Введение
Человек – существо, принадлежащее одновременно и к животному и к духовному царству Природы. Не случайно, что еще в Ведах он именовался переходным существом от материального мира к миру духовному. Особенно контрастно проявляется эта переходность при анализе динамики его психического развития. В случае нормального развития психики, преображение человека из сугубо заземленного существа, озабоченного выживанием, телесными удовольствиями и статусными амбициями в сущность все менее занятую собой и своим материальным обеспечением, подобно превращению гусеницы в бабочку. Разница между внутренним содержанием человека-гусеницы и человека-бабочки столь колоссальна, что в индуистской духовной традиции предусматривалось даже несколько обозначений понятия «человек». Однако дистанция от Манушьи — духовно слепого младенца, целиком погруженного в заботы о выживании до Пуруши – духовно пробужденной сущности, отрешенной от всего земного, под силу далеко не каждому. Динамика развития личности и её духовного преображения составляет предмет современных передовых направлений гуманистической психологии. Ей посвящены статьи и эссе раздела «Актуализация самости». Здесь, в разделе «Энергии», мы рассматриваем эту же самую динамику, но уже в контексте глобальной системы энергообмена «Земля-Человек-Космос» (подробнее см. эссе «Духовное рождение как трансформация энергообмена»). В данной статье речь пойдет об эволюции человеческих потребностей от сугубо животных до сугубо духовных, как об отражении естественных перемен в человеческом энергообмене.
Развитие личности с позиций современной психологии и древних духовных учений
Этапы роста человеческого организма синхронизированы с этапами его психического развития с точностью часового механизма. Это позволило основоположнику эволюционной психологии и философу Уильяму Джеймсу еще в 1890 году («Принципы психологии») высказать предположение о наличии универсальных поведенческих программ, заложенных природой в человека на уровне его генома наряду с программами роста и развития его организма (соматики). Рождаясь, младенец уже обладает умениями, способствующими его выживанию. Он сигнализирует матери о голоде, холоде и любой другой опасности для своей жизни. В возрастном интервале от года до пяти лет человеческое существо обучается распознавать образы, складывать их в простейшие категории и выражать свои желания и побуждения на уровне языка. Поразительная пластичность мозга ребенка позволяет ему в кратчайшие сроки одновременно овладеть несколькими языками, что уже не под силу взрослому человеку. Этап игры и сказочного восприятия мира неизбежно сменяется этапом идеалов, на смену которому идет этап социализации и так далее. На каждом из жизненных этапов, столь же закономерно меняется и самоидентификация человека. Вначале его «я» — это тело, затем – эмоции, затем – эго и его желания, затем возникают социальные роли. Однако, чем дальше взрослеет человек, тем неопределеннее становятся моменты смены его самоидентификации, ключевой мотивации поступков, базовой ценности и т.д. Не случайно, динамика развития личности хорошо известна и описана в возрастной психологии от младенческого возраста лишь до возраста прохождения экзистенциального кризиса середины жизни. Дальше, как правило, следуют общие фразы про адаптацию к старению организма (см. подробнее «Возраст и возрастная периодизация развития»). Организм стареет по вполне определенной программе, но вот психика реагирует на это по-разному. Кто-то одухотворяется, все меньше отождествляясь с прежними атрибутами своего эго, кто-то, напротив, сживается с любимой социальной ролью, а разговоры о духовности относит к психическому расстройству, наконец, кто-то и вовсе впадает в уныние и депрессию по поводу приближения развязки, оставаясь в душе инфантом. Гуманистические направления психологии исходят из примата актуализации самости, как базового тренда развития человеческой психики. В нем программы психического роста, подобно ступеням ракеты, выводящей ее на орбиту, отрабатывая, поднимают уровень человеческой осознанности все выше и выше (подробнее см. эссе «Психология эволюции или эволюционная психология?»). Первыми включаются механизмы психики, обеспечивающие выживание организма на уровне инстинктов. Затем — механизмы, обеспечивающие выживание человека в социуме и формирование его эго, а затем и личности. Они формируют импринты поведения. Наконец, высшие функции психики, призванные актуализировать человеческую самость и пробудить его духовный потенциал к плодоношению, запускаются лишь при условии возникновения соответствующих мотиваций роста. К моменту их запуска, человек, подобно ракете, должен быть максимально облегчен, что в психологии соответствует максимальной свободе от любых обусловленностей. Тенденцию закономерной смены потребностей один из основоположников гуманистической психологии, Абрахам Маслоу сформулировал в виде иерархии потребностей, которая легла в основу его ростовой модели развития личности.
