Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать» различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой — как уникальное и индивидуальное субъективное образование. В данном обзоре приводятся очень краткое описание основных зарубежных и отечественных персонологических школ, а также ссылки для более детального знакомства с соответствующими концепциями.

 

 

Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом

 

Типологическое направление

В рамках этого направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу.

Внутри типологического направления выделяются варианты.

Тип личности – как функция организма. Это попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела. Представителем этой тенденции выступает У. Шелдон.

 

Тип личности – как функция нервной и гормональной систем организма.

Типологические исследования личности, как правило, ориентируются на биологические основы, биологические предпосылки развития личности и уделяют недостаточное внимание социально-культурным аспектам, а также межличностным отношениям как факторам и условиям формирования личности отдельного человека. Это относится как к концепции Г.Ю. Айзенка, так и к концепции У. Шелдона.

 

Факторное направление

Это направление исследований личности, которое остается достаточно популярным и сегодня, связано с изучением черт личности. Это направление представлено, в частности, работами Джеймса Кеттела. Теорию Кеттела так и называют — Факторная теория или теория черт личности.  Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал (факторов), совокупность которых представляет собой набор черт личности.

В рамках данного направления не уделяется достаточного внимания проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении. Черты здесь понимаются как нечто стабильное, устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции. Но ведь проблема изменчивости действительно существует. В итоге динамика развития личности остается вне исследования.

 

 

Классическая психоаналитическая теория личности

ассоциируется прежде всего с работами З. Фрейда. Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития. Считается , что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации. Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы.

 

 

Психоаналитическая теория личности Юнга

отличается введением в структуру личностного ядра важнейшего с точки зрения К.Г. Юнга элемента — коллективного бессознательного.

По К. Юнгу Коллективное бессознательное – это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. «Коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его содержание (называемое архетипами) – первичные условия или паттерны психического формирования вообще». В работе «Архетип и символ» К. Юнг  определял архетипы как врожденные первичные образы – модели (архетип – букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков.

 

 

Социально-когнитивное направление

В последние годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности. Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера. Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.

Это направление исследований личности, хотя и называется теорией социального поведения, недостаточно разработано, оно сводится к весьма простым положениям и, конечно, уязвимо для критики, поскольку при всех оговорках личность как бы «растворяется» в актуально осуществляемом поведении.

 

 

Культурологическое направление

Значительное направление исследований личности связано с анализом культуры, т.е. влияния социального опыта на индивидуума (Например школа К.И. Мая ) .  Влияние культуры на конкретного человека в рамках данного направления конкретизируется через понятие роли. Роль — это некая система социальных функций, которые должен выполнять человек, система ожиданий, связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию. Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах .

В рамках данного подхода проводится различение видов ролей. Выделяются роли, которые мы не выбираем, которые нам как бы заданы. Например, мужские и женские роли. Есть роли, в выборе которых мы более самостоятельны, скажем профессия.

Положительным моментом этого направления являются попытки преодолеть достаточно популярную биологическую ориентацию в исследовании типов личности, выйти за рамки физиологического подхода и обратиться к социально-культурным факторам.

Однако данный подход имеет одно существенное ограничение: сама культура, социальность понимается в его рамках достаточно узко. Здесь внимание концентрируется, как правило, на ближайшей социальной среде, на ближайшем социальном окружении. Если речь идет об онтогенезе, то это отношения с родителями, с ближайшими друзьями, соседями и т.д. Это, конечно, важная часть социальных факторов. Но она не должна ни в коей мере затенять более широкий класс социальных влияний, факторов, связанных с включением человека в реальный производительный труд, в систему производственных отношений. Этот момент не учитывается в рамках данного направления.

 

Гуманистическое направление

Представлено теориями А. Маслоу и его последователей (К.Роджерс, А.Адлер, Г.Олпорт, Э.Фромм). Здесь вместо парадигмы онтологического стремления личности к гомеостазу (равновесию между ХОЧУ и МОГУ, — «конфликтная модель» развития)  используется парадигма онтологического стремления личности к актуализации своей самости. Важнейшим преимуществом теории личностного роста в гуманистическом направлении является трактовка личности, как развивающейся во времени сущности (Подробнее см. эссе  «Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов«).

