КвантоваяПВ современном мире архаичный облик шамана, кружащегося с бубном вокруг костра, уже может служить если не архетипом, то по крайней мере олицетворением дикарства и темноты наших предков. Но, не стоит спешить с окончательными оценками! Шаманизм, действительно уходит корнями в языческое прошлое человечества. Не смотря на вымирание либо частичную ассимиляцию в современном обществе потребления древних народностей, носителей этого тайного знания (индейцы северной и южной Америки, полинезийцы, эвенки, алеуты, эскимосы и другие народы севера) — шаманизм не только не умер, но напротив, он продолжает существовать и развиваться. Почему он до сих пор столь востребован в нашем мире? Не потому ли, что является носителем принципов вечной философии наших предков? Той самой от которой мы отходим все дальше и дальше, и, отходя, интуитивно предчувствуем, что это может оказаться катастрофой для нынешней человеческой цивилизации. Не случайно — современные направления холистической медицины и психологии находят свои корни в принципах шаманизма и основах его практики (см. подробнее об этом эссе «Квантовая психология – современная теория просветления»).

Как часто в озарениях теоретиков современной науки и в прорывах ее технологий мы, покопавшись, обнаруживаем отражение света, пробивающегося к нам сквозь тьму веков, от наших предков! Тех самых, которых мы, отделенные комфортом от естественной природы, привыкли списывать в рудименты темноты и невежества….

Нелокальное и локальное познание мира

В культурной традиции запада господствует т.н. перцептивно –символический способ обработки информации. В нем сигнал от органов чувств (прецепт) вначале синтезируется в некий целостный образ (пропускается через сознание). Затем этот образ распознается и символизируется в рамках принятой семантики языка. Если при распознавании образа возникают проблемы соотнесения с ранее известными прототипами то возникает прецедент познания. На пути познания полученное рассогласование между новым образом феномена и ранее изученным его шаблоном подвергается детализации и исследованию. Но, и здесь работает та же схема. Рассогласование в чистом виде исследуется путем соотнесения с широким спектром ранее изученных подобных феноменов. Так появляются гипотезы и варианты расширения теоретических представлений (подробнее см. /Карл Поппер, 1983/). Правомерность теории должна подтверждаться серией независимых экспериментов. Если это происходит, то теория принимается в качестве «научной». Далее она может еще не раз быть модифицирована при получении новых рассогласований прогнозов, полученных на ее основании с новыми данными. Такова в общих чертах схема достижения знаний на основании эмпирической науки, базирующейся на ньютоно-картезианской (механистичной) парадигме объяснения мироздания и его феноменов. Вот как резюмировал математик XVIII в. Пьер Симон Лаплас философское значение этой парадигмы: «Интеллект, который в некий данный момент ознакомился бы со всеми силами, приводящими в движение природу, и с состоянием тел, из которых она состоит, мог бы — будучи достаточно обширным, чтобы подвергнуть данные анализу — охватить в одной и той же формуле движения самых больших тел вселенной и движения легчайших атомов; для такого интеллекта ничто не было бы неопределенным, и будущее, как и прошлое, было бы открыто его взору».

Вселенная, выстроенная на основе детерминизма механистичной парадигмы не нуждается в Творце. Ее опорными балками являются принцип локальности и принцип эпифеноменализма.

Принцип локальности состоит в том, что все взаимодействия между материальными объектами в пространстве-времени должны быть локальными: они должны передаваться через пространство с конечной скоростью, не превышающей в соответствии с теорией относительности Эйнштейна скорости света.

Принцип эпифеноменализма состоит в том, что любой феномен наблюдаемой реальности выводим из объективного материального. В частности то, что мы называем сознанием, — это просто свойство (или группа свойств) мозга, если мозг рассматривается на определенном уровне.

Эта парадигма лежит в русле т.н. казуальной логики (по К. Доценко), которая  игнорирует обратные связи между психикой человека и условиями, в которые она погружена. Так возникает известный в психологии парадокс субъектности в эмпирической науке. Он состоит в том, что в «субъект-объектная дихотомия (двойственность), онтологически свойственная человеческому восприятию окружающего игнорируется. Иными словами, наблюдатель исключается из наблюдаемого по умолчанию. Двойственное восприятие само по себе ограничивается тем, что может знать только «про что-то», а не знать вообще (не знать «Почему?»). В объективном познании природы господствует принцип коллегиальной согласованности или консенсуса. В нем истинно лишь то, что признается всеми. В крайнем своем проявлении такой рациональный подход — Сьентицизм — провозглашает: «все, что не может быть измерено – не существует с научной точки зрения». Это создает перекос в сторону материализма, и отбрасывает всю гамму духовного опыта и наследия человечества в подвал «ненаучных измышлений» и предрассудков.

Однако, не все измеряемо с любой наперед заданной точностью. Первыми на это обратили внимание квантовые физики. Немецкий физик-теоретик Вернер Карл Гейзенберг пришел к выводу, что самим фактом наблюдения за атомным миром, мы воздействуем на него. Он сформулировал принцип неопределенности, согласно которому если мы знаем координаты электрона, то не знаем его скорости и наоборот. Свой принцип он прокомментировал так: «То, что мы наблюдаем, это не сама природа, а лишь ее экспозиция, соответствующая нашему способу наблюдений». Принцип неопределенности Гейзенберга в сочетании с эффектом квантовой сцепленности привел к формулировке принципа глобальной нелокальности, который гласит: объекты отделенные друг от друга произвольными пространственно-временными интервалами сохраняют возможность непосредственного мгновенного воздействия друг на друга на информационном уровне.

Так, локальный по существу, «научный путь» познания мира, оказался в заложниках парадокса субъектности. Оказалось, что сам термин «объективная реальность» в ньютоно-картезианской парадигме содержит скрытую несостоятельность. Речь всегда может идти лишь о расширении консенсуса по поводу справедливости некоторых моделей («карты реальности»), описывающих те или иные феномены.  С точки зрения психологии познания наука проецирует сенсорный (восприятие) и ментальный (синтез-интерпретация) механизмы познания на предположительно существующую самостоятельно «объективную» Вселенную, которая существует независимо от наблюдателя. (Подробнее об этом /см. Брунер Дж., 1977 / ).