Не секрет, что подходы гуманистической психологии к самоактуализации личности – ни что иное, как трансляция древнейших духовных учений востока на современный уровень восприятия западной цивилизации. Действительно, в теистических религиях (Христианство, Ислам, Иудаизм) и атеистических духовных учениях востока (Суфизм, Буддизм, Даосизм), так или иначе, присутствует идея раскрытия в человеке его трансцендентного (божественного) потенциала (см., например, Е. Торчинов «Религии мира. Опыт запредельного»). В христианстве она выражена в обретении праведниками божьей благодати и вступлении в царствие небесное за порогом смерти. В восточных учениях о духовном пути она связана с представлениями о просветлении (Нирване, Сатори) еще при жизни. По-сути, даже методы достижения духовного пробуждения совпадают, различается лишь терминология. То, что психологи называют свободой от обусловленности, буддисты называют освобождением от привязанностей. Внутренний ребенок у Юнга – аналог блаженности в христианстве. Этапы, личностного роста от обретения эго до его постепенного преодоления на пути к целостному восприятию были известны посвященным с глубокой древности (подробнее см. эссе «Древнее учение Толтеков как предтеча современных трансперсональных направлений в психологии », «Старшие Арканы Таро в контексте психологии эволюции и духовного пробуждения»). Целью духовного пробуждения, выражаясь языком современной психологии, было преодоление в себе эго, как центра двойственного восприятия и источника всех привязанностей. Даже пути достижения этой цели, выраженные в этических нормах жизни, во многом совпадают (см. например обзорную работу Р. Уолша «Пути за пределы эго»). Не случайно, восточные практики духовного роста, основанные на медитации и йоге столь популярны сейчас во всех направлениях трансперсональной психотерапии. Все это позволяет пересмотреть древнейшие восточные учения о тонких энергиях и чакрах, через которые происходит энергообмен между землей человеком и космосом, с позиции современных направлений гуманистической психологии и, прежде всего, с позиции психологии эволюции.
Энергообмен человека с вмещающим его миром на полевом уровне был известен посвященным еще в глубокой древности. Маги и шаманы архаичной эпохи (до возникновения первых теистических религий) достигали изменённых состояний сознания, намеренно модифицируя энергетический режим восприятия (смещая точку сборки). Подробнее об этом см. эссе «Древнее учение Толтеков как предтеча современных трансперсональных направлений в психологии. Внутренняя алхимия древних даосов основывалась на идее о трансформации энергии жизненной силы в энергию универсальной (космической) силы. Наконец, традиционная китайская медицина, насчитывающая более двух тысяч лет, фокусировалась на изучении эфирного тела и поддержании его в гармонии с физическим телом. Полевой энергообмен на уровне тонких энергий «Ки», («Ци» – в китайской транскрипции) стал основой её практик (Айкидо, гимнастика цигун) и целительства (акупунктура в Китае, суджок-терапия в Корее, точечный массаж Шиацу в Японии). Индийские йоги называют эту тонкую энергию праной, а практики полевого энергообмена (дыхательные практики) — пранаямой. Все эти школы основывались на представлении о человеке, как о многоуровневой энергетической сущности, потенциально способной к энергообмену с вмещающим его миром на каждом из своих полевых тел. Есть все основания полагать, что эти представления основывались на переживании (если хотите – видении) внутренних энергий, циркулирующих, в том числе, и на уровне самого грубого, материального тела. Энергетическое тело человека в представлении видящих, описывалось, как овальный кокон, сплошь состоящий из сплетения нитей, постоянно меняющих свое положение и яркость. Здесь, на энергетическом уровне, человек воспринимался ими в неразрывной связи с вмещающим его глобальным энергетическим полем Сознания. Сообщалось также об устойчивых вихре-подобных образованиях, чакрах (от санскритского «колесо, веретено»), распределенных вдоль вертикальной оси, проходящей вблизи позвоночного столба и, наконец, — о самой яркой точке (точке сборки), фокусирующей все входящие и выходящие из энергетического кокона нити. Считается, что вдоль оси позвоночника проходит основной энергетический поток (главный канал), питающий вторичные ответвления, подобно тому, как ствол дерева питает его ветви, а вихре-подобные сгущения ассоциируются с локальными центрами энергообмена – чакрами . Считается также, что положение и светимость точки сборки определяют то, как человек воспринимает себя в мире и мир в себе (подробнее здесь).
Можно спорить о том, является ли описанная картина отражением субъективного опыта видящих магов или плодом визуализации медитирующих йогов. Так или иначе, энергетические меридианы, главный канал, чакры и точка сборки являются атрибутами многоуровневого, полевого представления о человеке в оккультной традиции, которая и до сей поры лежит в основе биоэнергетики, китайской полевой медицины и т.д.
В разных эзотерических традициях различают разное число локальных энергетических центров, аккумулирующих входной и выходной потоки энергии и питающих тонкие тела человека. В древнеславянской традиции выделяли 37 таких центров, из которых 9 определяли в качестве главенствующих. В Индии и Китае принята семичакровая структура центрального энергетического канала, которая связывает все тела человека с Землей и Космосом через восходящий и нисходящий потоки соответственно. Эта система легла в основу классического оккультного учения о семи телах и семи уровнях энергообмена великой триады Земля – Человек – Космос:
- Физический (вещественный) – Муладхара (Чакра Земли);
- Эфирный (витальный) — Свадхистана (Чакра Воды);
- Астральный (эмоционально-чувственный) – Манипура (Чакра Огня);
- Ментальный (мыслительный) – Анахата (Чакра Воздуха); ;
- Казуальный (причинный) — Вишуддха (Чакра Эфира);
- Будхический (духовный) — Аджна (Чакра третьего глаза);
- Божественный (высший или монадный) — Сахасрара (Чакра Короны).
