Было бы лучше всего, если бы физику и психику (т.е. материю и ум) можно было бы рассматривать как взаимодополнительные аспекты одной и той же реальности.
Из письма физика В. Паули психологу К.Г. Юнгу
Процессуальная психотерапия по праву может считаться прямой наследницей метапсихологии с её мистическими традициями душевного целительства (подробнее об этом — в статье «Метапсихология»).
В ее основе лежит холономная парадигма вечной философии, питающая онтологические интерпретации квантовой физики. Скрытый в информационном поле первоисточник всего сущего проявляет себя в непрестанном развитии психо-физических форм бытия. Этот процесс (холодвижение) глобален и непрерывен. На космическом уровне он проявляет себя в форме противодействия энтропии, предотвращая хаотизацию и тепловую смерть Вселенной. На уровне живой материи — во все большем её одухотворении. Наконец, на уровне человека этот процесс проявляет себя в форме соматических симптомов и психических мотиваций, мягко, но неумолимо направляющих человека в сторону его высшего предназначения. Вот, как это описывает отец-основатель процессуальной психотерапии Арнольд Минделл в своей книге «Сила безмолвия»: «На протяжении столетий наши предки по всему миру ощущали некую форму волновой энергии в основе нашей тонкой психики. Сегодня, старясь сосредоточиваться на не поддающемся определению опыте, мы можем чувствовать едва заметные ощущения, побуждения, пульсации или вибрации – что-то вроде мотора, вроде силы, как сказали бы аборигены – которые кажутся нам существующими под поверхностью сознания и в теле. Некоторым из нас эти вибрации могут казаться не более чем едва ощутимыми подергиваниями или спазмами, трепетом или нервной дрожью. Однако для других эти едва уловимые ощущения имеют мистическое значение. Например, практикующие медитацию сиддха йоги, подобные Муктанаде, переживают эти ощущения как тонкую энергию богини Шакти».
Не случайно основной терапевтический метод здесь основан на медитативной практике, ведущей человека в такое состояние сознания, в котором он становится чувствительным к тонким, едва заметным проявлениям процессуальной энергии («Силы безмолвия»). Идея состоит в том. что в медитативном состоянии сознания, острее и резче переживаются те соматические и/или психологические блоки, которые препятствуют гармонизации души и тела. Причины этого феномена подробно обсуждаются в разделе «Краткая нейрология «Я»-идентификации» статьи «Время в квантовой реальности бытия».
Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл, который к своим знаниям в области квантовой физики и юнгианской психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так родилось направление психологии, объединившее открытия квантовой теории, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.
В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали Московский институт процессуальной терапии и консультирования и сайт о философии и практике этого направления.
Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции. Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия, что мир богаче, чем наша система механистичных и двойственных представлений о нем. Есть более глубокий, информационный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. Под этим уровнем — основа сущего (Сила безмолвия, невыразимое Дао, Мировой Разум, Бог), описать которое невозможно.
По мнению процессуальных психологов многие соматические и почти все психические недуги зарождаются на этих тонких планах бытия. Симптомы тела, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как послания тонких тел человека, наполненные жизненно важным смыслом. Подробнее об этом в статье «Энергоинформационные причины болезней и освобождение от них».
Окончив Институт Юнга в Цюрихе, Арнольд Минделл после долгой терапевтической практики убедился в том, что симптомы тела и сны разума говорят об одном и том же, используя лишь разные языки. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать. Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к медитативному трансу, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.
Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от психоанализа, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».
Процессуальный подход Минделла – это чрезвычайно утонченная попытка охоты за полнотой жизни, использующая прежде всего опыт даосов. Следовать дао – это, прежде всего, расширить свое внимание до уровня второго внимания и уйти от клише привычных социальных ролей и двойственного восприятия реальности. Здесь, в сновидческом состоянии, в форме предчувствия или сигналов тела, возможно отследить тенденции развития отклонений психики и/или соматики еще до того, как они воплотятся в форме болезни. Проникнув туда мы можем исцелять себя и других, можем на более высоком уровне работать с взаимоотношениями, потому что на этом уровне «рождается мир с его проблемами».
На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно интуицию, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.
В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от психодрамы — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От телесно ориентированной терапии — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От трансперсональной психологии — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.
Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с окружающей его живой и одухотворенной Природой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с окружением есть способы этого окружения обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и направить нас на путь к гармонии с миром, частью которого мы являемся. Обращать на это внимание следует на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.
Литература
- Минделл А. и Минделл Э., Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике. М., 1999, — 224 с.
- Минделл А. Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. М., Издательство Ганга, 2008, — 168 с.
- Минделл А. Квантовый ум: грань между физикой и психологией. Лао цзы пресс; Портланд; 2000, — 196с.
- Минделл А., На краю жизни и смерти: Кома: Ключ к пробуждению; Самостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом/Пер, с англ. В.В. Самойлова. — М.: Независимая фирма «Класс», Изд-во Трансперсонального института, 2000. — 256 с
- Минделл А., Ученик создателя сновидений. Использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений. М., 2002, — 128с.
- Минделл А., Тело шамана. Новый шаманизм для преображения здоровья, межличностных отношений и общества. М., Издательство АСТ, 2004. — 310 с.
- Минделл А. Работа со сновидящим телом // Московский психотерапевтический журнал, М., 1993, , No 1, 2
См. также
- Дейкман А., 2007. «Наблюдающее Я. Мистицизм и психотерапия»
- Роберт Антон Уилсон. «Прометей восставший. Психология эволюции»
- Роберт Антон Уилсон. «Квантовая психология»
- Дэвид Хокинс «Сила против насилия»
- Тимоти Лири «Семь языков Бога»
- Холистическая теория сознания Д.Деннета. (авт. Старикова И.В., ЦелищевВ.В.)
См. также эссе под рубрикой «Горизонты»:
- Путь шамана. Нейроонтологическая интерпретация духовных опытов
- Горизонты осознанности
- Ловушка двойственности восприятия
- Квантовая психология – современная теория просветления
- Уровни человеческого сознания в трактовке вечной философии и трансперсональной психологии
Добавить комментарий