Термин «индивидуальное сознание» связан с фундаментальным понятием Сознание. Определять это понятие, находясь в холономной парадигме, некорректно поскольку здесь оно выступает в качестве определяющего принципа миропонимания. Читателей, интересующихся проблемой Сознания в философском и психологическом контекстах, мы адресуем к статьям «Непознаваемое сознание» и «Природа сознания или сознание природы?». В контексте обсуждаемой проблемы мы ограничимся его информационным (семантическим) толкованием, данным в работах американских и российских философов от теоретической физики Д. БомаВ.В. Налимова и  Л.В. Лескова . Здесь Сознание рассматривается в качеcтве  наибoлее  фундаментальнoгo (первичного), информационного[1] плана бытия, oпределяющегo  вcю  coвoкупнocть cвoйcтв всех проявленных и продолжающих эволюционировать материальных форм во вселенной. Оно питает смыслами все процессы воплощения, начиная от проявления элементарной частицы в форме карпускулы либо волны и оканчивая проявлениями глобальной эволюции, начиная от Большого Взрыва и оканчивая живыми носителями разума. С точки зрения глобального энергоинформационного обмена, непрерывно происходящего во вселенной, Сознание можно уподобить безграничному банку информации (животворящих смыслов). Если в материальном мире вместилищем всех форм является пространство, то в информационном – Сознание. Такая параллель уместна, поскольку физическим референтом информационного поля (Сознания), согласно концепции торсионных полей Г.И. Шипова и А.Е. Акимова является cемантичеcки  наcыщенная  cтруктура квантoвoгo  вакуума — меон (от греч. maeon — ничтo).

Любая живая система обеспечивается энергией и программами своего онтогенеза за счет информационных отображений, являющихся частью глобального информационного поля (Сознания). В эволюционном смысле информационные отображения несут функции наследственности, обеспечивая необратимость роста витальности по мере функционального и структурного усложнения организмов. В этом смысле информационный аспект живой материи неотделим от биологического. Формально, любое живое существо «подключено» к глобальному информационному полю (Сознанию) и является носителем его элементов (смыслов). Однако, лишь на уровне существ, обладающих потенциалом абстрактного мышления, открывается доступ к познанию этих смыслов путем самопознания (подробнее об этом в статье «От восприятия к мышлению»). Индивидуальное сознание человека мы будем толковать как часть глобального информационного поля (Сознания), доступную ему в бодрствующем состоянии на уровне субъективной реальности, содержащей смыслы, образы, чувства.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под индивидуальным сознанием человека мы понимаем элемент глобального поля Сознания, представленный данной субъективной реальностью.

Итак, индивидуальное сознание человека, по сути, определяет информационное наполнение (содержание) субъективной реальности человека в каждый момент её переживания и осмысления.  Оно представляет собой результат активного психического процесса — мировосприятия, непрерывно происходящий в бодрствующем состоянии. Очевидно, что по мере обогащения эмоционально-чувственной палитры мировосприятия и углубления в понимании смыслов, доступных ментальному восприятию (расширения полосы пропускания соответствующего фильтра мировосприятия), индивидуальное сознание человека проникает все на более тонкие уровни глобального Сознания (в более высокие планы бытия). Именно так следует интерпретировать определение «от противного», данное Мерабом Мамардашвили в его философии сознания: «индивидуальное сознание человека не есть один из психических процессов, но оно есть уровень, на котором синтезируются все конкретные психические процессы».
Заметим, что в философии индуизма индивидуальному сознанию соответствует понятие Атман, а глобальному Сознанию — Брахман.


 

[1] Информационный уровень (план) бытия одновременно является первичным, поскольку согласно квантовой теории информации содержит в себе все возможные варианты проявления материальных форм (подробнее об этом в разделе «Квантовая информация» статьи «Вселенная сотворчества. Онтологические интерпретации квантовой теории»). В древнем индуизме (философия Санкья) этот источник именуется Пракрити, в Буддизме — Шуньята (Великая пустота), в греческой философии — Великий Логос. В книге Дзиан сказано: «Единая Тьма наполняла беспредельное Все, ибо Отец-Матерь и Сын еще были вместе..».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>