Каждому уровню ставится в соответствие одноименное тело и чакра, которая с ним связана. Первые четыре тела считаются смертными, и лишь последние три – существуют вечно. Заметим, что, согласно расшифровкам известного санскритолога Кристофера Уоллиса, описанная семичакровая система энергообмена взята не из священного писания, а из трактата Пурнананда Яти, 1577 г. Это подтверждает мысль о том, что чакральные системы больше нормативны, чем образны. Так, например, в учении Гурджиева тонких тел человека всего четыре, и бессмертным является лишь последнее – «Истинное Я». Поскольку основная цель данного обзора — трактовка древних учений о тонких телах с позиций современных положений об энергообмене человека с окружающей средой и, связанной с этим, эволюции в его психики, представляется уместным ограничиться пятью уровнями (телами) за счет объединения Казуального-Будхического и Божественного планов в единый, Бессмертный (Высший) план. Действительно, ни одно из современных направлений психологии личности (включая трансперсональную психологию) не может сказать ничего определенного по поводу состояния психики людей, достигших нелокального уровня восприятия, хотя бы потому, что таких, духовно пробужденных людей, крайне мало. Кроме того, пять уровней энергообмена проще соотнести с пятью ступенями в иерархии потребностей А. Маслоу.
Ступени развития человеческих потребностей и уровни соответствующего энергообмена
Цель жизни человека, в парадигме гуманистической психологии состоит в реализации им своего врожденного потенциала (актуализации самости), включая все свои способности и таланты. Реализуя свой потенциал, человек движется ко всё большему расширению диапазона спектра, доступного ему сознания и, как следствие, — полному познанию себя, в процессе которого происходит его духовное рождение. Конкретизируя этапы актуализации самости в модели личностного роста, А. Маслоу выделил пять уровней потребностей, объединенных им в так называемую Пирамиду Потребностей Маслоу (см. рисунок).

Чакры энергообмена (слева) и потребности роста личности в соответствии с иерархией А. Маслоу (справа)
Потребности двух нижних уровней Маслоу относил к дефицитарным, третий уровень потребностей отмечен им как промежуточный, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые мета-потребности (потребности в духовном росте). В соответствии с этой иерархией, А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотиваций. Согласно ему движение на более высокий уровень потребности происходит в том случае, если в основном удовлетворены все потребности низших уровней. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством. Последователи гуманистической парадигмы в психологии дополнили теорию личностного роста Маслоу идеей возможности возврата к реализации потребностей нижнего уровня и повторного прохождения ступеней иерархии потребностей. Так в Спиральной Динамике К. Грейвза отмечается, что в определенных жизненных ситуациях (кризисных обстоятельствах) человек может опуститься на уровень выживания, и тогда на первый план его жизни снова выйдут дефицитарные потребности. Но, однажды вкусивший зов метапотребностей человек, вернется к ним, как только удовлетворит свои потребности выживания.
Людей, достигших уровня метамотиваций в личностном росте, как следует из анализа социальных исследований (см. например Магун В.С. и Руднев М.Г., «Базовые ценности россиян и других европейцев»), на много меньше, чем тех, кто руководствуется в жизни дефицитарными потребностями. Даже в старших возрастных группах, где сконцентрированы люди, которые должны были так или иначе преодолеть все экзистенциальные кризисы взрослости, как показывают наши исследования, доля самоактуализирующихся личностей не превышает 20-ти процентов. Качественно эту тенденцию отражает треугольник Маслоу, направленный вершиной к мета-потребностям. Чем ближе к вершине, тем меньше площадь фигуры соответствующего цвета. В пределе, фигура вырождается в точку, а её площадь стремится к нулю. Причины этого обсуждаются в эссе «Психическая эпидемия тотального потребительства». Здесь мы поговорим о следствиях, которые наглядно выражены в динамике энергообмена Земля – Человек – Космос (подробнее об этом см. эссе «Духовное рождение как трансформация энергообмена»). Но прежде рассмотрим каждую из чакр, включённых в центральный канал с позиции, рассматриваемой здесь, пятиуровневой структурой энергообмена.
1. Муладхара (Чакра Земли) расположена в самом низу позвоночного столба (на уровне копчика). Это основной центр накопления энергии, отвечающий за выживание организма. Энергетическими вибрациями Муладхара-чакры в основном подпитывается энергетика физического тела. В классической, семичакровой традиции она соотносится с древнейшей составляющей восприятия – обонянием, красным цветом и с нотой «до». При нормальной работе Муладхара позволяет поддерживать максимальный иммунитет и жизненную активность, дает ощущение безопасности и уверенности в своих силах. Наоборот, при ее блокировке возникает чувство беспокойства. Если физиологические потребности, обеспечивающие выживание организма в окружающей среде не удовлетворяются, то эта чакра, будет, как набат, оповещать об опасности пока человек не удовлетворит их. Считается, что это чакра открывает портал восходящего потока энергии связывающей человека с тонкой энергетикой Земли.
