Физическое развитие

Дети существенно различаются по степени физического развития; только крайние отклонения от средних норм позволяют предполагать потенциальную возможность дальнейших нарушений. Неполноценное питание в раннем детстве может прямо и косвенно ухудшать когнитивное развитие. В течение раннего детства темпы физического роста замедляются (хотя могут происходить временные скачки роста); пропорции тела продолжают приближаться к пропорциям тела взрослого человека. Некоторые называют первые 3 года жизни человека окном возможностей для развития мозга. К 5 годам мозг ребенка приближается к размеру мозга взрослого человека. Начавшись с младенчества, быстрое развитие мозга продолжается в раннем детстве и характеризуется значительной пластичностью. Параллельно когнитивному и моторному развитию идет миелинизация центральной нервной системы. Среднее количество синапсов повышается от рождения до 2-3 лет, после чего постепенно снижается вследствие купирования; удаление старых синапсов столь же важно, как и прибавление новых. Латерализация некоторых мозговых функций происходит в раннем детстве, а остальных функций — в среднем детстве; одним из результатов ранней латерализации является рукость (определение предпочитаемой руки — правшество и левшество).

В целом грубая моторика развивается быстрее, чем мелкая; развитие некоторых навыков базируется на функциональной подчиненности. Автоматизация навыков грубой моторики становится очевидной к 3 годам; автоматизация навыков мелкой моторики — к 4 годам. Важными факторами моторного развития являются готовность, активность, внимание, мотивация компетентности и обратная связь. Достижение совершенного контроля над своими движениями и умениями часто имеет внутреннюю мотивацию.

Подробнее см. статью Н.Комольцевой

 

Когнитивное развитие

Ж. Пиаже в своей теории когнитивного развития разделял период дооперационального мышления на допонятийную стадию и интуитивную, или переходную  стадию.

С точки зрения Ж. Пиаже, дооперациональное мышление малышей отличается от мышления других детей и взрослых; его характерными проявлениями являются анимизм, материализация и эгоцентризм. В течение раннего детства продолжает совершенствоваться символическая репрезентация. Среди ограничений дооперационального мышления можно назвать конкретность, необратимость, центрацию, незрелость представлений о времени, пространстве и причинно-следственных связях. Исследования Ж. Пиаже показали, что дети, находящиеся на дооперациональной стадии, не обладают пониманием сохранения объема, массы, количества и числа, а также других физических свойств объектов; это частично объясняется необратимостью и центрацией.

Исследования, проведенные в дальнейшем, показали, что для когнитивного развития в социальной перспективе очень важно также направляемое старшими детьми или взрослыми участие ребенка в играх и иной деятельности. 

 

Развитие памяти

Представители информационного подхода к развитию (Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007) . разработали модель действия памяти по аналогии с компьютерной: информация поступает в сенсорный регистр, передается в кратковременную память, или оперативную память, и далее — в блок долговременной памяти. Повторение позволяет удерживать информацию в кратковременной памяти и передавать ее в долговременную память. (Подробнее о видах памяти смотреть здесь)

Узнавание развито лучше, чем воспроизведение, как у детей, так и у взрослых; обе формы памяти улучшаются в течение раннего детства по мере того, как дети постепенно научаются спонтанно повторять и организовывать информацию. Даже маленькие дети способны запомнить временной порядок информации и сценарии простых событий; эта способность постоянно совершенствуется в течение раннего детства.

Подробнее см. в книге Г.А.Урунтаева «Дошкольная психология»

 

Развитие речи и культура

Средняя длина высказывания, предложенная Брауном, — это одно из надежных средств измерения прогресса в развитии речи ребенка; на протяжении раннего детства и далее средняя длина высказывания увеличивается. Браун предложил пять четко разделяющихся стадий языкового развития в раннем детстве; в течение второй стадии детям свойственна сверхрегуляризация. Те, кто заботится о ребенке, и другие взрослые значимо влияют на темп и качество его раннего развития речи, хотя не менее важную роль может играть и генетическая предрасположенность.

Детские разговоры начинаются с освоения контроля обмена сообщениями, хотя самые ранние попытки детей общаться часто представляют собой коллективные монологи. По мере продолжения развития навыков разговора дети вскоре начинают осваивать прагматические аспекты языка, отражающие контекст и культуру.

Подробнее см. статью логопеда Кунаковой Елены Анатольевны

 

Игра и научение

Игра улучшает большинство аспектов развития детей, а также удовлетворения их естественных потребностей; в большинстве случаев она является внутренне мотивированной.

В дошкольном периоде, который Э. Эриксон в своей возрастной периодизации называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

 

            Страхи маленьких детей   специфичны, а тревоги — общие. Страхи и тревоги маленьких детей могут возникать под влиянием как внутренних, так и внешних причин; большинство из них — естественная часть процесса взросления.

