Трансактный анализ Эрика Берна рассматривается, как терапевтическое приложение классического психоанализа и социальной психологии к проблеме распознавания манипулирования собственным сознанием и освобождения от его пагубных последствий. Структура личности и техники, позволяющие идентифицировать различные грани личности, рассматривается в контексте сознательной эволюции психики. Это позволяет, позиционировать трансактный анализ как важный этап на пути личностного роста, необходимый для осознания стереотипности своих убеждений и поведения, и освобождения от соответствующих импринтов.
Исходные посылки
Трансактный анализ это современное приложение психоанализа к разделам социальной психологии, изучающим межличностные взаимодействия (в больших и малых группах). Как самостоятельный метод интерпретации поведения, основанный на анализе социальных стереотипов (ролей) он появился в работах Дж.Г. Мида по интеракционизму и позднее развит в работах Эрика Берна . Однако, в широком смысле, его основы, заложили классики психоанализа З. Фрейд и К. Юнг.
Первый, предложил конфликтную модель развития личности в форме постоянного поиска равновесия между желаниями эго и возможностями их осуществления в социуме (страхом наказания). Такая модель оперирует с двумя подсистемами влечений. Одна — называемая ОНО — ассоциирована с бессознательным уровнем (она управляется инстинктивными побуждениями). Другая -называемая ЭГО — ассоциирована с предсознательным и сознательным уровнями влечений. Она контролируется Супер-ЭГО, которое взвешивает осуществимость возникающего желания с точки зрения морально-этического контекста существующего для личности в текущем моменте. Результат либо разрешается в рамках адекватного поведения, либо не разрешается . В этом случае нереализованное желание, блокируется на уровне под- либо пред — сознательного. (Подробнее см. раздел Структура и динамика личности в классическом психоанализе ).
Основы же ролевого распределения в межличностном общении по-видимому восходят к концепции архетипов К.Юнга. Именно Юнг воспользовался аналогией личины и персоны для объяснения причин многоликости человеческих проявлений на различных уровнях межличностного общения (подробнее см. раздел «Что скрывают наши маски«).
Программируемое поведение и освобождение от него
Трансактный анализ Эрика Берна основан на концепции программирования человеческого поведения на этапах его детского воспитания, обучения и социализации. Подобная, навязанная человеку программа (импринт) в трансактном анализе Берна именуется жизненным сценарием. Следуя ему (как правило неосознанно), человек во взрослом состоянии чаще всего принимает решения, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны. Подход программирования убеждений и поведения вполне согласуется с основами эволюционной психологии (см. Р.А.Уилсон «Психология эволюции»). Соответствующие программы — импринты, заложенные в человеческую психику генетически и путем обучения, образуют устойчивые нейролептические между ощущением и реакцией на него (телесной, эмоциональной, ментальной и т.д.), что обеспечивает автоматическое следование стереотипам поведения. Это свойство человеческой психики хорошо известно и используется, в частности, различными техниками манипулирования сознанием (см. раздел «Устойчивость к манипулированию«).
Главной терапевтической целью трансактного анализа следует считать помощь клиенту в осознании факта программирования своего поведения. Это позволяет человеку, по мнению автора , увидеть и переосмыслить навязанный ему жизненный сценарий и роли, которые он играет в различных жизненных ситуациях. В широком смысле, речь идет о том, чтобы увидеть не только свою роль, но и роль партнеров по общению, и, таким образом, распознать всю игру социального взаимодействия в целом.
Структура личности в трансактном анализе и психодрамме
Постольку, поскольку поведенческие импринты «работают» на уровне подсознания, обусловленные ими эго-состояния не осознаются человеком, как некие социальные роли, которые человек исполняет в соответствующих контекстах. Они воспринимаются мозгом и интерпретируются разумом как некие феноменологические (тоннельные) реальности, которые провоцируются актуальной ситуацией. В концепции трансактного анализа Э.Берна структура личности характеризуется наличием трёх социально обусловленных эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Человек, в процессе межличностного общения, либо общения с самим собой, произвольно дрейфует от одного состояния к другому, как правило, не отдавая себе в этом отчета. В зависимости от типа личности одно из состояний может быть излюбленным поскольку переносит человека в его зону психологического комфорта. Так, меланхолику, комфортнее оказывается пребывание в роли ребенка, ищущего защиты у родителей и потому непрерывно жалующегося на жизнь. Наоборот, холерик, предпочитает позиционировать себя в роли Родителя недовольного окружающими, и выражающим свое недовольство не сдерживаясь и не выбирая слова.