В иерархии потребностей этому, самому низкочастотному (красному) уровню энергообмена соответствуют базовые, дифицитарные физиологические потребности в выживании – питье, еда, безопасность. В психологии эволюции – это энергоснабжение программ орального и частично анального контуров физиологического выживания (подробнее см. Р.А.Уилсон «Психология эволюции»).
2. Свадхистана (Чакра Воды) расположена в области лобка. Отвечает за потенциал сексуальной энергии. Энергетическими вибрациями Свадхистана-чакры в основном подпитывается энергетика эфирного (витального) тела. В классической, семичакровой традиции она соотносится с восприятием вкуса, оранжевым цветом и с нотой «ре». Считается обителью Ахамкары (эго). Ее задача — питать вечное притяжение противоположного пола. Энергетические блокировки на этом уровне возникают из чувства страха утраты возможности насыщения этой потребностью. Открытая Свадхистана — это умение проявлять сексуальность и получать чувственное удовольствие от жизни. Однако, чрезмерное потребление энергии на этом уровне смещает эмоциональный настрой и физиологические потребности в сторону получения все большего телесного наслаждения. Закрытая Свадхистана проявляется прежде всего в сексуальных дисфункциях, следствием которых могут быть наркотические зависимости, депрессии и безрадостные потакания различным излишествам.
В иерархии потребностей этому уровню энергообмена соответствует, прежде всего, дефицитарная потребность в сексуальном удовлетворении, а также связанные с ней потребности в физическом здоровье и получении телесных наслаждений. В психологии эволюции – это энергоснабжение программ сексуального и социального контуров физиологического и социального выживания (подробнее см. Р.А.Уилсон «Психология эволюции»)..
3. Манипура (Чакра Огня) находится в области солнечного сплетения. Отвечает за усвоение грубой пищи и жизненной энергии (праны). Энергетическими вибрациями Манипура- чакры в основном подпитывается энергетика астрального тела. В классической, семичакровой традиции она соотносится со зрительным восприятием, желтым цветом и с нотой «ми». Считается средоточием силы, сконцентрированной на нашей эгоцентричности. Открытая Манипура — залог сильной воли. Она поддерживает наше стремление к стабильности зоны психологического комфорта. Чрезмерная энергия на этом уровне приводит к агрессивности и жажде быть первым среди себе подобных. Когда ее энергии достаточно, — человек обретает самоконтроль и уверенность в себе. Наоборот, недостаток энергии, т.е. блокировка Манипуры вызывает недостаток воли к защите себя и своей семьи, к выполнению своих намерений. Закрытая чакра огня проявляется в подсознательном ощущении собственной слабости, незначительности, шаткости жизненных установок. В хроническом варианте это формирует в подсознании комплексы неполноценности, которые нередко проявляют себя во вспыльчивости, постоянном желании доказывать окружающим свою правоту, силу и уверенность (все то, в чём человек на самом деле сомневается).
В иерархии потребностей уровню Манипуры соответствует дефицитарная потребность в стабильности, в признании социального статуса, в самоуважении. В психологии эволюции – это энергоснабжение программ семантического и коммуникативного контуров адаптации и выживания в социуме (подробнее см. Р.А.Уилсон «Психология эволюции»).
4. Анахата (Чакра Воздуха) расположена на уровне сердца. Отвечает за эмоциональность, общение, способность отдавать и принимать любовь. Это чакра энергетического гомеостаза — равновесия между низкочастотными, витальными энергиями и высокочастотными, духовными энергиями. Энергетическими вибрациями Анахата — чакры в основном создается ментальное тело и, в меньшей степени, астральное тело. В классической, семичакровой традиции она соотносится с осязанием, зеленым цветом и с нотой «фа». Анахата — это центр сострадания, заботы и милосердия. Здесь, по сути, находятся ворота в надличностное мироощущение, при котором мотивирование заботой о себе сменяется мотивом заботы о любимом человеке/существе. Именно этой энергией питается первое из трансперсональных проявлений человека – эмпатия. Открытая Анахата дает чувство бескорыстной любви к ближнему и в пределе — ко всему живому на Земле. Закрытая Анахата заставляет человека «вариться в собственном соку», пребывать в состоянии постоянного недовольства окружающими и невозможности прощения кого-либо. Тогда слова «я тебя люблю» принимают смысл «я тебя хочу» или «я в тебе нуждаюсь». В случае избытка энергии в этой чакре не редко наступает эмоциональный перекос в сторону жертвенности. Соответствующая личность («Помощник» в типизации личности по Эннеаграмме ) на самом деле подпитывает свое, все еще сильное эго сознанием своей самоотреченности.
В иерархии потребностей уровню чакры Воздуха соответствуют первые метапотребности: в дружбе, в любви и в сопричастности. В психологии эволюции – это энергоснабжение первых мета программ сознательной эволюции – нейро-соматического и нейро-генетического контуров (подробнее см. Р.А.Уилсон «Психология эволюции»).
