Коренной отличительной чертой в гуманистической парадигме теории личности является определение развития личности, через реализацию своих потребностей, которые онтологически свойственны любому человеку. Развитие личности в гуманистической парадигме представляет собой развертывание этих врожденных тенденций в течении всей жизни. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по А. Маслоу, существует пять уровней мотивации, объединенных в Пирамиде Потребностей Маслоу (см. рисунок):
Потребности двух нижних уровней Маслоу относил к дефицитарным, третий уровень потребностей отмечен им как промежуточный, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые мета-потребности (в духовном росте). А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.
Заметим, что последователи Гуманитарной парадигмы дополнили теорию личностного роста идеей возможности возврата к потребностям нижнего уровня и повторного прохождения ступеней иерархии потребностей. Так в Спиральной Динамике К. Грейвза отмечается, что в определенных жизненных ситуациях (кризисных обстоятельствах) человек может опуститься на уровень выживания, и тогда на первый план его жизни вновь выйдут дефицитарные потребности. Но, однажды вкусивший зов метапотребностей человек, вернется к ним лишь только удовлетворит свои потребности выживания.
Наиболее важными для человека в гуманитарной парадигме являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека, но сам процесс, точнее стремление к реализации своей самости в максимально возможном числе направлений. Ни один человек не может достичь такого уровня самоактуализации, при котором он лишается каких либо дальнейших мотиваций роста. У каждого всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Согласно А. Маслоу человек, достигший пятого уровня, считается «психологически здоровой личностью».
По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни, что позволяет ассоциировать жизнь с процессом вынашивания духовного плода, а смерть — с рождением в Духе. При этом ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В это время в личности доминируют мотивы связанные с социализацией и укреплением позиции ЭГО. Перелом в сторону актуализации мета-потребностей души наступает позже. Он часто связан с прохождением кризиса середины жизни.
Гуманисты считают, что потенциально личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек — творец собственной личности, творец своего счастья. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания, которые формируют субъективную модель реальности. В этой связи, так важно сохранять осознанность на любом жизненном этапе (особенно тяжелом), чтобы не прозевать момент, когда ключом к вашей субъективной реальности попытается воспользоваться некий манипулятор вашего сознания.
В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (К. Роджерс, Становление личностью);
2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).
Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). Это индикатор самоактуализирующейся личности и ее целостности.
При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающим его миром, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы — повышенный уровень тревожности, признаки депрессии. Смысл воспитания и коррекции личности состоит в стабильном удержании конгруэнтности на высоком уровне, т.е. — в развитии целостной личности.
Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»); в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.
По А. Маслоу целостную личность характеризуют следующие качества:
1) эффективное восприятие реальности;
2) спонтанность, простота и естественность поведения;
3) ориентация на решение проблемы, на дело;
4) постоянная «детскость» восприятия;
5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;
6) искреннее желание помочь всему человечеству;
7) глубокие межличностные отношения;
8) высокие моральные стандарты.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
См. подробнее:
См. также эссе под рубрикой «Горизонты«:
- Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов
- Базовая метапотребность в развитии личности
- Манипулирование сознанием на бытовом и бытийном уровнях
Добавить комментарий