«Научный путь» познания истины удобен тем, что допускает передачу знания от субъекта к субъекту; построение моделей, практически удобных при прогнозе природных явлений; симуляции ее феноменов и развитии технологий. Неудобен же он тем, что собственно нового знания при помощи него добиться невозможно. Тем не менее за последние четыре столетия «научный путь» занял лидирующее положение, оттеснив более древние — мистический и религиозный — на обочину истории, как «спекулятивные измышления» (см. подробнее эссе «Пути познания истины»). Не обсуждая правомерность таких оценок и не вынося собственных, отметим лишь итог «научного познания» феномена человеческой жизни в контексте жизни Вселенной, практически важный с точки зрения экзистенциальной психологии. В сухом остатке он включает три следующих пункта:

  1. Человек – побочный продукт эволюции. Его «разумность» — результат случайной генетической мутации. Никакого Божественного плана не существует, как и Творца.
  2. Мы живем в чуждой нам вселенной, не ведающей о нашей судьбе
  3. Мы пришли из ничего и вернемся в ничто после смерти.

С точки зрения когнитивной психологии познания — это типичная триада депрессивного мышления :

  1. Я — никчемный человек
  2. Этот мир недружелюбен
  3. Мое прошлое – трагедия, мое будущее безнадежно

Как показал Арон Бек, такая триада, приводит к крайне низкой самооценке,  микромании и угнетенному состоянию психики. Природа ее возникновения в науке – сознание своей исключительности (незаменимости). Следствием этой триады в основе эмпирической науки становится патологическая недооценка потенциала человека. Проблема заключается в том, что человек, оторванный от своих духовных корней, и находящийся в обычном состоянии сознания в ловушке двойственности, воспринимает жизнь как катастрофу.

Для поиска альтернативы маханистичному детерминизму в науке не нужно изобретать велосипед — достаточно вспомнить мудрость предков, для чего обратиться к  вечной философии.

Представляется, что в древности человек умел воспринимать знания непосредственно т.е. на нелокальном (интуитивном) уровне. Здесь расчленения мира на субъект и объект и далее на разработку модели не требуется. Непосредственное получение знания предполагает обход органов чувств. Знание не является следствием логического анализа перцептивно –символический информации. Оно ПЕРЕЖИВАЕТСЯ на уровне интуиции (так называемого шестого, а по сути первого чувства). Поскольку этапы распознавания образов и вербализации результатов анализа опускаются, на получаемые знания не оказывает искажающего влияние ни язык, ни культура, ни архетипы коллективного бессознательного. Возможно именно в силу этого, мистики разных эпох и народов сходятся в главном. Например, схемы всех философских школ сходятся в учении о единстве человека и Бога, если под этим термином понимать антропоморфное представление Единого Самотворящего Духовного основания Природы (Космоса, Вселенной). Вот как это единство трактуется различными религиями (подробнее см. / Эшби М., 2008/):

  • Христианство:           царствие небесное внутри нас;
  • Ислам:                       Тот кто познал себя – познал своего Бога;
  • Иудаизм:                    Он во всем и все – в нем;
  • Конфуцианство:        Познавший собственную природу – познал блаженство;
  • Даосизм:                    В глубинах своей души человек находит божественное;
  • Буддизм:                    Загляни внутрь. Ты – Будда
  • Индуизм:                    Атман (индивидуальное сознание) и Брахман (универсальное сознание) едины
  • Добавим что и в традиции шаманизма всех народностей земли, человек неотделим от мира, в который он погружен (см. например /Харнер М., 1990/). Другое дело, что в отличие от религиозного подхода, шаманизм не ищет божества для поклонения, но преследует лишь прагматические цели — целительство, прогноз будущего и т.п.

Проблема непосредственного (нелокального) получения знания состоит в его субъективности и как следствие — в невозможности передачи своего опыта другим субъектам познания. Как свидетельствуют мистики (в частности просветленные и шаманы многих культур) интуитивные прозрения достижимы лишь в измененном состоянии сознания, и для их  передачи невозможно подобрать адекватного вербального описания (см. например, / Эдде Фреска, 2011 /). Как только базовое (обычное, бодрствующее) состояние сознания возвращается, мозг немедленно попадает в ловушку двойственного восприятия реальности, и начинается «антропоморфизация» полученной непосредственно информации. Т.е. для выражения полученного знания подыскиваются принятые шаблоны и используется семантика доступных языков. Так на месте трудно интерпретируемых концепций Великой Пустоты (Татхата) в Буддизме или Непознаваемого Потока Жизни (Дао) в Даосизме возникают человекоподобные фигуры божеств восседающих на небесах.

Интуиция, как способность человеческого мозга непосредственному (интуитивному) восприятию нового знания, не игнорируется и самόй естественной наукой, поскольку ее главные открытия так или иначе достигались с помощью интуиции. Способность интуитивного познания, заложенная в геном человека, с годами быстро угасает, но не исчезает, а остается в состоянии потенциальной готовности к пробуждению. Все это происходит в полном соответствии с эволюционным принципом развития психики человека. Обязательные для исполнения программы биологического и социального выживания (инстинкты и импринты соответственно) приводят к появлению и развитию человеческого эго, необходимого для формирования личности. Проблема в том, что после ее формирования, эго постепенно становится помехой для дальнейшей эволюции психики и духовного пробуждения человека (подробнее об этом см. эссе «Духовный рост или деградация?»). Чем сильнее эго, тем труднее ослабить хватку двойственного восприятия реальности, и тем труднее получить знание непосредственно (т.е. нелокально). Именно об этом говорится в Евангелие от Матфея: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царство Божие». Что, как не богатство, является признаком хорошо развитого эго?! Смирение же, и забвение обусловленностей – открывает дорогу интуиции («Блажены нищие духом[1], ибо их есть царство Божие»).

Таким образом, интуиция, а также весь спектр так называемого паранормального психического опыта (в том числе ченнелинг,  предсказание будущего, целительство шаманов, сообщения медиумов о потустороннем и т.п.) может рассматриваться, как результат непосредственного подключения человеческого мозга к глобальному информационному полю, частью которого он является (см. подробнее эссе «Природа сознания или сознание Природы?»). Поскольку такого рода подключение скачком выводят человека из ловушки двойственного восприятия реальности, они ассоциируются с так называемым измененным состоянием сознания. Измененное в данном контексте обозначает недвойственное, трансперсональное, находящееся в единстве со Вселенной. Достижению такого состояния сознания учат все известные духовные практики востока, представленные различными способами медитаций. Путь шаманов отличается лишь формой погружения в измененное (трансовое) состояние сознания. Цель же всех этих практик едина — воссоединение со своим духовным началом (достижение состояния просветления, открытие третьего глаза, выход из двойственного восприятия). По-сути все эти внутренние пути познания истины сводятся к блокировке имринтов выживания (первое внимание), что позволяет уловить и усилить второе и третье внимание, обращенные внутрь себя.

Но нет ли какого-либо естественного способа выхода из ловушки двойственности в измененное состояние сознания?

