Эволюция как изначально целенаправленный и глобальный системогенез

Мысль«Мы чувствуем, что через нас проходит волна, которая образовалась не в нас самих. Она пришла к нам издалека, одновременно со светом первых звезд. Она добралась до нас, сотворив все на своем пути».

Пьер Тейяр де Шарден

 

Множество теорий, объясняющих разнообразие видов живой материи, часто противоречат друг другу уже в основополагающей философской базе. Противоречие естественно научных взглядов, питаемых материализмом и различных вариаций креационизма, питаемых теологией, исходят из неразрешимости загадки целенаправленности наблюдаемой в Природе тенденции к усложнения живых форм. Еще запутаннее выглядит понятие «эволюция», когда рассматривается воплощение все более сложных материальных форм в масштабах микромира и космоса. Здесь квантовые феномены  нелокальности и космические феномены согласованности также подводят официальную науку к «опасной черте», за которой теряется объективность эксперимента и начинается «метафизическая чертовщина». Но если рассматривать эволюцию, как системогенез глобального пространственно-временного масштаба, имманентно свойственный реальности наблюдаемого и ненаблюдаемого планов бытия, то альтернатива «Замысел» или «Самоорганизация» оказывается ложной, как ложным оказывается противопоставление психического и физического аспектов эволюционирующих форм материи. Read More

Антропогенез, Антропный принцип и Астрология

 Антропогенез«Субъект и объект едины. Нельзя сказать, что барьер между ними разрушен в результате достижений физических наук, поскольку этого барьера не существует… одни и те же элементы используются для того, чтобы создать как внутренний (психологический), так и внешний мир»

Э. Шредингер:

 

Изучая законы физики в школе мы вряд ли задавались вопросом отчего они выглядят именно так, а не иначе? Мы воспринимали их, как данность. Впрочем, как и себя, мы воспринимали совершенно отдельными субъектами познания, отделенными от «объективной реальности» внешнего мира, о котором нам рассказывали учителя естествознания. Да и как вообще могло приходить в голову связывать между собой ритмы жизни человека и Космические ритмы? История возникновения Астрологии показывает, что стремление человека к познанию таких связей неистребимо. Боле того, возрождение интереса к Астрологии и Антропогенезу со стороны современных наук о микромире, макромире и человеке в свете подтвержденного фактами Антропного принципа имеет под собой все основания… Read More

Коллективная психологическая регрессия как основа манипулирования массовым сознанием

11аВ этом мире всегда есть опасность для тех, кто боится

Бернард Шоу

 

 

Ровно через сто лет после возникновения первых концентрационных лагерей Талергоф и Терезин, использованных не только для уничтожения сопротивляющихся, но и для запугивания сомневающихся, мир оказался на пороге обновленного «Нового порядка». Перед лицом глобальных вызовов выживанию человечества (экологические катастрофы, пандемия, надвигающаяся третья мировая война) человечество (по крайней мере западный фланг цивилизации) должен принять грядущую глобализацию и тотальных переход от сопряжения с реальным миром к подключению к миру виртуальному, как единственное спасение и благо. Неужели это возможно в просвещенном и охваченном всемирной паутиной XXI-м веке? О способах достижения глобального консенсуса в этом вопросе пойдет речь ниже. Read More

Не все как у зверей

 

NotAllСобака рождается собакой. Лев рождается львом. Но человек не рождается человеком! Человек появляется в этом мире как зерно; он может стать чем-то, но может и не стать…

Э.К. Бороздин

 

Все как у зверей! В этом, рассматривая мотивы человеческого поведения, нас пытается убедить очаровательная и очень талантливая девушка-натуралистка Женя Тимонова в одноименной серии своих образовательных программ. В самом деле, за внешним фасадом цивилизованного современного человека так часто торчат уши то зайца. то волка, а то и медведя, что поверить в справедливость этих аналогий легко. Но, похоже, что речь идёт не об аналогиях, а о тождестве. Read More

Глобальный энергоинформационный обмен

ЭнеоргообменДля меня смысл – понятие не логическое, а онтологическое. Это категория сущего. Смыслы, как мне представляется, существуют изначально, так же как существуют фундаментальные физические константы.

В.В. Налимов

            Согласно представлениям классической физики и её материалистического философского основания «объективная реальность» подчиняется законам сохранения энергии и локальности взаимодействий, ограничивающей быстроту соответствующих импульсов пределом скорости света. Это позволяет оперировать в математической физике картезианскими координатами трехмерного пространства и однонаправленной временной координатой (стрелой времени из прошлого в будущее). Дифференциальные уравнения, записанные в таких допущениях удовлетворительно описывают процессы сильных взаимодействий макрообъектов (гравитационные и электромагнитные). Что касается информации, как меры неопределённости знаний относительно тех или иных феноменов и процессов, то она долгое время относилась скорее к семиотике, чем к физике, а её связь с энергией (через энтропию) была скорее формальной, чем фундаментальной.

