Одаренность мы будем понимать здесь в смысле проявления таланта, присущего (подаренного) человеку от рождения.

Расхожая фраза: «не талантливых людей не бывает» отражает между тем опыт культурного развития человечества, записанный в его коллективном бессознательном. Если расширить понятие «талант» на все сферы человеческой деятельности, не ограничиваясь только интеллектуальной, то его следует понимать, как неотъемлемую способность любой личности развиваться в том направлении, где это получается легче и успешнее всего: будь то сложение стихов, рукоделие, игра в мяч, решение математических задач и т.д. и т.п. Почему же тогда одаренных людей единицы? Куда деваются таланты с годами?

Одни усыхают, будучи невостребованными обществом. Другие выкорчевываются, оказываясь вредоносными для своих обладателей.

Причин этого несколько, и лежат они как в плоскости личностной, так и социальной психологии. Если кратко, то состоят они в том, что талант (одаренность) либо не замечается (пропускается) как таковой взрослыми людьми – родителями, преподавателями, наставниками и т. п., либо замечается, но губится самим субъектом (одаренным ребенком) в процессе взросления и все большей его социальной обусловленности. Так или иначе, все эти причины, очевидно, связаны с особенностями развития одаренных талантом детей.

 

Внешние причины закапывания таланта 

Рассмотрим причины, по которым одаренность ребенка не замечается либо намеренно игнорируется взрослыми. Эти причины будем относить к внешним.

Во-первых, понятие одаренности современная психологическая и педагогическая науки тесно связывают с понятиями обучаемости, интеллекта и креативности (творческих способностей) ребенка. Предполагается, что эти три способности выступают важнейшими залогами успеха в будущей специальности молодого человека. Таким образом, одаренность де-факто как бы раскрывается лишь на этапе, когда ребенок получает образование. (Не случайно «обучаемость» стоит первой в списке признаков одаренности.) Очевидно, что такой подход уже сам по себе сужает поле проявления талантов и время их раскрытия. Действительно, одаренность ребенка может начать проявляться гораздо раньше, чем он будет отдан родителями в образовательное учреждение. Если быть внимательным к своему дитя, то его склонности становятся заметными его родителям (или тем, кто постоянно рядом с ним). Музыкальные дети начинают петь, или просто качать в такт головкой еще до того, как произнесут первые свои слова. Тоже и со спортивно одаренными детьми. Будущий чемпион СССР по скалолазанию Михаил Хергиани (за которым закрепилось уникальное звание «Тигр скал») еще в младенчестве удивлял взрослых цепкостью и крепостью кистей. А сколько тысяч подобных будущих чемпионов не состоялось из-за того, что их необычные способности раннего развития не были замечены, одобрены и развиты при помощи взрослых наставников?

Во-вторых, неявная корреляция одаренности с интеллектом, общепринятая в психологии и педагогике, сужает круг попадающих в круг одаренных детей, оставляя за бортом всех тех, кто тяготеет к художественному творчеству, к спорту, ремеслам и т.п.

В-третьих, сама система общего образования настроена на некий стандартный средний уровень. Все, начиная от рутинных учебных программ и оканчивая профессиональными интересами педагогов, противоречит индивидуальному подходу к одаренным детям. Апофеозом подобного «уравнительного» подхода к воспитанию и образованию служит печально известное постановления ЦК ВКП(б) от 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», призывающее запретить выявление одаренных детей. В самом деле, тоталитарному государству невыгодно и неудобно выращивать нестандартно мыслящих и действующих граждан.

Что касается обычного учителя средней школы, то ему привычнее и проще не заметить одаренности ученика в определенном предмете, чем возиться с его нестандартностью. Возьмем хотя бы критерии оценки сочинений, где во главу угла ставится грамотность и правильность раскрытия образа, а любые отклонения от «курса» и тем более грамматические ошибки сурово наказываются.