Строго говоря наиболее естественным способом является смерть физического тела, которая, как правило, сопровождается пиковыми переживаниями умирания (см. подробнее /М.Ньютон, 2007/), известными  еще с древнейших времен. Тибетские и Египетские книги мёртвых во многом посвящены описанию этого опыта и использованию его для осознанного выхода из материального мира в мир тонких энергий (см. подробнее, эссе «Старшие Арканы Таро… »). Но, это не все. Потенциал спонтанного расширения сознания заложен природой в глубины человеческого мозга в прямом смысле этого слова. В шишковидной железе мозга, расположенной в непосредственной близости от зрительных центров, дремлет до поры возможность экстрасенсорного нелокального восприятия реальности (зрение мистического третьего глаза). Согласно исследованиям Рика Страссмана эндогенный психоделик демитилтриптомин (ДМТ), вырабатываемый этой железой, расширяет возможности мозга по приему сигналов из окружающего мира на столько, что ему становится доступно интуитивное прозрение ( в том числе и о своей сопричастности ко Вселенной). В нормальном состоянии сознания концентрации этого психоделика не достаточно для реализации экстрасенсорных возможностей. В моменты же острых психологических стрессов, вызванных например предсмертным состоянием,  уровень ДМТ повышается, открывая канал нелокального восприятия.

Задача шамана достичь такого измененного состояния сознания, в котором нелокальное восприятие становится возможным; получить требуемую информацию оставаясь в нем, и вернуться в обычное состояние сознания, сохранив и использовав эту информацию для целей целительства либо прогноза. Шаман, таким образом, как бы выступает в роли посредника, соединяющего действительности локального и нелокального восприятия. Этим его прагматическая в сущности функция отличается от функции медитирующего йога, стремящегося обрести состояние единства (нелокального восприятия) и удержаться в нем как можно дольше.

 

 

Семь принципов шаманизма

Методы шаманов, знахарей или колдунов (как бы их не называли представители современного «цивилизованного мира» удивительным образом сходятся в своих принципах. Это становится очевидным для тех, кто изучает искусство шаманов разных народов (см. например, /Д.Олард, 2009, К. Раниньо, 2012 /). Единообразие шаманских приемов заставляет предположить, что люди в разных концах света методом проб и ошибок приходили к одинаковым выводам и вырабатывали общие принципы. Анализ этих принципов приводит к выводу, что все они так или иначе, берут свое начало либо наоборот питают древнейшие духовные традиции человечества, которые дошли до нас в виде вечной философии. Неудивительно, что и «открытия» передовой науки (квантовая физика и психология, холистическая медицина и трансперсональная психология) обнаруживают себя связанными той же парадигмой единства духовного и материального начал (холономная парадигма).

Ниже мы проанализируем принципы шаманизма с позиции современных холостических направлений в науке. Число, порядок и названия принципов взяты из учения гавайских шаманов (см. подробнее / С.К. Кинг, 2013 /). Однако, как подчеркивалось выше, все тоже самое, но под другими именами и в несколько ином порядке и транскрипциях мы обнаружим и в любых других шаманских традициях.

ПРИНЦИП 1 (IKE) Мир таков, каким мы его себе представляем

Этот принцип вполне согласуется со второй благородной истиной буддизма о первопричине страданий из-за погруженности ума в мир собственных проекций и иллюзий. Пребывание человеческого ума в омраченном иллюзиями состоянии (Манас) в буддизме обосновывается концепцией потока дхармы, возникающего в следствии двойственного восприятия феноменов окружающего мира. Для более полного понимания природы двойственного восприятия и концепции дхарм мы адресуем читателя к эссе «» и «» соответственно.

Здесь же ограничимся объяснением, исходящим от самих шаманов /Эдде Фреска, 2011/ и прокомментируем это положение с т. зрения холистических направлений в психологии[2].

Между картиной, возникающей в мозгу человека и исходными данными, на основании которых она возникает лежит ряд обязательных процедур получения и обработки информации. В самом общем и упрощенном виде он может быть проиллюстрирован следующей цепочкой:

  1. Перцепция ->
  2. Преобразование в нейросигнал ->
  3. Синтез нейросигналов ->
  4. Распознавание образов ->
  5. Синтез образов ->
  6. Получение мгновенной картины (кадра) реальности ->
  7. Согласование текущего кадра с предыдущими (Синхронизация) .

Рассмотрим работу этой цепи на примере обработки зрительного восприятия и получения целостной картины (подробнее см., например, здесь).

Итак отраженный или (реже) проходящий свет, попадая на сетчатку глаз возбуждает нервные окончания глазных яблок, которые, по сути, преобразуют электромагнитные колебания световых волн в нейросигналы. Эти сигналы по соответствующим перекрестным оптическим трактам попадают в подкорковые зрительные центры полушарий головного мозга. Здесь нейросигналы синтезируются и формируется цветная стереоскопическая картинка, т.е. происходит мгновенное восприятие форм в пространстве. На основании сравнения полученной формы с известными эталонами мозг распознает некий целостный в качестве наиболее вероятного из известных прообразов. Так происходит со всеми фрагментами картины, заполняющими обозреваемое глазами пространство. Синтезируя полученные образы и сопоставляя полученную целостную картину с непротиворечивыми моделями реальности, мозг выбирает наиболее вероятную модель в качестве мгновенного кадра реальности. Такой алгоритм (алгоритм персептрона) должен отрабатывать в реальном времени, т.е. со скоростью сканирования глазами окружающего пространства. Судя потому, что мы наблюдаем картину целостно и динамически слитно (без признаков квантования по кадрам), и не только зрительную, но также и слуховую, кинестетическую и даже снабженную гаммой запахов, наш мозг прекрасный компьютер.

Очевидно. что эффект слитности достигается не столько за счет скорости обработки сигналов, сколько за счет хитростей при распознавании образов и синхронизации «кадров». «Хитрость» состоит в том. что мозг достраивает картинку на основании максимизации совпадения текущего с ожидаемым. Не вдаваясь в детали алгоритмов распознавания, отметим лишь, что они предполагают перебор по руководящим признакам среди готовых шаблонов и достраивание целостной картины за счет замещения второстепенных признаков наиболее вероятными из числа шаблонных. Каждому знаком этот секрет скорочтения, когда глаз скользит по строчкам воспринимая сразу слова, а порой и предложения. Скорость достигается  при этом за счет того, что распознавание идет не по буквам и не по слогам, а сразу по словам или даже по фрагментам фраз. Мозг достраивает, как бы угадывая наиболее вероятное, что не разрушает целостности картины. Изучая феноменальную способность мозга восстанавливать целостную картину по обрывкам, американский врач, нейро-физиолог и психолог Карл Прибрам высказал голографической принцип работы мозга в 60-х годах прошлого века, который оказалась чрезвычайно конструктивным.

