Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Лишь приближенно можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28 — 34), 40—45, 55 — 60 лет и, наконец, в позднем возрасте. В гуманистической парадигме психологии развития личности движущей силой признается внутреннее стремление личности к росту и самосовершенствованию. Имеет значение также ряд внешних факторов, действующих по принципу “спускового крючка”. Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни.
Причем форма протекания критического периода может быть разная. Не все исследователи поддерживают представление о “кризисности” этого периода. Модель кризиса включает заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями.
В данном обзоре мы рассмотрим несколько популярных подходов к периодизации взрослого возраста известных западных психоаналитиков
Комментарий: Подход, которым пользуется команда ЦЛР «Горизонты» изложен в статье » Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов »
Подход К. Г. Юнга
Вычленение периодов психологического развития в течении человеческой жизни особенно во второй ее половине весьма интересовало еще К. Г. Юнга. Середину жизни он рассматривал как критический момент, когда происходит “глубинное, удивительное изменение души”. Форсированная социализация сменяется линией саморазвития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую К. Г. Юнг называл “индивидуацией”. В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как “женское”, так и “мужское” начало, объединить все аспекты личности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружающим миром. Во второй половине жизни человек посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности может обрести высочайший уровень развития своей личности, опираясь на символический и религиозный опыт. По мнению К. Г. Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.
Подход Э.Эриксона
Классическим в западной возрастной психологии считается возрастная периодизация Э. Эриксона. В своей Эпигенетической теории он выделял периоды ранней — средней взрослости и старость.
Период ранней взрослости (20-40 лет) отмечается согласно Э. Эриксону установлением своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности Формирование идентичности — процесс, который никогда не прекращается По мере того, как меняется внутренний и внешний мир взрослого происходит переструктурирование личностной, профессиональной и семейной идентичности.
Э. Эриксон считал, что с формированием идентичности связано развитие близости с товарищами, а потом с мужем и женой Близость является решающим фактором в установлении любовных отношений близость во является важным достижением ранней взрослости Люди, которые не смогли сформировать близкие отношения в ранней взрослости, в дальнейшем могут страдать от чувства одиночества, иметь трудности в социальной адаптацииації.
По мнению Эриксона главным достижением взрослости является генеративность Под генеративностью он понимает стремление каждого человека увековечить себя, внести свой значимый вклад в развитие общества. Одни люди пытаются достичь генеративности в своей семье, воспитывая детей, другие — путем высокой производительности на работе. Человек в возрасте ранней взрослости открыта для общения, заводит новые знакомства, дружеские связи, влюбляется, создает семью
Создание семьи в период ранней взрослости является важным шагом для молодых людей, у них появляются новые роли мужа и жены (впоследствии родителей), другое значение приобретают обязанности, общения. Молодые супруги должны приспосабливаться к необходимости друг друга, разумно распределить между собой обязанности, научиться уважать индивидуальность каждого, находить выход из конфликтных ситуаций. Нового социального статуса приобретают супруги, когда у них рождается ребенок. Появление ребенка дисциплинирует их меняет общение и связь между мужчиной и женщиной, ребенок становится центром внимания родителей.
Профессиональное обучение и/или трудовая деятельность у мужчин часто становятся основной деятельностью периода ранней взрослости (особенно). Ранняя взрослость является благоприятным периодом для усвоения деловых норм и отношений между людьми, овладения профессионально-трудовыми навыками Усвоенные в этот период знания, умения, навыки в дальнейшем развиваются и совершенствуются в профессиональной деятельности Классическая модель профессионального цикла предполагает, что молодой работник должен адаптироваться к требованиям своей профессии и постепенно продвигаться вверх по службе, достигнув определенного ранга он сохраняет свое достижение и занимает является прочное профессиональное положение Но есть молодые люди, которые меняют свою работу несколько раз и не достигают высокого профессионального уровня.
Женщины больше ориентированы на семью и воспитания детей и начинают свою профессиональную карьеру позже и достигают высокого статуса уже в возрасте средней взрослости Но большинство молодых женщин совмещают работу и семейные обязанности, это обычно проблематично и требует больших физических и моральных затрат, и профессиональное становление в них от ходит быстрее.
Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) имеет свои специфические психологические особенности Эриксон определил основную задачу этого периода как выбор между генеративностью (целеустремленностью, производительностью) и захватом собой. Чтобы избежать застоя, люди среднего возраста проявляют заботу о младшем поколении, о мире, в котором это поколение будет жить. Большинство мужчин и женщин продолжают выполнять свои профессиональные роли, они удачно сделали свой профессиональный выбор и должны его реализовать. Лишь незначительная часть людей среднего возраста меняют свою профессиональную карьеру, это происходит в том случае, если они не реализуют себя, или меняют свои ценности и цели. Д Левинсон объясняет изменение профессиональной деятельности возвращением юношеской мечты — стремлений, идеалов, целей молодости — и называет этот период перевалом середины жизни Изменения в профессиональной жизни у людей среднего возраста могут вызвать чрезмерную тревогу, даже стресс, если работу приходится менять принудительно, или если карьера развивается я не так, как предполагалось. Потеря работы в этом возрасте сопровождается переживаниями и большим горем, когда человек вообще не может найти другую работу Но есть категория людей среднего возраста, которые отдают себя только работе, о них еще говорят, что они «сгорают» на роботе.
