряет масштабность по мере спуска от ментальных уровней к астральным и еще ниже на подуровни эфирного плана.
Воздействие эгрегора на человека
Воздействие эгрегора на человека столь же многогранно, сколь многогранен человек. Рождаясь, человек еще не отделяет себя от мира и не искажает своими тонкими телами траектории возврата к Источнику по восходящей дуге (т.е.после смерти физического тела). Однако воплощение в физическом теле даётся для решения кармических задач, накопленных человеческой монадой в предыдущих её воплощениях, поэтому взросление, наращивание своих тонких тел, привлекаемых эгрегорами различных уровней, и как следствие, искажение идеальной (кратчайшей) траектории всплытия к Источнику неизбежны. Будучи существом многоуровневым и путевым[4], человек по мере взросления осознает и отождествляет себя вначале на физическом плане как физическое тело, затем на планах эмоциональном, чувственном и ментальном как существо рефлексирующее, чувствующее и мыслящее. Так просыпаются и вызревают в человеке его внутренние степени свободы, которые соотносятся с его тонкими телами, поскольку имеют энергоинформационную коннотацию. Их общее число трудно подсчитать, как трудно посчитать число тонких тел человека. Если руководствоваться общепринятым в теософии разделением тонких тел на три — эфирное, астральное и ментальное, то удобно поставить им в соответствие внутреннюю сакральную троицу человека – Эрос, Сердце, Ум[5], каждый элемент которой есть не что иное, как внутренняя энергоинформационная степень свободы. Эрос – энергия жизни, связанная с чакрой воды — Свадхистаной, питающей в основном эфирное тело и объединяющей человека с морфогенетическим полем Земли. Сердце – более тонкая энергия, питающая в основном астральные уровни тонких тел человека от эмоций до высоких чувств и объединяющая человека с астральным планом Земли. Эта энергия ассоциируется с чакрой Огня — Манипурой. Наконец, Ум – еще более тонкая энергия (скорее информация), питающая в основном ментальное тело и объединяющая человека с ноосферой Земли. Эта энергия ассоциируется с чакрой Воздуха — Анахатой.
На каждом этапе актуализации своей самости человек неминуемо притягивается тем или иным эгрегором или, выражаясь метафизическим языком, квантово запутывается по тем степеням внутренней свободы, которые он начинает в себе осознавать. Для того чтобы это произошло, необходимо и достаточно чтобы произошла квантовая суперпозиция человека и эгрегора, или, попросту, чтобы вибрации эгрегора отзывались (резонировали) внутренним вибрациям (устремлениям) растущего человека. В противном случае эгрегор окажется «прозрачным», а характерная частота, им излучаемая, будет невидимой для точки сборки человека. Человек и эгрегор, как бы, не будут существовать друг для друга. Квантовое запутывание не произойдёт. Вот как описывал дон Хуан процесс квантового запутывания человека с эгрегором: «…точка сборки излучает свечение, которое группирует связки эманаций, заключенных в коконе. Эти связки соединяются затем, как связки, с эманациями в великом».
В контексте духовного пробуждения человека и его следования по пути возвращения к Источнику (восходящая дуга Великого Круговорота Духа) конструктивной представляется аналогия эгрегора с ловушкой (колпаком в терминологии Э.О. Моношенса). Для того чтобы ею воспользоваться в полной мере необходимо обратиться к элементарной динамике одухотворения материи, описанной в одноименном разделе статьи «Духовный рост или деградация?». Здесь мы вкратце воспроизведем её основные положения, позволяющие проводить аналогию Великого Круговорота Духа с круговоротом газообразования в природе.