Итак мозг способен почти мгновенно создавать непротиворечивую картину реальности пользуясь при распознавании образов шаблонами, постепенно сужая спектр этих шаблонов самостоятельно достраивая непонятное или неразборчивое таким образом. чтобы избежать когнитивного диссонанса. Последнее очень важно. Успех человеческого мозга в надувательстве своего владельца определяется не только его голографичностью (т.е. способностью достроить целое по фрагментам), но колоссальной способностью человека поддаваться на этот обман. Причина здесь все тот же когнитивный диссонанс (точнее даже психологический дискомфорт), которого человек интуитивно пытается избежать, рисуя свою реальность. Так возникает так называемая «тоннельная реальность» (термин, введенный Робертом Уилсоном в его книге «Квантовая психология»), ведущая к проблемам в коммуникации между людьми. Более того, даже один и тот же человек с годами будет складывать разные картинки на основании одних и тех же вводных от своих органов восприятия. (Подробнее об этом см. в эссе «Квантовая психология – современная теория просветления»).

Но откуда берутся «образы», которые мозг постоянно распознаёт? Они формируются с раннего детства одновременно с обучением языку. В возрасте примерно от года до пяти лет ребёнок, чрезвычайно восприимчив к суггестии. В этот период отрабатывает т.н. семантическая программа эволюции психики, образующая тот самый понятийно-образный базис, на основании которого затем и работает вся вышеописанная схема генерирования мозгом целостной картины мира (см. об этом на нашем сайте: «Развитие ребенка в период раннего возраста», «Эволюционная психология или психология эволюции?»). С годами, мышление человека да и весь образ его поведения все более заполняются шаблонами, что позволяет ему успешно встраиваться в возрастающий ритм «взрослой жизни», теряя при этом непосредственность и остроту ее восприятия. Если по какой-то причине (отставание в социализации, физиологические проблемы с органами восприятия и т.п.) привычный для данной культуры на данном этапе ее развития понятийно-образный базис индивида не сформировался или сформировался с существенными отличиями, то можно быть уверенным, что реальность, в которой будет пребывать этот человек будет совершенно иной, чем «общепринятая». В этом убеждают, например, эксперименты со слепорожденными взрослыми людьми, опубликованные, в отчете Мариуса фон Зендена. Он содержит описание свидетельств более чем 60-ти пациентов с катарактой, которым операция (удаление катаракты) позволило впервые увидеть мир. Глядя на мир впервые, эти люди сообщали об аморфном поле расплывчатых цветовых и световых пятен, лишенных смысла; на зрительные стимулы они реагировали с беспокойством, раздражением, и им требовалась многонедельная практика, чтобы научиться распознавать даже простейшие объекты. Трудности оказались столь значительными, что некоторые пациенты оставляли попытки научиться видеть и готовы были отказаться от зрения, чтобы вернуться в к привычному, пусть и ущербному, дооперационному опыту пребывания в зоне психологического комфорта  (подробнее см. Дж.Халлинан, 2014. «Почему мы ошибаемся»).

Эти примеры доказывают что во многом приведенная выше схема обработки мозгом перцептивного потока социально и культурно обусловлена, включая дихотомию «субъект-объект», встроенную на уровне «органа познания». Но, кто сказал, что общепринятая реальность эквивалентна некой объективной или абсолютной? Даже личный субъективный опыт трансформации мировоззрения с годами убеждает в обратном!

Именно это врожденное и благоприобретенное свойство мозга достраивать и додумывать образно-понятийный ряд в сочетании с безграничным доверием к окончательной картине позволяет согласиться с первым принципом шаманизма, тем более, что он вполне согласуется по смыслу с древнейшими восточными учениями.

Что же из этого следует?

Во-первых, картина мира, воспринимаемая человеком в других состояниях его сознания (например в состоянии сновидения или транса, ничуть не менее реальна чем та, к которую мы наблюдаем в обычном (повседневном и потому привычном) состоянии сознания. Во всех случаях мы сталкиваемся с правдоподобными реконструкциями мозга, воспринимаемыми в качестве реальности. Мы убеждаемся в этом практически каждую ночь, принимая «за чистую монету» все то. что с нами происходит во сне. Все дело в том, что мозг способен складывать целостные и вполне убедительные картины не только на основании перцептивного потока от органов восприятия, но и на основании воображения, ассоциаций и т.п. Шаманы, таким образом, не признают право за образами, добытыми в необычных состояниях сознания, быть не менее реальными, чем те, что мы получаем в бодрствующем состоянии.

Во-вторых, не имеет смысла искать абсолютную истину или окончательный экзистенциальный смысл (в том числе смысл жизни), поскольку на каждом рубеже развития личности (если угодно на каждом уровне осознанности) ей становятся доступны все новые горизонты (см., например на нашем сайте «Горизонты осознанности»). Значение имеет не то, насколько та или иная концепция является приближением к истине, а насколько она действенна и подходит вам лично на данном этапе вашего жизненного пути с точки зрения пребывания в зоне психологического комфорта.

Наконец, судя по неиссякаемой с годами (скорее все увеличивающейся) жажде самопознания у той части человечества, которая не отказалась от духовного прозрения, обыденное сознание не открывает всей полноты картины.

ПРИНЦИП 2 (KALA) Все взаимосвязанно

Этот принцип шаманизма в современной транскрипции сформулирован в холономной парадигме, С точки этой парадигмы любой феномен материального мира, начиная от электрона и заканчивая человеком на непроявленном (информационном) уровне  неотделим от глобального самотворящего поля Сознания («несет в себе Царство Божие»). Иллюзия отдельности (точнее отделённости) возникает в связи с глубоко укоренившейся на подсознательном уровне субъект-объектной дихотомией восприятия и дальнейшего познания. (Подробнее об этом см. эссе «Ловушка двойственности восприятия»). Единство на информационном уровне (Целостность) подтверждено представителями эмпирических наук, прежде всего квантовыми физиками (независимые опыты А. Аспекта с меченными фотонами; Женевский эксперимент Н. Жисэна с фотонами и с ДНК), а также опытами астрофизика, профессора Николая Козырева по передаче информации при помощи цилиндрических спиралевидных зеркал).  В эмпирической науке этот принцип известен как феномен квантовой сцеплености. В теоретической — как теория Целостности и непроявленного порядка Д.Бома. Заметим, что и современные научные транскрипции рассматриваемого принципа глобальной взаимосвязанности, и его оригинальное звучание /С.К. Кинг, 2013/ перекликаются с буддийской концепцией великой непроявленной Пустоты (Татхата), которая описана например в «Махаяна-шраддхотпада-шастре».