 

Экспериментальные исследования личности

Экспериментальные исследования личности можно выделить как особое направление, характеризующееся сознательной ориентацией на эмпирическое изучение отдельных проявлений личности. Это само по себе важно и интересно, но, естественно, не приводит к созданию новых теорий личности. В результате оказывается, что экспериментальные подходы к личности нуждаются во все большем дополнении теорией.

 

 

Отечественные подходы к изучению проблемы личности

 

 

Подход С.Л. Рубинштейна

Для С.Л. Рубинштейна и его последователей (Е.В. Шороховой, К.А. Абульхановой-Славской.) главными, смыслообразующими, если можно так сказать, при разработке проблем личности были две идеи:

Первая идея — это утверждение тезиса об общественной, социальной природе личности. Вторая идея связана с преодолением механистической концепции в психологии. Ведя борьбу с механизмом в психологии, Рубинштейн и предложил такое определение личности (именно психологическое, а не социологическое), согласно которому личность есть целостная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В этом подходе отражается идея о том, что нет «ничьих» психических явлений, свойств, что они где-то должны существовать, быть локализованы. Место существования психических явлений — это личность. Эта идея была впоследствии сформулирована как принцип личностного подхода в психологии.

Еще одна идея, неоднократно подчеркиваемая в работах Рубинштейна, — это идея формируемости личностных характеристик в ходе осуществляемой человеком деятельности. Личность, как утверждал Рубинштейн, не только проявляется, но и формируется в деятельности. Это очень важное положение, поскольку оно отражает аспект развития и формирования личности, а не элементарную констатацию, каталогизирование изолированных черт личности со всеми последующими поисками эффектных корреляций между ними.

 

 

Подход В.Н. Мясищева

Центральным понятием у В.Н.Мясищева было понятие «отношение». Именно отношения человека к окружающему миру, к людям и самому себе, по мнению Мясищева, наиболее полно и всесторонне характеризуют личность конкретного человека.

Мясищев разрабатывал преимущественно проблематику аномалий личности, в частности неврозов. Поэтому его особенно интересовала область нарушений отношений человека с окружающим миром, их дисгармонии, характерной для невротического развития.

Вместе с тем необходимо отметить, что понятие «отношение», бесспорно, отражающее определенную реальность, не было подвергнуто детальному анализу. Есть основание считать, что это понятие фиксирует достаточно большой спектр психических явлений. Следовательно, актуальной остается задача уточнения этого понятия и дифференциации его значений, дальнейшего аналитического исследования того, что такое отношение.

 

 

Подход А.Н. Леонтьева

В рамках данного подхода в качестве основного параметра характеристики личности выбран параметр соотношения мотивов, их иерархии, или иерархии деятельности, которую реализует человек. Согласно этому подходу наличие или отсутствие тех или иных способностей у человека не описывает личность. Кроме того, и характер человека как нечто, выражающее устойчивый стиль взаимоотношений человека с окружающими людьми, сам по себе личность не характеризует. Личность, по мнению А.Н. Леонтьева, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность». Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные зачатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные.

Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидуальные свойства человека. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

 

Концепция Л.И. Божович

Божович выделяла следующие основные признаки, характеристики личности. Основной среди них является способность управлять своим поведением и деятельностью.  К числу других признаков личности относятся следующие: восприятие себя как единого целого, отличного от окружающей действительности и других людей; переживание своего «Я»; наличие собственных взглядов и собственного отношения к миру, собственных моральных требований и оценок, которые делают человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.

Специально выделяется признак, связанный с особой формой активности, предполагающей наличие иерархии в мотивационной сфере. Этот признак — способность действовать, следуя не только непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями.

 

 

См. подробнее:

В. Дружинин Психология. Глава 15. Теории личности

 

См. также эссе под рубрикой «Горизонты«:

  1. Базовая метапотребность в развитии личности
  2. Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов
  3. Что скрывают наши маски?

 

См. также разделы Справочника :

  1.       Модели описания личности и ее развития в персонологии
  2.       Проблема социальной обусловленности психики
  3.      Психология как наука о поведении (бихевиоризм)
  4.       Когнитивная психология
  5.       Культурно-исторический подход в психологии
  6.       Категория деятельности в психологии

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>