5. Чакра Третьего глаза (Света) объединяет верхние три чакры классической, семичакровой традиции. Условно привязана к уровню межбровья (шишковидной железы в мозгу). В рассматриваемой структуре чакр она ответственна за духовный аспект человеческого существа, за его связь с глобальным энерго-информационным полем Сознания (Мировым Разумом). Энергетическими вибрациями чакры Третьего глаза питаются нетленные тела человека: будхическое, атмическое и монада. Она соотносится с трансперсональными уровнями восприятия оттенками синего и фиолетового цветов. Открытие этой чакры позволяет получить доступ к нисходящей тонкой энергии Космоса, которая питает актуализацию человеческой самости во всех ее возможных направлениях: избавление от теней и масок, спрятанных в подсознании; реализация потенциалов творчества; самопознание на внутреннем пути духовного пробуждения; обретение свободы от эгоцентричного восприятия мира. При полном открытии чакры третьего глаза человек обретает духовное рождение. Однако сохранение устойчивого целостного восприятия требует максимальной степени отрешенности и гармонии. Дисбаланс энергий на этом уровне легко заводит человека в тупики духовного пути и разочарования в нем, грозящие сильнейшими экзистенциальными кризисами и соматическими расстройствами.
В иерархии потребностей уровню этой высшей чакры Третьего глаза соответствует метапотребность в духовном рождении, которая выражает себя в жажде целостности (интегрировании в себе великой триады Земля – Человек – Космос ). Причем, в отличие от религиозного чувства, рождающегося на стыке дефицитарных потребностей выживания и безопасности с метапотребностью в самоидентификации, потребность в целостности это чисто духовный зов (зов к воссоединению со своей высшей, божественной природой). В психологии эволюции – это энергоснабжение последней мета программы сознательной эволюции – обретения нелокального «я» (подробнее см. Р.А.Уилсон «Психология эволюции»).
Даже формальное сопоставление функций чакр с иерархией потребностей Маслоу наводит на мысль о тесном соответствии в динамике включения программ развития психики и открытия соответствующих порталов, питающих их тонкой энергией. Не случайно, традиционно используемые цветовые гаммы чакр — от красного снизу, через желтый, к сиреневому вверху – и потребностей в иерархии — от дефицитарных к метапотребностям — полностью совпадают (см. рисунок).
В самом деле, психические программы выживания (оральный и анальные контуры) включены у человека с момента его рождения. Эти древнейшие психические механизмы заложены в его геном в качестве инстинктов, которые удовлетворяют дефицитарные потребности базового (красного) уровня . Не удивительно, что согласно учению о семи-чакровой структуре центрального энергетического канала, человек рождается с открытой корневой чакрой Земли (Муладхарой), входным порталом для восходящего потока энергообеспечения жизнестойкости физического тела. Оптимального раскрытия корневая чакра достигает обычно к семи годам. Далее, с интервалом примерно в семь лет последовательно открываются остальные нижние чакры: Свадхистана (к 14-ти годам), Манипура (к 21-му году) и Анахата (к 28-ми годам). Кроме программ физиологического роста организма, они обеспечивают энергией психические программы выживания человека в социуме, формирование его эго, а затем и личности. Одновременно формируются импринты поведения, направленные на удовлетворение дефицитарных потребностей верхнего (оранжево-желтого) уровня, которые, как правило, не осознаются человеком. Наконец, метамотивации и связанные с ними метапрограммы сознательной эволюции психики, призванные актуализировать человеческую самость и пробудить его духовный потенциал, запускаются лишь при условии удовлетворения всех дефицитарных потребностей. Залог их успешного запуска и отработки – поступление в главный канал нисходящей тонкой энергии через открытую чакру Воздуха (Анахату). По мере реализации метапрограмм начального уровня должна все больше открываться чакра Третьего глаза, приближая человека к его духовному рождению (подробнее об этом см. эссе «Духовное рождение как трансформация энергообмена »).
Как энергообмен человека определяет его характер
Человек в энергетическом смысле подобен свирели. В зависимости от комбинации зажатых и открытых отверстий музыкант творит мелодию. Свирель же, выпуская из себя поток воздуха, при помощи комбинаций выходных отверстий издает тот или иной звук. Если мысленно оторвать свирель от творца мелодии, то возникнет иллюзия, что мелодию рождает именно инструмент. Нечто подобное происходит и с человеком, пребывающим в ловушке двойственного восприятия. Он тоже актуализирует свой внутренний мир (характер) в зависимости от степени открытия чакр, питающих его тонкие тела энергией, порожденной «Творцом неуловимой музыки». Но, если на начальных стадиях роста человека и развития его психических свойств, порядок и степень открытия клавиш «человеческой свирели» целиком задан Природой («Творцом»), то дальнейшее её звучание все в большей степени определяется уже самой «свирелью», со-творящей мелодию собственной Судьбы.
Как это происходит?