Идеи иллюзорности мировосприятия и всеобщей взаимосвязи в шаманизме обычно передается через символический образ паутины. Шаман подобен пауку, ткущему паутину нашего сна о жизни, из невидимых нитей, идущих изнутри. Паутина символизирует не только иллюзорность наших снов о жизни, но и то, что в ней все и вся взаимосвязано и взаимозависимо.

Трудно перечислить все следствия принципа KALA , особенно если его трактовать совместно с принципом IKE (субъективной первоосновы “объективной реальности»).

Важнейшее следствие в контексте современных холистических направлений психологии состоит в неотделимости всех аспектов человеческой жизни от существования Вселенной. Причем, если проявленные так или иначе, например, в форме природных катастроф или вымирания отдельных видов животных, действия человека трудно отрицать. То непроявленные его действия (намерения, мысли и т.п.) могут быть не менее катастрофичны либо наоборот благотворны. Даже одна-единственная мысль, преисполненная любви или отравленная ненавистью, способна повлиять на всю Вселенную. В концентрированном виде, идея всеобщей взаимосвязи на информационном плане отражена в органистическиом (от слова организм) подходе к Природе в целом и к экологии в частности. В нём вся Природа рассматривается как единый организм, а любой человек — его клетка — предполагает, что Сознанием обладает всякая материя (а не только живая). Соотнесение себя (своих действий, намерений и мыслей) с Природой, в качестве неотделимой от нее части, в корне меняет мироощущение человека!

В приложении к человеку органистический подход позволяет рассматривать его организм, как микро-вселенную, где все клетки, наделены «клеточным сознанием» и связаны друг с другом на информационном уровне через  программы выживания и роста, записанные в клетках ДНК. И тогда тело человека – нечто намного большее, чем простая биологическая машина. Будучи вписанным в бесконечную иерархию холонов во Вселенной, оно соотносится с ней по Герметическому принципу подобия — «как вверху так и внизу» (подробнее об этом см. /К. Уилбер, 2009/).

Подобно скрипкам в оркестре, исполняющем невероятно сложную и гармоничную сюиту небесных сфер, клетки человеческого тела растут, делятся, объединяются для борьбы с угрозой организму не случайно, но согласно своим «партиям» в «партитуре человеческой жизни». А человек, подобно клетке своего организма, исполняет свою «партию» в «партитуре жизни ноосферы Земли» и так далее до бесконечности. Мудрость самоисцеляющегося тела (сомо) и души (психо) – в гармоничном следовании программам выживания и развития как на клеточном (подсознательном) так и на космическом (сверхсознательном) уровнях.

Одним из следствий из этого принципа может рассматриваться потенциальный успех шамана, как целителя. Реализация этого потенциала, т.е. исцеление, в каждом конкретном случае будет зависеть от того, насколько пациент шамана соотносит себя с субъектом, а не объектом исцеления. Иными словами, насколько он верит в этот принцип и в шамана, как носителя этого принципа. Если верить Святому Писанию, то даже у Христа возникали проблемы с чудесный исцелением больных в своем родном городе. Люди не верили, что сын простого плотника может, а главное, вправе обладать чудотворными силами, а главное — что от их веры в успех во многом зависит исход такого целительства.

ПРИНЦИП 3 (MAKIA) — Энергия устремляется вслед за вниманием

На этом принципе основаны наиболее древние и часто используемые шаманами техники целительства, медитации и гипноза.

Западная транскрипция того, чем испокон веков занимаются тибетские монахи, индийские йоги, а также буддисты всех стран — Медитация происходит от того же латинского корня, что и медицина — med. Этот корень буквально означает «средство», что близко по значению к слову «лечить», «исцелять». Технически любая медитация обращена к вниманию. Медитация на концентрацию внимания явно требует его фокусировки на определенном образе (например «визуализация») или на определенном ритмичном действии вашего организма (чаще всего на дыхании). Более сложная в исполнении, медитация на расслабление также не обходится без внимания, т.к. заставляет человека отпускать любые мысли и влечения, что не возможно без сохранения контроля за текущим содержанием сознания. Цели медитативных практик могут варьировать от снятия психологического стресса или мышечного зажима, до пробуждения второго внимания и достижения состояния просветления. Но, в качестве средства все они используют фокусировку внимания. Причем если первое внимание апеллирует к энергетике нижних чакр, то второе и третье внимание — к энергетике средних и верхних чакр соответственно (подробнее см. на нашем сайте «Чакры, потребности, мотивации»).

Традиционные техники восточной медицины[3]  обращенные к энергетике человеческого тела (см. раздел «Энергии») с целью гармонизации и самоисцеления также базируются на этом принципе. Этот принцип лежит и в основе самоисцеления организма. В самом деле, психологический кризис — есть сигнал к фокусировке внимания на стрессовое состояние души, боль на уровне тела — ничто иное как способ привлечения внимания «центра управления» к проблеме «спустившейся» на уровень сомы. В обоих случаях для исцеления требуется дополнительная энергия организма.

О какой же энергии идет речь?

Жизнь каждой клетки человеческого тела поддерживается благодаря активности биоэлектрических импульсов, излучение которых создает биомагнитные поля. Основой биоэлектрической активности клеток являются поля более тонкой энергии, формирующей в целом энергетическое тело человека. Этот тонкий, энергетический двойник сложностью своего строения ни в коей мере не уступает телу физическому, хотя выявить тонкоматериальные, духовные структуры энергетического тела очень сложно. Интегральный имидж этого двойника дает человеческая аура, формально доступная сегодня объективному измерению. Не секрет, что о существовании ауры было известно и в древности поскольку идеальным прибором ее определяющим и измеряющим остается чувствительный к тонкой энергетике человек.

Энергетическое тело повторяет очертания тела физического, являясь его тонкоматериальной копией. Оно, также как и тело физическое, имеет множество уровней (слоев) и энергетических центров. Эти центры (также называемые чакрами) являются жизненно важными порталами обмена с тонкой энергией космоса, частью которой все мы являемся в соответствии с холистическим принципом KALA, рассмотренным выше. Среди них – семь первичных энергоцентров (главные чакры), сотни вторичных, три хранилища энергии и довольно плотные участки крошечных энергетических пор, благодаря которым происходит энергетический обмен. Кроме того, существует главный энергетический канал (Сушумна), проходящий по центру тела, и два дополнительных канала (Ида и Пингала), проходящие по обе стороны от главного. Подробнее об энергетическом теле человека см., например, /Роберт Брюс, 2009/.

Главным и неоспоримым следствием третьего принципа шаманизма MAKIA является многотысячелетняя традиция успешного целительства на основе работы с тонкими энергиями человека. В том числе шаманизм, иглотерапия, энергетический массаж (рейки), самоисцеление на основе медитативных практик и многое другое (см. например обзор «Основы энергетического целительства»).