Исследования показали, что маленькие дети чаще всего боятся незнакомых людей и вещей, темноты, громких звуков и падения. Систематическая десенсибилизация и активное моделирование — методы лечения фобий у детей.

Снижение стресса, испытываемого ребенком, способствует снижению количества его страхов и тревог.

Дети вырабатывают свои собственные способы борьбы со страхом и тревогой; даже очень маленький ребенок использует защитные механизмы. Западные общества ожидают, что дети начнут прогрессивно приобретать все большую эмоциональную регуляцию и саморегуляцию как негативных, так и позитивных эмоций.

 

Чувства вины и стыда тесно связаны с эмоциональной регуляцией ребенка. Чувственность и сексуальное любопытство — обычное явление в течение раннего детства. Конфликты развития в раннем детстве — стремление к автономии против зависимости и стремление к инициативе против чувства вины; автономия и инициатива непосредственно связаны с приобретением навыков, умений и развития компетентности.

 

Агрессия и просоциальное поведение

Маленькие дети могут демонстрировать и враждебную, и инструментальную агрессию; и то и другое еще сильно отличается от ассертивного поведения. Физические проявления агрессии снижаются в течение раннего детства по мере замещения их вербальной агрессией. Фрустрация может привести к агрессии, а агрессия иногда возникает вследствие фрустрации. Физические наказания могут сделать ребенка еще более агрессивным; также повышению агрессии детей способствует наблюдение за моделями, показывающими агрессивное поведение, и насилия непосредственно в жизни или на телеэкране; последнее явление потребовало принятия в США законодательного акта в 1999 году.

Как бороться с детскими проявлениями агрессии?

Альтруизм, эмпатия и другие аспекты просоциального поведения могут усваиваться через обусловливание, а также через наблюдение за моделями; техники, укрепляющие просоциальное поведение, — исполнение роли и индукция. Выраженность такого просоциального поведения, как сотрудничество, значительно варьирует в различных культурах. 

 

Понимание себя и других

Я-концепция частично приобретается через сравнение себя с другими; маленькие дети чаще определяют себя в терминах физических характеристик при сравнении с другим («я сильнее», «я выше» и т.д.) и, а старшие — через свою деятельность («я хорошо танцую», «я могу долго бегать» и т.д.).

Гендерно-специфические модели поведения и тендерные стереотипы появляются в раннем детстве; многие из них усваиваются так же, как и агрессивное или просоциальное поведение. Тендерные различия появляются в результате взаимодействия генетических предпосылок и действия окружающей среды; ранние тендерные различия обычно незначительны, существует сильное наложение друг на друга мужских и женских черт. Сначала развивается половая идентичность; затем, ближе к концу раннего детства — постоянство пола. Люди с андрогинной личностью демонстрируют как маскулинные, так и фемининные желательные черты.

Социальные понятия и правила закладываются в результате моделирования и подражания, а также как следствие активных усилий ребенка, направленных на их усвоение. Понимание дружбы начинается в раннем детстве, но не завершается до среднего детства или еще более позднего периода. 

 

Семейная динамика

Взаимодействие родительских контроля и теплоты определяет четыре стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный; каждый оказывает значимо различающиеся эффекты на детей, хотя они существенно варьируют в разных культурах и нельзя утверждать, что один из них является оптимальным. Переговоры и разделенные цели родителей и детей обычно считаются позитивным процессом.

Физически и/или психологически жестокое обращение внутри семьи разрушительно действует на ребенка, может иметь продолжительные последствия; психологическое насилие над детьми принимает шесть различных форм.

Исторически подходы к воспитанию менялись; рекомендуемый сейчас подход — сочетание теплоты, акцентирование желательных форм поведения вместо борьбы с нежелательными, последовательность требований, сведение к минимуму применения силы, помощь ребенку в обретении умения контролировать себя и использование индукции.

Не обнаружилось значимого влияния статуса сиблинга, или порядка рождения, на личность, хотя первенцы и единственные дети в семье в среднем имеют несколько более высокие коэффициенты интеллекта; последствия порядка рождения существенно различаются в разных культурах. Соперничество сиблингов менее вероятно, чем дружба; они могут спорить, но в целом склонны вырабатывать сильную привязанность друг к другу.

 

См. подробнее:

  1. Г. Крайг и Д. Бокуми, Психология развития, Главы 7-8 

См. также разделы Справочника :

  1. Память. Ее виды и закономерности. Теории памяти
  2. Мышление. Его формы и виды. Теории мышления
  3. Язык и речь. Функции и виды речи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>