Уравнивающий, стандартизированный подход к обучению губителен для талантливого ребенка. Но, именно он, оказывается технологичным в системе среднего и профессионального образования. Здесь уместна аналогия с огранкой драгоценных камней. Если шлифовать кристалл вдоль тех граней, которые даны ему самой природой, то на выходе получим бриллиант. Ну, а если все драгоценные камни свалить в «общую бетономешалку» то на выходе получим окатанную гальку, годящуюся разве что для заливки фундамента или для общего пляжа.

Если все же ребенку удалось, вопреки средне-школьной программе не утратить нестандартного мышления и творческого отношения к делу, то такой молодой человек чаще бывает неудобен обществу в своей последующей взрослой жизни и профессиональной деятельности. Особенность одаренного индивида – дивергентное мышление (по Дж. Гилфорду), при котором поиск к решению проблем ищется сразу в нескольких направлениях. Как правило, эти направления отличаются от общепринятых. Неудивительно, что подобному вольнодумцу будут чаще бить по рукам, чем помогать в процессе его деятельности.

 

Внутренние причины закапывания таланта  

Рассмотрим теперь причины, по которым одаренному ребенку удобнее задавить в себе талант, чем развивать его. Эти причины будем относить к внутренним.

Первая причина – проблема конформности, то есть старание подстроиться под других, казаться «такими, как все», отказ от своей индивидуальности. Известно (см. например «Психология одаренности: от теории к практике» Под редакцией Д.В.Ушакова, М., 1999) что одаренный ребенок далеко (на 3-4 года умственного развития и более) отрывается от своих сверстников в процессе обучения в общеобразовательной школе.  У него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.

Вторая причина – диссинхрония, которая заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже уступают им. Типичным примером диссинхронии является слабое развитие мелкой моторики у некоторых интеллектуально одаренных детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Довольно часто одаренные дети страдают дефектами речи (дислексия). В результате ребенок, ощущающий свою непохожесть на сверстников, интерпретирует ее скорее как ущербность, чем как одаренность. Это приводит к потере мотивации в учебе и общей депрессии. По данным П. Торранса около 30% учеников, исключенных из школ за неуспеваемость, составляли одаренные дети. В частности великий физик А.Эйнштейн был исключен из гимназии в 15 лет за неуспеваемость. А юный А.С. Пушкин «не дружил» в лицее ни с точными науками ни с дисциплиной из-за чего не единожды попадал под исключение. Вот выдержка из отзыва профессора Куницына о молодом Пушкине «…успехи его очень не велики, особенно по части логики». Только чудом и заступничеством Державина окончил его.

Третья причина – не вписывание в рамки социальных правил и институтов. Эта проблема обостряется по мере продвижения одаренного ребенка к окончанию школы, колледжа, университета и выхода его в свет, в качестве свежеиспеченного специалиста. Здесь, молодой человек уже вполне вкусивший плодов нонконформизма и диссинхронии осознает, что жить в согласии с обществом и его моралью гораздо легче «не высовываясь» и вполне подчинившись социальной обусловленности.

Одним словом, особенности развития одаренных детей состоят в постоянном преодолении своей непохожести на окружающих и не вписывании в рамки социальной обусловленности. Тем детям, которым в силу индивидуальных черт характера или благодаря помощи родителей или наставников удается пройти горнила перечисленных выше внешних и внутренних причин увядания талантов, выпадает нелегкое счастье быть незаурядными личностями, выдающимися творцами или гениями. Именно они и составляют золотой запас любой национальной культуры, и всего человечества в целом. Парадокс же развития одаренности состоит в том, что она пробивает себе дорогу в жизнь вопреки житейским интересам общества и своим собственным.

Возвращаясь к начальной посылке, можно заключить, что талантливы, видимо абсолютно все новорожденные, но лишь те из них, чей талант пал на благоприятную почву личных качеств и/или внешних условий роста, способен проявить свою одаренность и воплотить ее в результатах, пополняющих культурное наследие человечества.

 

 

См. подробнее:

лекция Юркевич В. С. «Особенности развития одаренных детей»

См. также эссе под рубрикой «Горизонты«:

  1.             Базовая метапотребность в развитии личности

См. также разделы Справочника :

  1.      Проблема социальной обусловленности психики
  2.      Феномены конформизма и нонконформизма
  3.      Проблема способностей в психологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>