Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее основоположником по праву считается Абрахам Маслоу , поэтому ее также называют гуманистической теорией Маслоу. В число приверженцев этой теории входят выдающиеся психологи 20го века: Эрих Фром, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Альфред Адлер и др.. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной психологии.

 

Третья сила в психологии

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, А. Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы (психоанализ Зигмунда Фрейда и бихевиаризм Джона Уотсона ), т.е. — не является ни антибихевиористом, ни антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Маслоу считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно А. Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы «Я концепцию» личности.

Вообще попытку упрощенного, «материалистического» описания человеческой психики и мотивации человеческих поступков со стороны классической на момент выхода его работы Маслоу называл обесцениванием человеческой природы, считал опасной и вредной. С этой точки зрения, его монография в широком смысле слова может считаться и философским основанием для холистической науки о человеке в целом и психологии в частности. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конечном итоге, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

 

Концепция

Основная концепция этого направления — это концепция становления, в которой человек предстает как цельное, постоянно растущее, духовное существо. Отсюда предметом изучения психологии являются не отдельные человеческие аспекты, проявляемые в его поведении, но прежде всего и в основном мотивация человеческих поступков и устремлений в контексте его биологического, социального и духовного развития. При этом мотивации структурированы в форме иерархии, где полубессознательные потребности выживания – безопасности (дефицитарные мотивации) постепенно дополняются все более осознанными мотивами социального успеха, самоуважения и самоактуализации (мета-мотивации). Прохождение через все ступени роста, по А. Маслоу, заложено в виде программы в основу развития человеческой личности столь же безусловно, как и функции физического роста заложены в гормональные программы созревания. Поэтому, психологические проблемы следует рассматривать не в узком контексте бессознательно подавляемых животных инстинктов, но во всем диапазоне возможных блокировок глобальной программы роста человеческой личности, его стремлению к самоактуализации и реализации своих потенциальных способностей. Заметим, что такой подход во многом предопределил холистический подход в медицине.

Блокировки программы личностного роста, как считал А. Маслоу, не так очевидны, как блокировки дефицитарных потребностей, но  гораздо более распространены и тем опаснее в человеческом обществе. (Подробнее о иерархии потребностей смотри раздел Теория личности в гуманистической парадигме).

 

Гуманистическая парадигма 

Гуманистическая парадигма в психологии находит сегодня применение в психоанализе, социальной психологии и педагогике. Можно с уверенностью сказать, что эта теория является предтечей появления современных направлений  в психологии таких как экзистенциальная психология (логотерапия) (В.Франкл, К. Ясперс, М.  Хайдеггер и др); трансперсональная психология /С.Гроф , К. Уилбер и др.);  и Процессуальная психотерапия (А. Минделл).

Концепция гуманистической психологиирассматривающая человека, как многомерное и прежде всего духовное существо была применена в персонологии, в качестве базовой теории личностного роста. Целительный потенциал этой теории состоит в утверждении, что человек не просто желает и  стремится  к актуализации своей самости через мета-потребности, но они  необходимы ему для того,  чтобы противостоять болезням, депрессиям и психопатологии. Таким образом, по А. Маслоу, самоактулизирующиеся люди есть те, кто удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили свой духовный потенциал.  Только они и могут считаться в высшей степени психически здоровыми людьми.

 

См. подробнее:

  1. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии, Глава 15. Гуманистическая и когнитивная психология

См. также эссе под рубрикой «Горизонты«:

  1. Вернуть утраченную целостность ,
  2. Базовая метапотребность в развитии личности

См. также разделы Справочника :

Теория личности в гуманистической парадигме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>