ПРИНЦИП 4 (MANA) Вся сила идет изнутри

Этот принцип лежит в основе Внутреннего пути самопознания. Он также согласуется с постулатом о Божественной природе человека, на котором изначально были построены всех религиозные системы мира (см. подробнее / Е. А. Торчинов, 1998/).  К сожалению, в большинстве из них, постепенно возобладала концепция божества, отделенного от человека, утверждающего свое господство над ним и свою высшую природу в изначальной греховности и слепоте всех человеческих существ. С точки зрения подчинения и властвования эта концепция идеально подходит для манипулирования природным религиозным чувством и стадным инстинктом. Пожалуй лишь в Буддизме этот принцип сохранился ближе всего к изначальномй своему значению. Так, в «Махаяна-шраддхотпада-шастре» абсолютному аспекту человеческого сознания соответствует санскритский термин «Татхагата-гарбха», который означает одновременно зародыш (семя) и чрево единого и неделимого Сознания (Татхаты). Подразумевается, что потенциал просветления изначально присущ каждому живому существу.

Шаманизм в отличие от философских и теософических концепций исходит в этом принципе исключительно из своей многовековой целительской практики. Так учение североамериканских шаманов, пересказанное в книгах Карлоса Кастанеды утверждает, что вся сила, необходимая человеку, сокрыта в его теле, сознании и духе. Исходя из второго принципа шаманизма (KALA) логично утверждать, что коль скоро Вселенная как источник жизни бесконечна, то жизненная энергия пребывает в каждой клетке ее живого организма, включая каждого человека. На физическом плане эта энергия реализуется в феноменах поразительной живучести человеческого организма и способности тела к регенерации и самоисцелению. На астральном и ментальном планах — это определяет качество жизни и в конечном итоге Судьбу человека. «Вы то — что вы чувствуете и как вы мыслите». Эта максима квантовой психологии кратко определяет всю квинтэссенцию осознанной, но по большей части бессознательной, актуализации вашей самости.

Иными словами, все, что происходит с вами, на что вы реагируете действием или мыслью, было вызвано к жизни силой вашей веры, надежд, страхов и ожиданий, качеством ваших эмоций и чувств. Тот, кто осознанно или подсознательно (это не влияет на результат) стремился всю жизнь оставаться за чьими-то спинами, реализуя поведение жертвы, — оказывается жертвой своих, а не чьих-то злонамеренных, мыслей, чувств, намерений и действий. Наоборот, человек, твердо верующий в свой бесконечный потенциал, проявляет порой необъяснимую с позиций прагматизма и материализма стойкость и способность к выживанию, живет в гармонии с собой и окружающими, воспринимает жизнь, как путь восхождения к духовному пробуждению.

Непроявленным ресурсом силы намерения, о которой идет речь в этом постулате является одухотворенность. Уверенный в своей божественной природе человек никогда не примет психологию жертвы в качестве жизненной стратегии, не станет тешить свое тело удовольствиями а это тщеславием. Его реальность будет совершенно не похожа на реальность Альфа самца или хронической жертвы обстоятельств.

Ярчайшим доказательством непосредственной связи непроявленной одухотворенности с проявлениями ее в силе является  так называемый мышечный тест для определения  уровня сознания, предложенным доктором Дж. Хокинсом. Вообще же связь мышечного тонуса и состояния внутренних органов, а также душевного самочувствия человека давно и успешно используется в прикладной кинезиологии.

ПРИНЦИП 5 (MANAVA) — Обретение Силы доступно в любой момент

Этот принцип шаманизма лежит в основе всей квантовой психологии, которая в свою очередь является расширением квантовой парадигмы с микромира на уровень человека (подобнее об этом см., например /А. Госвами, 2013/).

В религиозной традиции запада (искупление первородного греха) и востока (карма), человек всю жизнь расплачивается за прошлые ошибки и по сути не является хозяином своей судьбы. Свою лепту в предопределенность человеческой судьбы вносит и современная генетика. Впрочем, согласно ее данным генетика лишь на 60-80% предопределяет, физиологические особенности человеческого организма и в еще меньшей степени (20-40%) — особенности его характера.

Шаманизм исходит из концепции определяющей роли свободного выбора человека как на физическом так и на более тонких планах его жизни. Ключевую роль в определении всех качеств жизни шаманы отдают вере и основанной на ней силе намерения (принцип MANA). Она заставляет обращаться к неисчерпаемым ресурсам генной памяти, выбирая то, что наиболее соответствует вашим сегодняшним представлениям и целям. Удивительно, но последние открытия в генетике вполне подтверждают правоту этого древнего принципа. Так, например, американский биолог, доктор Брюс Липтон, специализирующийся на изучении стволовых клеток, утверждает что человеческая мысль, эмоция и чувство оказывают прямое воздействие на ДНК («Наше восприятие активизируют наши гены, которые регулируют наше поведение»).

Точно также как в квантовом мире ожидания экспериментатора влияют на исход эксперимента (принцип неопределенности Гейзенберга), убежденность человека в своей неотделимости от мироздания и квантовой природе сознания способны творить чудеса, необъяснимые с позиций «здравого смысла»: материализовать намерения, исцелять неизлечимые болезни и т.д. Мир вокруг нас способен измениться ровно на столько насколько мы в состоянии изменить себя. Причем процесс изменения носит характер квантового скачка. Ярчайший пример такого скачка — момент просветления.

Вот как описывает опыт своего просветления Дэвид Хокинс в книге «От отчаяния к просветлению»: «Сначала переживается ужас от агонии эго, а потом — бесконечный восторг, когда Истина Всего Сущего раскрывается как вечно живое «Я», превосходящее время-пространство, и форма при нем — всего лишь восприятие, не существующее независимо от него. Восприятие — это взгляд эго, которое, переводя непереживаемое Бесконечное в переживаемое конечное, порождает иллюзию места, продолжительности, измерения, позиции и формы… Все Едино; нет «здесь» или «там», нет субъекта или объекта, нет «я» или «ты». Новизна этого ощущения пугает,  потрясает и вызывает восторг».

ПРИНЦИП 6 (ALOHA) Любить — значит быть счастливыми оттого, что вместе

Слово любовь слишком многозначно (не даром в греческом языке существует более десяти вариантов для более точного употребления этого слова). Им обозначают и состояние счастья, и род безумия, и источник удовольствия, и смысл жизни. Археология гавайского слова Aloha, дословно обозначающего «любовь», приводит к его эзотерическому толкованию, которое настолько глубоко, что позволяет быть использованным в качестве одного из важнейших принципов шаманизма.

