Человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. Формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социализация личности это — процесс активного ее включения в общественную жизнь.

Здесь следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Стадии социализации

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

  1. Первичная социализация — стадияадаптациик социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
  2. Стадия индивидуализации — стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную и окончательную социализации:

Промежуточную социализация (подростковый возраст) характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Окончательную социализации ( Юношеский возраст 18-25 лет) — также называется устойчивая или концептуальная социализация. Здесь окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

  1. Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
    — усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
    — отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
    — конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять своюиндивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.
  2. Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь периодтрудовой деятельностичеловека, фактически период трудоспособности человека. Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.
  3. Стадия после-трудовой деятельности — стадияпожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социо-культуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

 

Периодизация Эриксона основанная на психосоциальной концепции развития личности.

Э. Эриксон показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа. Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. 

В теории социального научения А. Бандуры  процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.

В психоаналитических теориях  — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

В когнитивистских теориях — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

  • Копирование — повторение моделей социальногоповедения, социальных значений (символов, ценностей и установок):
  • Подражание — непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
  • Имитация — осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
  • Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации. Они  запрещают определенное поведение или подавляют его.

 

Чувства стыда и вины

Эти два чувства тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают.

Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть. 

Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо.

Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

 

Противоправное ассоциальное поведение

К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

 

См. подробнее:

  1. В. Г. Крысько. Психология. Курс лекций. 3. Особенности социализации личности

См. также разделы Справочника :

  1.       Проблема социальной обусловленности психики
  2.       Возраст и возрастная периодизация развития
  3.       Социальная установка (аттитюд): структура и функции
  4.       Социальное восприятие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>