Трехмерный поведенческий базис эго-состояний очевидно, не является полным. Однако, он удобен и легко диагностируется. Логика Берна состояла в следующем. Каждый взрослый человек имеет опыт ребенка, который сохраняется им на протяжении всей жизни в соответствующих патернах поведения («Внутренний ребенок«). Это опыт открытости, доверчивости, нескрываемых чувств и эмоций. Вместе с тем это опыт обид, испугов и наказаний. Опыт родителя не обязателен для всех, однако, большинство взрослых через него проходит. Те, кто его не имеет довольствуются проекцией своего взрослого опыта на восприятие своих родителей. В любом случае родительский опыт в некоторой степени противоположен опыту ребенка. Таким образом, эти два эго-состояния создают полярную поведенческую пару. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между «Родителем» и «Ребёнком». Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.
Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения.
Например, для роли «Родитель» характерны критические замечания типа: “итак, запомни”, “как тебе не стыдно!?”, “прекрати это”, “я бы на твоём месте”, и т.п. Мимческим признаком роли Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п.
Роль ребёнка может быть опознана на основании выражений, отражающих желания или страхи типа: “я хочу”, “я ненавижу”, “я боюсь, что…”, “какое мне дело” и т.п.. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.
Заметим, что структура личности в широком смысле не исчерпывается социальными ролями, но включает трансцендентные (интегративные) роли, которые позволяют человеку глубже проникнуть в свою сущность и свое предназначение. Осознанию своих надсоциальных ролей посвящены различные техники психодраммы (подробнее см. «Психодрамма, открывающая себя» ).
Следует, однако различать поведенческие импринты, работающие на уровне подсознательных программ выживания и спонтанные проявления своей духовной природы, работающие на уровне интуитивного проникновения в высшие слои сознания. С точки зрения сознательной эволюции осознанности (см. «Горизонты осознанности») осознанный выход на эти высшие слои сознания и длительное пребывание в них невозможен без освобождения от блокирующего воздействия поведенческих импринтов. Таким образом, трансактный анализ Берна — суть шлюз, без прохождения которого, невозможно дальнейшее продвижение по пути осознанной эволюции психики.
Трансакции в межличностном общении
Трансакцией в рамках трансактного анализа Берна называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух и более людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.
Различают параллельные, перекрёстные и скрытые трансакции [Кабрин, 1992].
Параллельные — это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» Здесь контакт происходит на уровне «Взрослый — Взрослый». Он не содержит потенциальных угроз конфликта и может продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.
Перекрёстные трансакции ведутся на разных ролевых позициях. Поэтому они содержат потенциалы скрытых конфликтов связанных с неадекватной в рамках тождественных ролей реакцией на стимул. Например, когда на вопрос мужа “Где мои ключи?” жена даётся ответ “Куда положил, там и возьми”, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции могут закончиться конфликтом.
Скрытые трансакции отличаются тем, что реакция в них маскируется в социально приемлемой форме, но провоцирует собеседника на смену роли. Например на вопрос «Взрослого-взрослому»: «Сколько вы хотите за ваш товар?» следует ответ скрыто адресованный «ребенку» — «Это тебе будет не по карману». Такой ответ может включить «ребенка», который поведется «на слабо». Скрытая трансакция — одно из эфективных средств манипулирования сознанием (см. подробнее обзор «Как это делается…«).
В зависимости от ожидаемых от трансакции результатов партнеры в общении могут переходить от одной формы к другой. Э.Берн выделяет несколько предопределенных сценариев общения в рамках структурирования времени при межличностном контакте. В том числе: ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), уходы (избегания), деятельность, игры, интимность (любовные и/или сексуальные взаимодействия).
Такие трансакции, как ритуалы или интимность, направлены на достижение определённых целей и получение воздействий от окружающих. В этой связи они не ассоциируются в трансактном анализе с манипулированием другими, т.е. рассматриваются, как честные. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность. Т.о. игры — это суррогат настоящей близости происходящей от честного общения. Прототипом настоящей близости являются бескорыстные интимные отношения (плотский аспект) или отношения сотворчества (духовный аспект). Напротив, потребительское отношение к партнеру в интимных либо деловых отношениях проявляет игру, т.е. имитацию честного общения.
Жизненная позиция и жизненный сценарий
Тяготение к той или иной социальной роли (эго-состоянию) при межличностном общении во многом определяется жизненной позицией, Последняя по Э.Берну определяется сводом тех качеств (ценностей), которые человек ценит в себе и окружающих. Во многом жизненная позиция определяется типом личности, которая формируется, главным образом, программами социального выживания. Как правило, представления о себе у человека достаточно идеалистичны, и порой сильно отличаются от того впечатления, которое он производит на окружающих своим поведением. Не случайно, в случае честного прохождения личностных тестов, человек узнает о себе много нового. Причина такого рассогласования прячется в подсознательном стремлении оставаться как можно дольше в зоне психологического комфорта при осознанном стремлении следовать некому идеалу в форме предначертанного жизненного сценария.