В самом деле Корень alo означает — «быть вместе», то есть разделять текущий момент жизни во всем многообразии его красок, эмоций и чувств с кем-то еще (не уточняется с кем!). Причем «разделять» не в смысле отделения, а в противоположном — сливаться, смешиваться, становиться единым целым. Корень oha означает «счастье, радость, восторг». Получается, что «любить» это не действовать, но переживать. Причем переживать  пиковые положительные эмоции (радость, восторг, счастье) вызванные чувством единства. Заметим, что «быть вместе» совершенно не означает создание семьи или сексуального партнерства. Все это лишь частные и достаточно приземленные варианты, хотя и чаще всего употребляемые для получения упомянутых пиковых эмоций. В общем случае «быть вместе» означает не чувствовать себя изолированным. В эзотерическом смысле — не чувствовать себя отделенным от мира. В этом высшем смысле «любить» — означает испытывать восторг по поводу ощущения своего единства с мирозданием. Что ж, судя по свидетельствам просветленных (см. выше) такое толкование подходит для описания экстаза, получаемый человеком, растворившем свое эго в трансперсональном переживании единства.

Как отличить ту самую любовь, что дает ощущение счастья от единения от массы подделок и суррогатов? Шаманы дают простой и практичный ответ. Любовь не раскачивает маятник отчаяния, страха или агрессии. Все, что способна принести любовь, — это счастье переживания гармонии. Ладони не покрываются испариной, как от страха; кровь не прильет к лицу, как от гнева; пустота не разольется под сердцем, как при отчаянии. Более того, именно такая, бескорыстная любовь вшита в геном человека в качестве программы его психики на всех уровнях начиная от инстинкта материнской любви и оканчивая метапрограммой осознанного растворения собственного эго (подробнее об этом см. на нашем сайте «»).

Наполняя себя такой любовью человек «обречен» на пребывание в радости и гармонии с миром. Такой человек заряжен энергией и способен творить чудеса. В том числе и исцелять себе подобных силой своего намерения. Гнев, зависть, депрессия переходящая в отчаяние — сигналы отступления от такой любви, подмены её суррогатами вожделения, жажды обладания, погони за удовольствиями, потакания своему тщеславию и т.п. Все это плохие спутники для тех, кто поставил своей целью бескорыстную помощь другим в форме целительства.

Увы, наш мозг, как следует из первого принципа шаманизма, склоняет нас принимать желаемое за действительное. Поглощенный чувствами человек, как правило, не замечает подмены. Вот почему шаману так важно быть внимательным к своей «внутренней погоде», к своим мыслям, эмоциям и проявлениям. Они самый верный компас в море страстей и тумане самообмана.

 

ПРИНЦИП 7 (PONO) Делай что должно

История с завидным постоянством опровергает максиму «цели оправдывают средства». Коммунисты строили мир равенства и братства, а вышел гигантский ГУЛАГ. Капиталисты строили самое свободное и демократическое общество, уважающее превыше всего права человека, а вышел рассадник гедонизма, состоящий из тотально конкурирующих, эгоистичных и бездуховных потребителей, раздираемый растущей разницей доходов, пропитанный взаимным недоверием, завистью и страхом. Почему так ВСЕГДА происходит? Не потому ли, почему бездуховность всегда порождает монстров безудержного потребительства, недоверие — подозрительность, насилие — вражду. И так во всех остальных маятниках «средство-результат». Не оттого ли все эти маятники образуются, что, человек, все больше отрываясь от своих духовных корней и естественной среды обитания, разворачивает свой «прогресс» поперек, а затем и вспять Потоку Жизни, направляющему глобальную тенденцию развития в сторону объединения во взаимной  любви?

Безжалостными действиями вы можете достичь цели, но только временно. В конечном итоге у окружающих вас накопится достаточно мощный потенциал ответной реакции и их действия по отношению к вам станут еще более безжалостными. Наоборот, действуя даже в ущерб своим интересам, но на основе бескорыстия, сострадания и любви вы может быть и не добьетесь успеха на материальном плане. Но безусловно породите ответные уважение и любовь.

Шаманы руководствуются нематериальными критериями успеха. Они также не заняты поиском Абсолютной Реальности, так как не видят в этом никакого смысла ибо мир таков, каким он нам представляется (Принцип IKE). Шаманы — целители, если угодно, исключительно прагматичны. Их средства — осознание своей включенности в глобальныю паутину одухотворенной жизни, непоколебимая вера в животворящую любовь, как основу миропорядка, бескорыстие при оказании помощи ближнему. Эти средства первичны. Они определяют результат. А результат всегда оказывается положительным при неукоснительном следовании этичности средств хотя бы потому, что он не порождает в мире ответной агрессии, ненависти или зависти, но скорее наоборот очищает его от этого мусора. Для шамана совершенно неважны соблюдения ритуалов и следование «священным принципам», когда он борется за жизнь или душевное здоровье своего пациента. Он действует, руководствуясь универсальными средствами добра.

Вот как комментирует эту «беспринципность» гавайский шаман-целитель Серж Кахили Кинг: «Когда я веду индивидуальный прием, то в течение дня могу перескакивать от христианства к буддизму, от спиритуализма к вуду, из психоанализа выходить к естественнонаучному мышлению в поисках ключа к системе мировосприятия своих пациентов. И все это для того, чтобы они получили возможность через меня помочь сам себе».

 

Качества зрелого шамана

 

Объявить себя шаманом на основании умения стучать в бубен или извлекать звуки из варгана довольно наивно. Шаманом становятся всю жизнь. Успех сопутствует тому, кто не на словах а на деле следует изложенным выше семи принципам шаманизма. Следует — значит живет согласуя свою повседневную жизнь с ними на уровне осознанного и добровольного автоматизма. Если так происходит, то шаман-целитель добивается положительных эффектов в качестве побочного результата своего образа жизни и мыслей. В число этих эффектов, кроме успеха в целительстве входят и способности, которые в нем развиваются попутно.

Кратко остановимся на каждом из них

Развитое второе внимание

Подавляющее большинство людей, от рождения пребывающее в ловушке двойственного восприятия строи свою зону психологического комфорта в эго-центрированном варианте «Я — другие вокруг меня». Внимание такого человека естественно обращено вовне, фиксируя возможные опасности и подмечая варианты приобретения выгод. Это и есть первое внимание. Реальность из такой позиции также эго-центрична. Мир не зависит от вашего мышления, все существует отдельно друг от друга, энергия существует лишь на физическом уровне, прошлое обладает большей силой, чем настоящее, любовь способна приносить лишь страдания, вся сила находится вне вас, а успех сопутствует тому, кто способен в любой ситуации не упустить свой интерес.