Для ответа на этот вопрос удобно вернуться к понятию об уникальной точке энергетического кокона человека, в которой по свидетельствам видящих, фокусируются все, питающие тонкие человеческие тела, потоки энергий. Согласно нагуализму это место именуется точкой сборки. Именно здесь формируется в любой момент жизни (в том числе и во сне) человеческое восприятие, т.е. та часть феноменального поля перцепции, которая распознается мозгом и категоризируется им в качестве целостного образа (т.е. осознается). Именно здесь, в точке сборки, блокируются, не доходя до сознания человека, значительные зоны как внешнего, так и внутреннего поля перцепции, а те, что проходят дальше на уровень осознания, — «окрашиваются» («озвучиваются») согласно сочетанию уровней амплитуд и вибраций, полученных на выходе из всех «включенных» на данном этапе жизни чакр. Если понимать осознание, как трансляцию, всей доступной на данный момент мозгу информации на язык образов и категорий, то точка сборки играет роль уникальной для каждого человека, перцептивной матрицы-редуктора, отсекающего все то, что не может быть распознано не вызывая когнитивного диссонанса . Действительно, человек, на уровне тонких тел подключенный к глобальному энерго-информационному полю Сознания, нуждается в предохранителе от перегрузок (в том числе психических). Именно поэтому спектр, осознаваемого в обычном (бодрствующем) состоянии, человеческого сознания составляет лишь малую зону от того диапазона, который человеку потенциально доступен. Можно резюмировать, что в точке сборки, энергетика тонких тел человека конвертируется в его психическую энергию, свободную от перегрузок.
Ошибкой было бы полагать, что подсознание вообще не участвует в формировании полимодальной (по всем органам восприятия) картинки, составляющей содержание человеческого сознания в любой момент его бытия. Известно, что одну и ту же ситуацию человек будет воспринимать совершенно по-разному в зависимости от своей «внутренней погоды». Если его переполняют радостные эмоции, то он видит все «в розовом цвете», если — наоборот, грустные, то и картинка будет серой и блёклой. Сочетание открытых и закрытых чакр, блоки в потоках тонких энергий, формирующие психологические зажимы, как раз и будут формировать «светофильтр» человеческого восприятия. Порядок же открытия чакр, как мы показали, не случаен. Чем дальше от физического рождения человека, тем в большей степени этот порядок определяется потребностями и мотивациями человека (т.е. текущим уровнем самоотождествления, приоритетами, целями и т.д.). Вот и выходит, что каждому возрасту – своя картинка себя в мире и мира в себе. Не случайно, индийские пандиты, исходя из классической семичакровой модели энергообмена, пришли выводу, что человек может занимать семь позиций вокруг одного и того же вопроса в зависимости от того, какая чакра вносит наибольший эффект в его энергообмен.
Можно с уверенностью утверждать, что древние знания о глубинных мотивациях человеческих проявлений (например, школа расшифровки Эннеаграмм, берущая истоки в суфийской традиции) основывались именно на эзотерических учениях о чакрах и тонких телах человека. Ниже мы приводим в краткой форме типизацию характеров, основанную на тонкой энергии, доминирующей при сборке человеческого восприятия из доступного ему феноменального поля перцепции (подробнее см., например, здесь).
Красный характер формируется в человеке, если в точке сборки доминирует энергия, приходящая из корневой чакры Земли (Муладхары). «Красный человек» будет оценивать ситуации и воспринимать внешний мир с позиции интересов тела, поскольку целиком с ним отождествлен. Его приоритеты и мотивации подчинены исключительно дифицитарным потребностям, главной из которых является потребность в безопасности. Поэтому основное подсознательное чувство такого человека – страх смерти. В зависимости от эмоционального состояния и уровня физиологического тонуса он может породить как агрессию (высокий тонус), так и панику, переходящую в депрессию (низкий тонус). Первоочередная задача «красного человека» это — выживание: найти жилье, научиться жить самостоятельно, найти способ заработать на жизнь, и т.п. Его удовольствия тоже концентрируются вокруг тела. Люди, воспринимающие мир через «красный светофильтр» сборки, озабочены физической активностью, иногда переходящей в агрессивность и соревновательность. Из таких людей получаются неплохие спортсмены. В круговороте решения проблем выживания и получения телесных удовольствий у них постепенно формируется «красная» зона психологического комфорта. И тогда «красная стадия развития» психики может затянуться на всю жизнь. Если же человеку удается вырваться из этого круговорота, то он становится самостоятельным и независимым, а страх смерти все реже навещает его.
Оранжевый характер формируется под воздействием подсознательно доминирующей сексуальной энергии. «Оранжевый человек» — это стихийный гедонист. Он отождествлен со своими эмоциями. Для него все, что приносит удовольствие и наслаждение, является главной мотивацией и окончательной ценностью. Удовлетворение потребности в удовольствиях порождают потребности в еще больших удовольствиях. Так формируется ненасытное эго. Главный страх «оранжевого человека» – сексуальная несостоятельность. Впрочем, по мере снижения гормональной активности, сексуальные удовольствия могут замещаться другими, не обязательно телесными. «Оранжевый человек» любит стильно одеваться, во всем проявлять шик, услаждать вкус изысканной едой, а слух — всевозможной попсой. Так же, как и человек «красного характера», этот тип человека не притягивается духовными ценностями, в лучшем случае считая их чудачествами. Выход из соответствующей «оранжевой» зоны психологического комфорта предопределяется физиологическими причинами – невозможно постоянно жить одним сексом, вкусной едой и громкой музыкой. Проблема в том, что туда его загоняют творцы общества потребления, для которых инфантильная психика в сочетании с философией гедонизма – идеальное коллективное бессознательное. Видимо, поэтому число людей, пополняющих этот психо-социальный слой общества, постоянно растёт за счет массового манипулирования сознанием и блокирования естественных программ дальнейшего развития психики. Подробнее об этом см. раздел «Устойчивость к манипулированию».
