Манипулятивная природа социума произрастает из его извечной внутренней неоднородности. На самой заре своего существование человеческое общество уже предполагало стратификацию по уровням (достатка, знаний, способности к защите и нападению и т.д.). Соответствующие границы предполагают возникновение различных, часто противоречащих друг другу корпоративных мотиваций и интересов.

Человеку внушают с детства, что общество не однородно. В нем есть «МЫ», которые включают тебя, и «ОНИ» (ДРУГИЕ), которые как минимум не такие, как «МЫ». Этими «МЫ» могут быть классы, нации, профессиональные и территориальные объединения. Но, чаще всего раздел интересов проходит по внутренним границам массового сознания, определяемым не социологией, но психологией масс.  Разделение на «МЫ» и «ОНИ» означает, что наряду с общечеловеческими ценностями (и изначальной ответственностью человека перед своей совестью) люди ориентируются еще и на групповые ценности-интересы (тем самым отчасти снимая с себя ответственность перед своей совестью). Поскольку социальные группы — по определению — образуются на основе общности интересов, эти последние у каждой группы обязательно имеют отличия от интересов тех «других». Причем консолидация в группах происходит на основе размежевания (самая прочная дружба – при общем враге!). Присоединением к определенной не обязательно структурированной социальной группе (массе) и  удовлетворяется первая из мета-потребностей личности — потребность в само-идентификации (см. подробнее / Маслоу, 1998 /). В замен, человек, становящийся членом «своей» группы, неизбежно и немедленно становится объектом управления со стороны ее лидеров, и следовательно подвергается социальному манипулированию. Далеко не всегда, такое манипулирование восходит до уровня бытийного и меняет жизненно ценностные установки личности, но определенное влияние на психику неизбежно оказывается.

Как это происходит?

Врожденная потребность человека в межличностном общении (интеграции, слиянии) подменяется потребностью в приобщении к некой целостности (причастности к некой «своей» социальной группе). Приобщение, в отличие от общения предполагает отчуждение (от прежней группы, уклада, ценностей и т.п.). Как правило приобщение предполагает некую инициацию («вступление в новую жизнь»). К. Г. Юнг отмечал,  что инициация имеет значение переориентации человека на новое материнское лоно /Юнг 1994, с. 155/. Так неявно, но неизменно, прочерчиваются границы между «МЫ» и «ОНИ». Если речь идет о бытийном манипулировании, то эти границы между группами разграничивают не только статусы, но и ценности, которые в пределах данной группы провозглашаются «истинными» или «общечеловеческими». Соответственно в альтернативных группах (у «Других») ценности оказываются фальшивыми. Так возникают предпосылки вражды и дальнейшего манипулирования.

Приобщаясь к группе и теряя свою индивидуальность, человек приобретает выгоды. В самом деле: гораздо удобнее жить без личной ответственности но по внятным предписаниям; получать подкрепление высокой самооценки в своих глазах; увеличивать свои полномочия и возможности (пример – власть бюрократии); общие лозунги, единая идеология в качестве внешних опор  заменяют внутренние стержни.

Одновременно с приобретениями идут и потери. Как следствие идентификации с группой человек перестает быть самим собой, но все больше становится жертвой социальной манипуляции. Останавливается духовный рост, иллюзии и взаимный обман становятся нормой жизни в социуме. «В толпе — замечает Г. Лебон — всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы» (см. Г. Лебон, Психология народов и масс, с. 69/).

С момента образования внутренне (на уровне массового сознания) однородной социальной группы и демаркации границы, отделяющей ее от других, в общем случае противостоящих, групп возникает проблема поддержания идентичности членов группы ее внутригрупповым ценностям или противостояния деструктивным внутригрупповым тенденциям. Гарантом целостности внутри каждой группы выступает ее авторитетный лидер, который, как правило, ассоциируется с носителем норм и выразителем ценностей. Этого избранника обличают ответственностью за всех членов группы, наделяя также властью над ними. Ему позволяют, более того — ожидают и требуют от него — ставить цели, и предоставляют себя в качестве средств, орудий осуществления стратегии своего развития. А чтобы лидер не смешивался с толпой, его наделяют особыми знаками отличия. Согласно Г. Бейтсону стартификация общества на группы и выделение в каждой из них лидера непременное условие его стабильности и развития. «Разрушь эту структуру — рушатся устои общества» (см. /Бейтсон и Бейтсон, Ангелы  страшатся. 1994, стр. 90/).  Каждая сторона в таком распределении социальных ролей считает себя в выигрыше, тогда как, на самом деле, — обе страдают от несбалансированного распределении ответственности и ограничения свободы.

Это не единственная иллюзия, порожденная манипулятивной природой социума. Разделение этнически единого народа на не совпадающие общности породило трудности взаимопонимания. Само понятие «другие» опирается на неявное игнорирование самой возможности альтернативного видения мира. Яркие примеры этого: религиозные и культурные барьеры между цивилизациями, иллюзорное занижение мудрости и нравственности древнейших культур, тенденциозное оценивание этнических меньшинств или оппозиционных объединений и т. п. Другими словами, порождая границы между социальными группами, человеческое общество создает основы для бытийного манипулирования своими членами.

Литература

  1. БейтсонГ., Бейтсон М.К.  Ангелы  страшатся.   Сокр.   пер.   с  англ.— М. 1994, : Технологическая  школа бизнеса,   — 216  с.
  2. Лебон Г., Психология масс. М. 1996.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  4. Юнг К., Архетип и символ. «Ренессанс», М., 1991, 188 с.

Публикация подготовлена редакционным советом ЦРЛ «Горизонты»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>