ОПРЕДЕЛЕНИЕ: В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возрастная  психология — у нас, в мировой психологии – психология развития.

Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой. При этом изменения могут быть различны:

количественные — увеличение словарного запаса, объема памяти; эволюционные — накапливаются постепенно, плавно, медленно;

качественные — усложнение грамматических конструктов в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию;

революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;

ситуационные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

 

понятие возраста определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период — это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) — это качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

 

Теоретические задачи:
  1. Изучение общих закономерностей и детерминант развития
  2. Построение периодизации психического развития человека
  3. Определение соотношения между обучением и психическим развитием человека
  4. Построение психологического портрета возраста

Дополнительно, в детской психологии ставятся задачи:

  1. Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания
  2. Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения
  3. Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий
  4. Разработать психологически обоснованные требования к предстоящему. общению.

 

Практические задачи:
  1. Контроль за ходом и динамикой психического развития человека.
  2. Определение возрастных норм психических функций
  3. Выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
  4. Возрастная и клиническая диагностика;
  5. Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

Дополнительно в детской психологии решаются задачи:

  1. Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение
  2. Помощь в построении программ обучения, создания психологического комфорта в школе и т.п.
  3. Создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

 

Методы возрастной психологии можно классифицировать по четырем категориям: Организационные; эмпирические; статистические (обработка данных); интерпретационные. Рассмотрим каждый подробнее.

 

  1. Организационные методы

Метод продольных возрастных срезов (лонгитюд)

Группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Этот период может доходить до 30-40 лет. Например, в ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1-го курса и до окончания ими института.

Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода «высшим пилотажем» экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно (с середины XIX-го века). Именно так Ч.Дарвин и В.Бехтерев наблюдали за своими детьми. Ж. Пиаже таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта.

Метод позволяет: проследить развитие отдельных психических функций и дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности). Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г.Ананьев).

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

 

Метод поперечных возрастных срезов

Одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2,…,10 класс) по единой методике.

Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых — методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте).

Метод позволяет выявлять возрастные нормы (при достаточно большой выборке) и проводить исследования быстро и с меньшими методическими проблемами. Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных — неделя, у взрослых — 5 лет, в старости — меньше).

 

Комплексный метод состоит в сочетании обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке.

 

  1. Эмпирические методы

Обсервационный метод  (наблюдение и самонаблюдение). (Так работал, в частности, Ж. Пиаже ).

Экспериментальный метод  (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).

Психодиагностический метод (тесты, анкеты и т.п.)  ;

Биографический метод (монографическое описание — разработка Б.Г.Ананьева);

 

  1. Статистические методы

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

 

  1. Интерпретационные методы

Вообще в психологии и, в частности, в возрастной психологии главная проблема — перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии чаще всего пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр. В интерпретации данных экспериментов используются способы генетического и структурного описания. Первый фокусируется на объяснении генезиса наблюдаемых феноменом, второй — на количественном описании наблюденных закономерностей (с использованием статистических методов).

 

См. подробнее:

  1. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология

См. также эссе под рубрикой «Горизонты«:

  1. Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов

См. также разделы Справочника :

  1. Возраст и возрастная периодизация развития
  2. Возрастные кризисы взрослости
  3. Детерминанты психического развития ребенка. Взаимосвязь обучения и развития

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>