Желтый характер формируется под влиянием доминирующей в подсознании жизненной энергии — праны. «Желтый человек» -это состоявшийся эгоцентрист. Он отождествлен со своими амбициями и стремлением к успеху. Для такого человека крайне важен его эмоциональный настрой и сила воли. Основные его потребности лежат в плоскости социального статуса. Здесь он самоутверждается и черпает силы для несокрушимого оптимизма и веры в свои возможности. Главные социальные роли «желтых людей» — успешные политики, бизнесмены, деятели науки или искусства. Ключевым для них является слово успех. Такие люди, в случае реализации своих амбиций, харизматичны. Из них получаются хорошие лидеры групп и центры притяжения внимания противоположного пола. На другой чаще весов успеха лежат кризисы доверия и самоуважения. Если «желтый человек» не удерживается на волне успеха, то падение его бывает жестким, порою суицидальным. Потребность в самоуважении и вере в себя иногда принимает формы фанатизма. Для таких людей большую опасность представляют экзистенциальные кризисы середины жизни, предназначенные самой природой для преодоления человеком собственного эго. Реверс от обожествления себя до полного самоуничижения легко приводит человека к религиозному фанатизму. «Человек понимает Священное Писание лучше, когда он ненавидит себя» заметил Паскаль. О таких людях Эрик Хофер писал в своей книге «истинноверующий», как о социальном слое наиболее подверженном манипулированию сознанием. Такой психологический провал легко объясним с точки зрения полимодального энергообмена. Действительно, переход от дефицитарных мотиваций к метамотивациям должен сопровождаться открытием чакры Воздуха (Анахаты), которая позволяет человеку легко преодолеть в себе притяжение эго за счет прорастающих в его психике ростков трансперсонального восприятия (эмпатии, милосердия, сострадания и т.д.). Если же в силу каких-то причин Анахата остается закрытой, то полевая энергия восходящего потока Земли, предназначенная ей, начинает аккумулироваться ниже, в Манипуре, еще больше усиливая созревшее эго. В сочетании с возрастными изменениями, приводящими к кризису середины жизни, все это вызывает описанный выше дисбаланс и сублимацию энергии эго в энергию самоуничижения.
Зеленый характер формируется на базе перехода от дефицитарных к метапотребностям. Это период взвода духовного пробуждения и перехода от эгоцентричного мировосприятия к этноцентризму. Человек, питаемый сердечной чакрой Воздуха, перестает отождествлять себя со своим телом, желаниями и эмоциями. Он еще не преодолел притяжения собственного эго, но его все больше заботит его окружение. Так проявляют себя метапотребности в бескорыстной любви и служении надличностным интересам. Зеленый «светофильтр» точки сборки придает восприятию ореол доброжелательности, доходящей в пределе до всеобъемлющей любви. Люди, дошедшие в эволюции своей психики до этого уровня, обычно уже пережили все свои экзистенциальные кризисы и потрясения. Они спокойны и умиротворены. Они излучают любовь и милосердие вокруг себя. Находясь на пороге духовного пробуждения, они все еще экстравертны и погружены в гущу жизни. Внутренний путь познания своей истинной природы их еще не захватил, но эзотерические идеи и духовные практики уже не вызывают у них такого отторжения, которым отличаются люди красно-оранжевого уровня. Слишком раннее открытие или чрезмерная проработка чакры Воздуха (Анахаты), особенно при блокировке высшей чакры третьего глаза, нередко приводит людей «зеленого» уровня к излишней экзальтированности и даже жертвенности. Так проявляется в них еще не преодолённое эго, которое питается энергией благодарности окружающих и восхищения самим собой.