Согласно общепринятой органогенной теории образования скоплений углеводородов (УВ) этот процесс включает два основных этапа: собственно генерацию жидкой и газообразной фаз УВ из материнской горной породы (первичная миграция УВ) и их улавливание в скопление за счёт блокирования дальнейшего всплытия (вторичная миграция УВ). Первый этап по смыслу аналогичен декогеренции поскольку сводится к явному проявлению (воплощению) летучих фракций в изначально твёрдой материнской породе, которая предполагает газообразование, как одну из потенциальных возможностей своей деградации. Летучие фракции выделяются из УВ-содержащего материала виде изолированных друг от друга пузырьков газа под воздействием высокой температуры и давления в земных недрах. На этом первичная миграция прекращается и начинается вторичная. Под воздействием потенциала всплытия каждый газовый пузырёк будет стремиться вернуться из земных недр в исходную среду равновесия – атмосферу, где, растворившись, он потеряет индивидуальность и станет неразличим в океане себе подобных пузырьков. В этом смысле вторичная миграция вполне аналогична рекогеренции (развоплощению). Всплытие разрозненных пузырьков газа при вторичной миграции рано или поздно блокируется непроницаемыми породами. Куполообразные структуры сложенные такими породами (геологические колпаки) формируют ловушки углеводородов, где за миллионы лет вторичной миграции могут скапливаться гигантские залежи газа. Накапливаясь в ловушке миллионы лет, газ приобретает колоссальный потенциал всплытия, который способен нарушить целостность экрана ловушки. В зависимости от типа и качества ловушки скопившийся в ней газ может порциями вырываться и продолжать всплытие вплоть до поверхности земли, где он, наконец, достигает атмосферы в виде газовой эманации.
Описанная динамика круговорота газа в природе, очевидно, может ассоциироваться с Великим Круговоротом Духа если понимать под потенциалом всплытия духовный потенциал человека (подробнее см. в статье «Духовный рост или деградация?»), под первичной миграцией – духовное пробуждение, а под вторичной – устремленность к единению с Творцом. Конечно, процессы первичной и вторичной миграции газа не требуют для своего описания подходов квантовой физики[6], но их относительная простота позволяет уловить главное сходство – подобное притягивает подобное, но этот процесс может быть существенно осложнён и даже блокирован ловушками на пути возвращения элементов духа по восходящей дуге.
Часто приходится сталкиваться с отрицательной коннотацией в описаниях эгрегоров. Например, в книгах Д.С Верищагина эгрегоры низводятся до уровня энергоинформационных паразитов. Но всегда ли эгрегор является ловушкой для человека, актуализирующего свою высшую, духовную природу? Ответ будет зависеть от взаимного расположения эгрегора и фокусировки человеческого сознания (точки сборки) на тонких планах бытия. Очевидно, для человека, живущего в основном животными страстями, попадание в орбиту притяжения, например, религиозного эгрегора будет благом. Такой человек на данном этапе своего жизненного пути мотивирован исключительно дифицитарными потребностями и чаще всего находится в поле притяжения созвучных себе эгрегоров, «работающих» на вибрациях сильных эмоций (получение кайфа, наркотическая зависимость и т.п.). Самостоятельно вырваться из такой энергоинформационной ямы человеку практически невозможно. Попадая же в зону притяжения религиозного эгрегора, человек обретает веру и надежду на возвращение к внутреннему пути пробуждения в духе, а главное необходимую энергетическую подпитку. Если же подобная надежда реализуется и человек обретает внутренний путь познания Истины, то для него на определённом этапе этого духовного восхождения религиозный эгрегор становится ловушкой, сдерживающей его внутренний рост (подробнее об этом см. «Бегство в веру вместо открытия себя в вере»). Очевидно, что полностью избавиться от притяжения эгрегорами человек не может. Чем старше он становится, тем больше квантово запутывается на уровне своих тонких тел с созвучными себе эгрегорами. Впрочем, для тех, кто сохраняет гармонию внутренней триады (Эрос-Сердце-Ум) освобождение от эгрегоров низших планов и устремление к эгрегорам высших происходит естественно и безболезненно. На каком то этапе духовного пути, гармоничный человек просто перестаёт откликаться на вибрации эгрегоров низших планов и проходит сквозь них все выше и выше. Эгоцентризм сознания такого человека вначале уступает место этноцентризму (приоритет эгрегора этноса всем остальным), затем экоцентризму (приоритет эгрегора ноосферы) и наконец обретение целостности с Мировым Логосом, как свободы от притяжения каких-либо человеческих эгрегоров.