Второй уровень внимания обращен вовнутрь, к себе. Он не отрицает внимания и к окружающим. Но рассматривает мир, неотделимым от себя самого в соответствии со вторым принципом (KALA). Это еще не выход из ловушки двойственного восприятия, но важная предпосылка для этого. Действовать, руководствуясь вторым вниманием труднее, чем исходя из первого. Но только в такой позиции шамана ждет успех. Наибольшая трудность заключена в необходимости сохранять осознание бытия, свойственное первому уровню внимания, чтобы не потерять контакт с теми, кто на нем остается.

 

Неиссякаемый оптимизм, эмпатия и бескорыстная любовь

Поскольку мир таков, каким мы его воспринимаем (первый принцип), ничто не мешает нам вернуться в детское сказочное восприятие действительности, и наделить все вокруг душой и, следовательно, жизнью. С точки зрения эмоционального климата, жить среди одушевленных предметов оказывается гораздо приятнее, чем среди холодной и мёртвой материи. Привычка к одушевлению окружающего мира в сочетании с хорошо развитым вторым вниманием делает реальность шамана гораздо более дружелюбной, а природу склонной к сотрудничеству. Главным же результатом следует считать постоянную наполненность его парусов ветром. Шаману чужды пессимизм, депрессивное состояние, психология жертвы и упадок сил (как физических так и моральных). Он постоянно подключен к бесконечному источнику тонкой энергии и наполнен эмпатией и бескорыстной любовью. В этом он черпает свои экстрасенсорные силы. В этом залог успеха его целительства.

 

Эмоциональная и физическая расслабленность

Принять глобальную взаимосвязь и взаимопроникновение на уровне энерго-  информационной паутины (второй принцип KALA) в качестве продуктивной идеи для отношения к реальности мало. Это нужно переживать постоянно. Для очищения связи как между отдельными частями себя самого, так и с окружающей вас Вселенной следует поддерживать в чистоте каналы как для органов восприятия так для всей энергосистемы человека (открытые чакры). Поэтому шаману необходимо избегать умственных, эмоциональных и физических перенапряжений, которые могут приводить к стрессовым состояниям психики и/или мышечным  зажимам.

 

Умение фокусироваться и удерживать фокус своего намерения

Для того, чтобы воздействовать на своего подопечного энергетически, согласно третьему принципу (MAKIA), необходимо удерживать намерение в фокусе внимания. Для тех, кто занимался медитациями на концентрацию внимания не секрет. что удержание внимания на объекте в течении даже первых минут чудовищно трудная задача. Этот навык предполагает длительные тренировки, которые неизбежно перестраивают как образ мыслей, так и следующий на ним образ жизни. Человек не умеющий концентрировать и удерживать свое внимание на объекте не может считать себя шаманом.

 

Присутствие в текущем моменте

Реализация третьего, четвертого и пятого принципов шаманизма требует сохранять полное осознание происходящего внутри и вокруг вас, т.е. находиться в здесь-и-сейчас большую часть бодрствования. Это особенно важно в момент собственно целительства. Опытные шаманы, а также специалисты по энергетическому массажу (рейки) знают, что их подопечные чутко реагируют на падение энергетики. Это происходит всегда если целитель «выпадает» ментально или эмоционально из текущего момента. Более того, не осознавая причины падения энергии, они принимают это за отчуждение или недовольство. Такая реакция маятником вызывает ответное отчуждение, недоверие и блокировку. Успех исцеления немедленно ставится под сомнение.

Шаман-целитель, должен оставаться в текущем моменте без усилий, но естественно и с удовольствием. Такое умение достигается тренировками, переходящими в образ жизни. Оно становится чертой характера.

 


Литература

 

  1. Брунер Дж,, 1977. Психология познания. За пределами непосредственной информации
  2. Брюс Р. Работа с энергией: Секрет исцеления и духовного развития / Перев. с англ. — М.: ООО Издательство «София», 2009. — 288 с.
  3. Госвами А., 2013. Физика души. Квантовая книга жизни, умирания, перевоплощения и бессмертия / А. Госвами; [пер. с англ. А. Киселева] — М.: Постум, — 352 с.
  4. Карлос Кастанеда, 2004. Учение дона Хуана
  5. Липтон Б., 2008. Биология веры: Недостающее звено между Жизнью и Сознанием, 256 с.
  6. Мардов И.Б., 1993. «Путь восхождения» «Гендальф» — 448с.
  7. Ньютон М., 2007. «Путешествие души. Жизнь между жизнями»
  8. Олард Д., 2009. Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций. «Велигор» — 496 с.
  9. Поппер К., 1983. Логика и рост научного знания: М.:«Прогресс» — 605 с.
  10. Раниньо К., 2012. Шаманизм мост между мирами «Велигор» — 192 с.
  11. Кинг С.К., 2013, Городской шаманю «София» 320 с.Торчинов Е.А., 1998.  Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб, Центр «Петербургское востоковедение» — 384с.
  12. Уилсон Р.А., 2008. Квантовая психология, 208 с.
  13. Уилсон Р.А., 1998. Прометей восставший. Психология эволюции:. — «София».- 227с.
  14. Уилбер K., 2009, Интегральное видение, 232 с.
  15. Харнер М., 1990. Путь шамана или шаманская практика
  16. Хокинс Д. , 2011. От отчаяния к просветлению
  17. Хаксли О., 1997. Вечная философия. Перевод, изд-во “Ваклер”, 264 с.
  18. Эдде Фреска, 2011. Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов
  19. Эшби М., 2008. Египетская йога. Философия просветления — 416с.

 

См. также эссе под рубрикой «Горизонты»:

  1. Эволюционная психология или психология эволюции?
  2. Буддизм XXI-го века – религия общества потребления
  3. Природа сознания или Сознание Природы?
  4. Духовный рост или деградация? На что и как мы можем влиять в своем личностном росте
  5. Ловушка двойственности восприятия
  6. Старшие Арканы Таро в контексте психологии эволюции и духовного пробуждения
  7. Квантовая психология – современная теория просветления
  8. Горизонты осознанности
  9. Базовая метапотребность в развитии личности
  10. Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов
  11. Пути Познания Истины
  12. Манипулятивная природа социума

 

См. также разделы Справочника :

  1. Холономная парадигма и Трансперсональная психология
  2. За пределами индивидуального
  3. Вернуть утраченную целостность
  4. Развитие ребенка в период раннего возраста

[1] Блаженными испокон века называли людей не отягощенных шаблонами восприятия и стереотипами поведения. Они пребывают как бы в другой, не общепринятой, реальности, и поэтому их также называют людьми «не от мира сего».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>