ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социальное познание это предмет одного из разделов социальной психологии, который рассматривает как раз то, как люди обрабатывают, хранят и применяют информацию о других людях и ситуациях социального взаимодействия. Он сосредоточен на роли, которую когнитивные процессы играют в нашем взаимодействии с другими людьми. То, что мы думаем о других, очень сильно влияет на то, как мы думаем вообще, как ощущаем мир вокруг нас и взаимодействуем с ним.

Представьте, что Вы собираетесь пойти на свидание вслепую. Вы беспокоитесь не только о том, какое впечатление производите на человека, но и о том, как нужно интерпретировать сигналы, подаваемые Вам. Другими словами, о том, как именно Вы должны понять поведение другого человека. Это лишь пример, иллюстрирующий влияние социального познания на единичный случай социального взаимодействия, и наверняка каждый сможет вспомнить подобные случаи из своей повседневной жизни.

Мы проводим значительную часть дня, взаимодействуя с другими людьми, и именно этот раздел психологии призван помочь нам понять, что мы чувствуем, как думаем и как ведём себя в ситуациях социального взаимодействия.

Что мы можем узнать, изучив социальное познание?

  • Как мы интерпретируем чувства и эмоции других людей
  • Какие их сигналы мы используем для того, чтобы делать какие-либо предположения
  • Какое влияние наши мысли оказывают на наши чувства
  • Как мы формируем отношение к чему-либо или кому-либо
  • Какую роль это отношение играет в нашей социальной жизни
  • Каким образом люди формируют свои выводы, получая социальную информацию из окружающей среды;
  • Почему люди обращают внимание на одни действия индивидов, игнорируя другие;
  • С помощью, каких методов люди интегрируют информацию для того, чтобы иметь представление и сделать соответствующие выводы о социальном мире;
  • Как происходит процесс получения знания о себе и других;
  • Каковы инструменты, с помощью которых приобретается социальное знание;
  • Каким образом люди накапливают и запоминают информацию о социальных событиях и других людях.

 

Подход к социальному познанию

Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

  • изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
  • рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
  • анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

 

Цели социального познания

Исторические закономерности

Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляет сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге является одной из целей социального познания. Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей.

 

Социальное прогнозирование

Другой целью социального познания является социальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Социальное прогнозирование не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Степень этой достоверности зависит от нескольких факторов:

  1. От дальности прогноза. Т.е. от того, в отношении какого будущего делается прогноз — близкого (20—30 лет), обозримого (большая часть следующего столетия) или отдаленного (за указанными пределами). В первом случае возможно получение весьма достоверных прогнозов; во втором — преобладают знания правдоподобные; в третьем — сугубо гипотетические предположения;
  2. От проработки данных, т.е. от того, насколько даваемый прогноз обоснован знанием соответствующих закономерностей: ненадежность прогноза тем больше, чем чаще при его построении приходится прибегать к гипотезам о законах вместо самих законов;
  3. От масштаба исследования, т.е. от того, насколько системно дается прогноз, насколько он учитывает всю сложность прогнозируемого состояния общества или отдельного его элемента.

Таким образом, социальное прогнозирование можно определить как комплексное междисциплинарное исследование перспектив развития человеческого общества.

 

Методология социального познания

Методология социального познания насчитывает около 200 научных методов, специальных методик, логических и технических средств социального познания, из которых основными являются пять:

1) экстраполяция;

2) историческая аналогия;

3) компьютерное моделирование;

4) создание сценариев будущего;

5) экспертная оценка.

В зависимости от содержания и назначения социальных прогнозов выделяют четыре их основных типа (вида): поисковые, нормативные, аналитические прогнозы-предостережения.

 

См. подробнее:

  1. Лигостаев А.Г. Лекции НГПУ. Особенности социального познания и его методов

См. также разделы Справочника :

  1. Познание как прием, переработка, хранение и использование информации человеком
  2. Мышление. Его формы и виды. Теории мышления
  3. Интеллект: виды, свойства, функции
  4. Социальное восприятие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>