Выводы
Современное метафизическое толкование тонких планов бытия, основанное на концепции квантовой запутанности (информационной сцепленности) и квантовой теории декогеренции проясняет причины появления эгрегоров, сроки их существования, структуру и иерархию. Эти тонкоматериальные сущности можно определить как естественный результат квантовой запутанности тонких тел присущих всему живому на Земле. Если же Землю рассматривать как разумный живой организм (гипотеза Геи), то эгрегоры – суть, структурные элементы её тонких тел. Динамика образования, развития и деградации любого эгрегора целиком определяется уровнем тонкого плана бытия, на котором он сформирован. Так, глобальный эгрегор ментального плана Ноосфера, очевидно, существует с момента зарождения первой мысли на Земле и с тех же пор пополняется соответствующими ментальными эманациями человечества. Под его крылом возникают и разрушаются ментальные эгрегоры человеческих культур, внутри которых в свою очередь зарождаются и умирают эгрегоры религий, конфессий, учений, научных направлений и т.д. Спускаясь все ниже по уровню вибраций тонких планов, можно встречать все более пёструю череду возникновения и разрушения менее долговечных эгрегоров астральной и витальной природы. По мере такого спуска меняется и характер воздействия эгрегоров на человека. Сила воздействия ментальных эгрегоров невелика, то квантовая запутанность, которую они создают, максимальна. Долговечные ментальные эгрегоры формируют коллективное бессознательное человечества, этноса, нации и т.д. Наоборот, коротко живущие эгрегоры астрального и витального планов обладают тем большей силой воздействия, чем ниже в иерархии тонких планов уровень их зарождения. Срок жизни семейного эгрегора соизмерим со сроком жизни членов семьи. Обладая невысоким уровнем квантовой запутанности он не стирает индивидуальных черт своих членов, но воздействует на их астральные и особенно витальные тела (т.е. привязывает к себе) намного сильнее ментального эгрегора. Если рассматривать человеческую монаду в контексте Великого Круговорота Одухотворения, то на пути духовного пробуждения человека (в том числе и после смерти его физического тела) эгрегоры можно толковать и как ангелов спасителей, и как энергоинформационных паразитов. Всё зависит от взаимного расположения человеческой монады и эгрегора, притягивающего её на восходящей дуге Великого Круговорота Одухотворения. Если человеческая монада в результате притяжения эгрегором освобождается из ловушки низшего по уровню вибраций эгрегора, то такой эгрегор-освободитель уместно ассоциировать с ангелом спасителем. Наоборот, если человеческая монада, обладающая потенциалом всплытия на высокий тонкоматериальный уровень, тормозится полем притяжения грубо материального эгрегора, то последний очевидно является ловушкой на пути её восхождения. И в этом смысле такой эгрегор скорее паразит, чем ангел хранитель.
Особенности взаимодействия человека с эгрегорами разных уровней подробно обсуждаются в статье «Эгрегоры на пути духовного пробуждения человека».
Литература
- Андреев Д.Л. Роза мира
- Аристотель. Метафизика
- Безант Анни, 2017. Загадки жизни и как теософия отвечает на них
- Безант Анни и Ледбитер Ч.У., 2005. Мыслеформы
- Блаватская Е.П., 2004. Ключ к теософии
- Богданович В., 2008. Код эгрегора
- Верещагин Д.С. и К.В. Титов, 2012. Эгрегоры человеческого мира. Логика и навыки взаимодействия
- Габрин К.Э. 2010, Квантово-механические модели экономических систем
- Доронин С.И., 2007. Квантовая магия
- Заречный М., 2007. Квантово-мистическая картина мира. Структура реальности и путь человека
- Зурек В., 2002. Декогеренция и переход от квантового описания к классическому
- Ледбитер Ч.У. 1998. Человек видимый и невидимый
- Ледбитер Ч.У., 2007. Астральный план
- Ледбитер Ч.У., 2001. Ментальный план
- Некрасов А.А. 2007. Эгрегоры
- Подводный А., 2002. Общественное подсознание
- Попов В.Д., 2010. Духовно-информационная природа и сила эгрегора
- де Шарден П.Тейяр, 1965. Феномен человека
[1] Толтекский тональ это «описание мира», которому индивид обучается практически всю жизнь – от раннего периода научения, в котором преобладает суггестия, до более зрелого возраста, когда человек становится способен к абстрактному мышлению и самообучению.
[2] Представляется, что термин «Нетрадиционная» скорее относится к Западной медицина, которая на пару тысяч лет моложе традиционной Восточной.
[3] В этом коренное отличие традиционной Восточной медицины от традиционной западной, фокусирующейся на лечении отдельных органов физического тела, по симптоматике протекания их болезни.
[4] Понятие «Путевой человек» взято из философии духовного пробуждения человека Л.Н. Толстого. Подробно Путь духовного пробуждения обсуждается в статье «Духовный рост или деградация?»
[5] Подробнее о сакральной троице человека, её гармонизации и угрозах дисгармонии см. например, Некрасов А.А. «Эгрегоры», раздел «Сердце — ум — эрос»
[6] Они вполне адекватно описываются в раках классической флиюдо-динамики
Добавить комментарий