В качестве базиса при выборе жизненной позиции, Э.Берн предложил использовать следующую систему координат:
Доволен собой — Доволен окружающими
Недоволен собой — Доволен окружающими
Доволен собой — Недоволен окружающими
Недоволен собой — Недоволен окружающими
В общем случае жизненная позиция находится где-то между этими полярными установками, тяготея к одной из них.
Идея Э.Берна состоит в том, что каждый взрослый человек явно или (чаще) неявно имеет собственный жизненный сценарий, основанный на избранной им и часто не осознаваемой жизненных позиции. Пребывание в своей жизненной позиции ассоциируется с пребыванием в зоне психологического комфорта. Мы не всё время находимся в нем, но, стремимся туда вернуться из любой жизненной ситуации, поскольку она ассоциируется с наибольшей безопасностью. По сути, жизненная позиция и жизненный план (сценарий) во многом представляют результат работы биологических и социальных программ выживания (импринтов), которые накладываясь на культурный, национальный и генетический контекст каждой отдельно взятой человеческой судьбы формирует множество стартовых точек для последующего личностного роста и духовного рождения (см. подробнее об этом в статьях «Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов«; «Базовая метапотребность в развитии личности«). Проблема развития личности, однако состоит в том, что любое реальное движение в этом направлении требует выхода из зоны психологического комфорта, что неизбежно влечет за собой психологический кризис. Таким образом, жизненный сценарий должен быть осознан и постоянно пересматриваться.
По образному выражению Э.Берна человек в своих трансакциях как будто связан с освоенной заной психологического комфорта резиновой лентой, которая немедленно возвращает его обратно, как только возникает потенциальная угроза оказаться вне его спасительных стен. Именно поэтому, жизненная позиция так консервативна, а жизненный сценарий так трудно пересматривать и корректировать. Одной из целей Трансактного анализа является разрыв этой резиновой ленты, и открытие пути человека к актуализации своей самости.
Выводы
Трансактный анализ это метод психологической интерпретации поведения, основанный на анализе социальных ролей, которые человек принимает на себя в повседневном общении, на основе избранной им жизненной позиции и связанного с ней жизненного сценария. Поскольку выбор сценария, закладывается еще в детстве (импринты семантических и социальных программ), то во взрослом состоянии, они уже исполняются стереотипно (т.е. неосознанно).
Цели трансактного анализа состоят в том, чтобы обнаружить явно свою жизненную позицию, заново вскрыть свой жизненный сценарий и увидеть роли, которые мы играем в различных жизненных ситуациях. В широком смысле, речь идет о том, чтобы увидеть не только свою роль, но и роли партнеров по общению, и, таким образом, распознать одну из возможных трансакций, скрытых в формальном межличностном общении. В частности, распознать игру, которую с вами ведут явно или неявно, и уклониться от манипулирования своим сознанием.
Трансактный анализ базируется на:
- Структурном анализе личности в рамках трехмерной модели эго-состояний: Ребенок, Родитель, Взрослый).
- Анализе трансакций — вербальных и невербальных взаимодействиях между людьми с целью выяснения кто в какой роли находится в данный момент
- Анализе скрытых трансакций (психологических игр), вовлекающих человека в область манипулирования его сознанием.
- Анализе жизненной позиции и индивидуального жизненного сценария, которым человек невольно следует.
В основе обнаружения и коррекции жизненных позиций и сценариев лежит техника ролевых игр, в которых клиентам предлагается явный выбор ролей и типов транскакций при межличностной коммуникации. Соответствующая групповая работа под руководством психотерапевта эффективна для кратковременной но достаточно резкой психологической коррекции. Здесь трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов мышления и поведения.
Так открываются двери для выхода за пределы зоны (точнее клетки) психологического комфорта и вступления на путь личностного роста и осознанного восхождения к вершинам духа.
Литература
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998
- Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
- Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите «Здравствуйте.» — М., 1984
- Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. / Ред. и послесл. Л.А. Петровской — М., 1993
- Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. — Томск, 1992
- Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России. – М.: Академический проект; 2004
- Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
- Стьюарт и. Джоинс В. Современный Трансактный анализ: пер. с англ. — Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987.
См. также
- Роберт Антон Уилсон. «Прометей восставший. Психология эволюции»
- Джон Кехо «Квантовый воин»
- Дэвид Хокинс «Сила против насилия»
См. также эссе под рубрикой «Горизонты»:
- Что скрывают наши маски?
- Что такое психодрама?
- Как это делается (технологии зомбирования)
- Манипулирование сознанием на бытовом и бытийном уровнях
- Базовая метапотребность в развитии личности
- Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов
См. также разделы Справочника :
Добавить комментарий