Сине-фиолетовый характер формируется на базе духовного пробуждения, когда в человеке открывается высшая чакра третьего глаза и нисходящий поток космической энергии питает потенциалы метамотиваций человека. Это период активного роста высших тонких тел человека и перехода от этноцентризма к экоцентризму, а в пределе – к целостному восприятию. На этом этапе жизненного пути (взлет Духовного рождения) человеческое «я» должно быть растворено в глобальном поле Сознания («Атман сливается Брахманом» в терминологии буддистов, «Тональ превращается в Нагуаль» в терминологии учения Толтеков). Людей, дошедших в эволюции своей психики до уровня духовного пробуждения, крайне мало. Их малочисленность усугубляется еще и тем, что они, как правило, углублены в самопознание и не нуждаются в социальных контактах. Вместе с тем их духовное воздействие на окружающих так велико, что даже небольшое их число существенно меняет климат окружающего их социума в сторону поворота к одухотворенности. Впрочем, достижение такого состояния – это долгий и упорный процесс преодоления пути духовного восхождения, на котором человеческая психика должна быть фундаментально преобразована (подробнее об этом см. эссе «Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов»). Любые преждевременные скачки здесь чрезвычайно опасны. Ключевое слово молодежи XXI-го века – «Короче!». Сегодня Интернет пестрит призывами открыть чакры быстро и не напрягаясь (разумеется, не бесплатно). Если использовать аналогию рождения духовной сущности с рождением человеческого существа, то принудительное раскрытие верхних чакр и расширение спектра сборки сигналов восприятия может быть уподоблено прерыванию беременности и аборту духовного плода раньше требуемого срока. Более того, никакие внешние воздействия «мастеров по раскрытию чакр» не обеспечат целей духовного роста, а на уровне физиологии скорее повредят, чем помогут (см. подробнее, например, у Дэвида Фроули). О преждевременном раскрытии верхних чакр, еще в начале прошлого века предупреждала Е.И.Рерих в своей книге «Зловещие тайны глобализма в свете провозвестия новой эры» . Что касается попыток достижения измененных состояний сознания за счет принудительного сдвига диапазона сборки сигналов восприятия (например путем применения в «духовных практиках» психолелических средств), то оно чревато серьезными психическими расстройствами и даже гибелью (подробнее см. Ксендзюк А., После Кастанеды: Дальнейшие исследования, Раздел «Нагуаль внутри нас. Строение энергетического тела человека»). Всему свое время! Верхние чакры должны раскрываться нисходящему потоку энергии Космоса постольку, поскольку человек продвигается по пути сознательной эволюции своей психики.
Заключение
Как видно из приведенного краткого обзора, энергетический баланс тонких тел человека должен быть тщательно синхронизирован с уровнем его психического развития. Именно поэтому порядок и степени раскрытия его чакр совершенно не случаен. На каждом этапе жизни в них ассимилируется (задерживается) лишь та доля глобального энергетического поля Сознания, которая резонирует с его текущими потребностями. Доминирующая на каждом этапе жизни человека, внутренняя энергия определяет его мировосприятие («светофильтр» точки сборки). Так формируется личность и ее характер. Закономерные изменения, происходящие в человеческой психике на протяжении всей его жизни, очевидно, были известны и нашим пращурам в далёкой древности. Они отражены в древне-славянских и в восточных учениях о тонких телах и каналах, снабжающих их энергиями. В наше время эти древние учения трансформировались в направления гуманистической психологии. В этом смысле пирамиде человеческих потребностей в теории личностного развития Абрахама Маслоу по сути транслирует древнее учение о чакрах и тонких энергиях человека на язык современной психологии.
Что касается современных духовных практик, нацеленных на гармонизацию работы чакр (пранаяма, дыхательные упражнения, работа со звуком и т.д.), то они, по сути, есть ни что иное, как сознательное управление мотивацией наших поступков с целью преодоления эго и выхода на взлет духовного рождения. Следует, однако, быть осмотрительными в этих «благих намерениях» и не допускать фанатизма. Перераспределение потоков тонкой энергии между чакрами, должно быть строго синхронизировано с естественной сменой потребностей от материальных (дифицитарных) ко все более духовным (мета) потребностям.
Литература
-
- Безант А., Человек и его тела
- Генон Р. Великая триада
- Гурджиев Г.И. Человек — это многосложное существо (Раздел «Четыре тела человека»)
- Джагдиш С., Влияния и связи
- Кастанеда К. Учение Дона Хуана
- Ксендзюк А., После Кастанеды: Дальнейшие исследования (Раздел «Нагуаль внутри нас. Строение энергетического тела человека»)
- Магун В.С. и Руднев М.Г., Базовые ценности россиян и других европейцев
- Мантэк Чиа, Полная система даосских дисциплин для тела, ума и духа. Базовый курс
- Мардов И.Б. Путь восхождения
- Пучко Л.Г., Многомерная система «человек»
- Торчинов Е.,Религии мира. Опыт запредельного
- Уолш Р., Пути за пределы эго
- Уилбер К., Око духа
- Фроули Д., «Йога от А до Я»
- Хаксли О., Двери восприятия. Рай и Ад
- Хаксли О., Вечная философия
- Шереметьева Г.Б., Энергообмен
См. также эссе под рубрикой «Горизонты»:
- Эволюционная психология или психология эволюции?
- Духовный рост или деградация? На что и как мы можем влиять в своем личностном росте
- Ловушка двойственности восприятия
- Базовая метапотребность в развитии личности
- Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов
- Природа сознания или сознание природы?
- Древнее учение Толтеков как предтеча современных трансперсональных направлений в психологии
- Пути Познания Истины
- Буддизм XXI-го века – религия общества потребления
- Смыслы экстремальной ситуации в жизни человека
- Духовное рождение как трансформация энергообмена
См. также разделы Справочника :
- Вернуть утраченную целостность
- Гештальт-терапия — путь к психологической зрелости
- Структура и динамика личности в классическом психоанализе
- Гуманистическая психология
- Когнитивная психология
- Возраст и возрастная периодизация развития
- Возрастные кризисы взрослости
- Теория личности в гуманистической парадигме
- Холономная парадигма и трансперсональная психология
Добавить комментарий