С точки зрения экзистенциальной психотерапии этот возраст отмечается т.н. кризисов середины жизни, для которого возможные изменения в профессиональной жизни служат лишь поводом инициирующим начало. Причину этого кризиса сторонники экзистенциальной психотерапии видят в накоплении критического уровня рассогласования между «Идеальным Я» и «Реальным Я». Накопленный опыт, а также осознание начала старения организма требуют пересмотра жизненных ценностей и стратегий. Это выражается в необходимости выхода из привычной зоны психологического комфорта из созданию новой, на новых принципах, с новыми границами. В трансперсональной психологии и восточной философии этот период жизни ассоциируют с духовным рождением.
Люди среднего возраста чаще всего является связующим звеном между младшим и старшим поколением, то есть между своими уже взрослыми детьми и стариками родителями Так как старые родители становятся более зависимыми от своих детей, то и власть (решения семейных проблем, финансовых дел) постепенно переходит к ним Старшее поколение нуждается в заботе и понимание, это и должны делать взрослые дети. В свою очередь, у людей возраста средней взрослости изменяются отношения со своими детьми, которые выросли и должны постепенно уйти в самостоятельную жизнь, а среднему поколению надо научиться жить отдельно Некоторые семьи с пониманием и тактом относятся к предоставлению свободы взрослым детям и больше доверяют им, но есть семьи, для которых стремление детей к самостоятельности нарушает привычный уклад жизни, несет тревогу и разлад. Между взрослыми детьми и родителями (людьми среднего возраста) возникают отношения, которые можно назвать взаимной равенством Такие отношения не возникают внезапно, а развиваются скачкообразно протяжение многих лет. Взрослые дети хотят отдалиться от родителей, хотя бы от их установок и ожоги, а родителям может казаться, что их недооценивают, с ними не советуются В одних семьях процесс создания отношений взаимного толерантности длится десятилетиями, а в других они появляются, как только дети выходят из юношеского возраста.
Подход Д. Левинсона
Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни.
В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье.
Д Левинсон выделил переходы:
- к ранней взрослости — 17 — 22 года;
- переход 30-летия — 28 — 33 года;
- к средней взрослости — 40—45 лет;
- переход 50-летия — 50—55 лет;
- переход к поздней взрослости — 60—65 лет.
Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:
- Увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;
- Найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;
- Выстроить себе карьеру;
- Наладить интимные отношения, установив их с “особенной женщиной” (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.
Переходные периоды, по Д Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.
Подход Г. Шихи
Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная поисками Д Левинсона, применила автобиографический метод в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона.
Так, первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней взрослости, кризис “отрывания от родительских корней”. Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.
Около 30 лет — переход к средней взрослости, “золотому возрасту”, периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет — это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь “иллюзорными” путями выхода из кризиса.
Период после 30 лет — “корни и расширение” — связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.
Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира — изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и Я-концепции.
Период от 30 до 40 лет часто называют “десятилетием роковой черты”. Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юности, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное расхождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий. Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.
Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.
Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: “неустойчивые”, “замкнутые”, “вундеркинды”, “воспитатели”, “скрытые дети”, “интеграторы” и др.
Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семейного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обособление детей; “пустое гнездо” (выросшие дети оставили родительскую семью).
Стратегии успешного прохождения кризисов
Обобщая известные подходы в описании и терапии возрастных кризисов взослости можно выделить следующие рекомендации:
- Выработка эмоциональной гибкости, способности к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям.
- Разрешение под-кризисов средних лет — пересмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни.
- Коррекция целей жизни
- Выработка нового образа «Я».
- Придание все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду новой стабильности.
- Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реалистичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений.
У людей, успешно преодолевших кризис, после 50—60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются горизонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за профессиональным и личностным становлением которых приносит радость.
Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек погружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, “застрявший” на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, относится к молодым как к угрозе своему положению: “Я еще здесь, со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в моих руках”.
Нередко наблюдающееся в зрелые годы нежелание идти даже на оправданный риск приводит к замедлению в накоплении новых возможностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, отставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в результате невиданных темпов ускорения развития общества в эпоху информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, наступления характерных для него переживаний в сравнительно более молодом возрасте.
В современной действительности все яснее осознается роль образования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой период жизни. Непрерывное образование — это один из способов успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведения некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гибкость, новое профессиональное мировоззрение.
Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, ведущей к трагическому концу.
Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов
- в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятельностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;
- глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;
- кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;
- развитие в интервалах между кризисами происходит более сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;
- кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, недемонстративно для окружающих;
- выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадлежит самому человеку.
См. подробнее:
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости
- Шихи Г. Возрастные кризисы
- Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис
Добавить комментарий