Ситуация коренным образом изменилась с появлением квантовой теории. Точнее её онтологической интерпретации и таких разделов как квантовая теория информации и теория декогеренции. Во-первых, классическая физика с её принципами локальности и объективности (независимости от наблюдателя), оказалась частным случаем более общего описания реальности, в котором существует нелокальные взаимодействия и тонкие модусы реальности (планы бытия). Во-вторых, термин информация, приобрел фундаментальное основание в качестве непроявленного источника всех материальных форм. Подробнее об этом см. «Вселенная со-творчества. Онтологические интерпретации квантовой теории». Включение квантовой информации, в качестве фундаментальной функции параметров состояния физических систем позволило объяснить многие парадоксы. В том числе: тепловую смерть вселенной (точнее её отмену), Антропный принцип построения вселенной, образование и развитие земной жизни на основе нелинейной термодинамической модели Пригожина. Более того, такие метафизические понятия, как тонкие планы бытия, Божественная Троица: Абсолют, Логос, Дух, а также Творец и его замысел (телос) вполне уложились в современное представление о проявлении материального мира из информационного первоисточника всех возможностей. В этой связи термин энергоинформационный обмен перестал быть чисто эзотерическим и перекочевал в научную терминологию. Его осмыслению и интерпретации с позиций системно-эволюционной концепции и номогенеза посвящена эта статья. Read More

No Comments Categories: Энергии

Вселенная сотворчества. Онтологические интерпретации квантовой теории

Религия стала снова возможной только после 1927 года, с утверждением Копенгагенской интерпретации квантовой физики

А.С. Эддингтон

Самотворящая Вселенная

Как бы ни пытался человек представить описания окружающего мира в виде «объективной» (т.е. независимой, отделённой от него, как познающего субъекта) реальности, уйти от субъективности своих описаний ему не удастся. Вселенная в представлении человека такова, какой он её воспринимает во всех, доступных его чувствам и приборам, масштабах. «Только теория решает, что именно можно наблюдать» повторял Альберт Эйнштейн в своих спорах с основоположниками квантовой теории. Но теория – не что иное, как ментальный конструкт человеческого ума. Именно поэтому у аналитически мыслящего человека, стоящего на принципах материализма, Вселенная — это бездушный механизм, а в консенсусной реальности современного «цивилизованного» общества нет места Творцу. Именно поэтому для холистически мыслящего человека, Вселенная одухотворена, ее эволюция подчинена трансцендентному плану Творения, а сам он – не случайная пылинка, промелькнувшая в ее пустоте, но со-творец мировой гармонии. Read More

Познание

Человек должен понять, что он не есть случайное, независимое от окружающего — биосферы или ноосферы — свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление глобального природного процесса, длящегося в течение сотен миллионов лет.

В.И.Вернадский

 

1Познание человеком себя и окружающего мира начинается еще в преднатальный период его жизни и не прекращается на всем её протяжении. В широком, гносеологическом  смысле (как акт приобретения нового опыта в процессе проактивного сопряжения со средой) оно происходит с человеком помимо его воли, как дыхание. Даже во сне, переживая виртуальные события сновидений, человек познает тайные уголки своей личности, ускользающие от его внимания в бодрствующем состоянии сознания. На культурном уровне познание природы сопровождается возникновением и развитием научных направлений, обогащением копилки общечеловеческих знаний. На антропологическом уровне оно отражает эволюцию человека разумного, как вида. На нейронном уровне оно характеризуется специализацией все новых нейронных сетей и морфологическими изменениями, мозга (прежде всего неокортекса). На экзистенциальном уровне, оно расширяет разнообразие мировоззренческих концепций, отраженных в философии и религии, наконец, с системно-эволюционой точки зрения познание есть ничто иное, как активность, ведущая к удовлетворению метацелей эволюции — росту осознанности[1] биосферы (наращиванию ноосферы планеты Земля).

Вопросы о достоверности приобретаемых знаний об окружающей природе и (прежде всего) о себе самом (природе своей субъектности) будоражат человека с момента появления в его голове первых экзистенциальных вопросов «Кто я? Зачем я живу? Познаваем ли мир?».Неслучайно теориям познания уделяется столько внимания в обозримой истории культурного развития человечества начиная от древнейших сакральных текстов (например, Упанишады или Ригведы ) и заканчивая современными вариантами эпистемологии.

В рамках короткой статьи невозможно даже кратко проанализировать все разнообразие существующих подходов к проблемам получения знаний, их природы, достоверности и возможности передачи от субъекта к субъекту. Заинтересованных читателей мы адресуем к книгам В.В.Знакова, В.А. Лекторского, В.В. Кима, указанным в списке литературы. Здесь мы постараемся осветить проблему познания с позиции системно-эволюционного подхода, который представляется как развитие эволюционных взглядов в эпистемологии и феноменологии восприятия. Read More

Мистицизм как вечная психотерапия

Мистицизм

«Любой физический симптом, болезнь или расстройство — это послание подсознания. Оно отчаянно пытается привлечь наше внимание»

Долорес Кэннон

 

Психотерапия и мистицизм часто рассматриваются как полные антиподы поскольку первая основана на материалистическом основании и научном методе познания, а второе – на холистической доктрине и интуитивном знании. Между тем духовные учения древности, лежащие в фундаменте мистицизма, больше говорят о внутреннем мире человека, чем о Боге (в обыденном понимании этого слова), а духовные практики, нацеленные на освобождение от иллюзорного двойственного мировосприятия, скорее являются прообразами современной психотерапии, чем способами поклонения божествам. Иными словами мистицизм скорее хорошо забытая основа психологии и психотерапии, чем их противоположность. Эта мысль не нова. В книге «Наблюдающее Я» известный психиатр Артур Дж. Дейкман показывает, как мистическая традиция может помочь современной психологии разобраться с глубинными причинами психологических кризисов взросления и душевной дисгармонии. Практически это уже происходит. Передовые направления современной психологии и психотерапии такие, как: интегральная или квантовая психология, психология сознательной эволюции, трансперсональная и процессуальная психотерапия, логотерапия фактически используют философские основания мистицизма в качестве понятийного базиса. Что касается  духовных практик и этики человека, находящегося на внутреннем пути познания истины (Путевого человека), то они, как правило, являют собой адаптированный к современной жизни опыт наших предков.

В чём причина такого разворота к хорошо забытому опыту? Чего в этом больше регресса или прогресса? Этим вопросам посвящена статья. Read More