«Я не знаю, то ли я Чжуанцзы, которому снится бабочка, 
То ли бабочка, которой снится Чжуанцзы… » 

Чжуанцзы

 

СныСны открывают человеку окно в его подсознание, но не только… Одно из глубочайших психологических и философских следствий сновидческого опыта касается, как не парадоксально, природы мира бодрствования. В самом деле, если мы, не смотря на опыт пробуждения от сна, всякий раз, ночь за ночью, принимаем мир наших сновидений за нечто реальное, то, возможно, мы делаем то же самое с нашим обычным миром бодрствования. И если так, то как убедиться, что состояние бодрствования не является на самом деле сновидением? Тибетские буддисты утверждают, что нет таких признаков бодрствования, которые наверняка отличали бы его от сновидения.

Просыпаясь, мы мгновенно стряхиваем с себя эмоциональный плен сна, и возвращаемся к реальности со словами/мыслью: «это был всего лишь сон». Справедливо ли такое пренебрежительное отношение к посланиям из мира сновидений? В чем коренное отличие бодрствующего состояния сознания от сознания сна? Как работает мозг, погруженный в сон? Почему сновидение называют часто вратами, которым природа одарила человека для освобождения его из ловушки двойственного восприятия мира и возвращения в утерянный им мир целостности? Как исторически менялся взгляд на природу сновидений и почему современные направления трансперсональной психологии вынуждены все чаще обращаться к опыту древнейших восточных учений? На эти вопросы в краткой форме, со ссылками на первоисточники, отвечает эта статья.

Эволюция в отношении ко сну и сновидениям

В древности считалось, что сны ниспосланы богами. Шаманы и маги архаичной эпохи идолопоклонства и язычества использовали сновидения в лечебных целях и для предсказаний. Ни один военачальник не выдвигался в поход без толкователей сновидений. В Суфиийской философской традиции  сон рассматривался, как природный портал доступа человека к своему духовному источнику (Духовному Сердцу). Подобным же образом понимали сны и в древней Греции. Согласно древнегреческому философу Платону сны — это окна в высшие миры, и лишь греховная природа человека мешает последовательному их восприятию и правильному  пониманию. Чтобы увеличить вероятность общения с богами во сне, человеку предписывалось проводить очищающие ритуалы перед сном и засыпать в спокойной тихой обстановке. В Греции на острове Кос сохранились руины храма Асклепии. Здесь люди лечились снами. Фигура полубога Асклепия до сих пор вызывает споры. О нем Гомер писал, как о человеке, но, в приданиях он остается богом. Джулиан Джейнс считал, что в древности и само человеческое сознание сильно отличалось от нынешнего. В своей книге «Сознание и голоса разума»  он предполагает, что древние люди не имели современного типа сознания, а пребывали в гораздо более трансовом и автоматическом состоянии, подобном некой форме сновидения. Это перекликается с мнением о том, что древние греки, например, не обладали личностью в современном понимании этого слова. Их самоидентификация была сугубо мифической, а символика архетипов воспринималась реальностью в гораздо бόльшей степени, чем повседневная жизнь. Мифология полна сказаний о том. что во снах людям являлось будущее, сообщенное им их богами. Есть подтверждения в исторических записях об отношении к снам Ганибала, Софокла и Сократа (подробнее об этом см. в книгах Джозефа Кемпбела).  Карл Саган в книге «Драконы Эдема», исходя из прочтения Трагедий Эсхила «Прометей прикованный», также высказывает мысль, что эволюция сознания связана с выходом из сновидческого состояния.

Примерно с XVI-го века в Европейских странах сны больше не считаются божественными посланиями. Под влиянием философии Декарта и физики Ньютона возобладал рационализм. Сон рассматривался исключительно, как иррациональное проявление разума на отдыхе.

С победой ньютоно-картезианской парадигмы в науке, сны стали рассматриваться исключительно, как патология работы мозга. Вильгельм Вундт на волне успехов физиологии, решил заняться физиологией мозга, чтобы связать ее с психологией. Измеряя  некие физические характеристики мозга во сне, он пришел к выводу, что во сне, мозг теряет способность критически мыслить и свойство запоминать. Тихий стук во сне мог трансформироваться в грохот приближающегося локомотива, но через секунды после пробуждения наваждение сна рассеивается безвозвратно. Вундт объяснял такую трансформацию в мозге тем, что его энергия перераспределялась во сне с логики на перцепцию. «Сон — ворота в подсознание, которые в свою очередь ворота в психику».

К сожалению, современные западные культуры целиком погружены во все возрастающий темп жизни наяву. Они отгородились от времени сновидений и утратили способность его видеть. При этом, параллельно на Земле и до сих пор еще существуют древнейшие культуры, в традициях которых сновидение, воспринимается, как основополагающая реальность. Даосы, дзен-буддисты, Американские индейцы, Австралийские аборигены, адепты тантристской медитации и, наконец, мистики всего мира не считают мир сновидений бессознательным. Для этих людей чувственный мир сновидения представляет собой основополагающую реальность, предшествующую миру проявленному. Мир же бодрствования, загруженный шумом органов восприятия, рассматривается ими как иллюзорный в гораздо бόльшей степени. Американские индейцы племени Хопи связывают сновидение с силой «Великого Духа», Тантристы говорят о таинственной «Пустоте», Даосы называют их «Дао, невыразимым словами». Древний китайский мудрец Чжуанцзы упоминал о сновидении как о «Первичной Силе». По мнению австралийских аборигенов сновидение происходит в течение всего дня в наших тонких переживаниях, которые  слишком мимолетны, чтобы их ухватить, иррациональны, сноподобны, и трудно поддаются словесному выражению. Сновидение происходит все время, непосредственно перед тем, как возникают новые мысли и действия. Более того, именно они и являются глубинным, неосознаваемым источником проявленных мыслей и чувств (подробнее об этом взгляде на сновидения см. книгу Арнольда Минделла «Сновидение в бодрствовании»).

Представление о сновидениях, как о доступном каждому портале в нелокальное восприятие мира,  поддерживают столь многие духовные традиции, что есть все основания отнести его к одному из опорных элементов Вечной философии. Не удивительно, что современные направления трансперсональной психологии, переживающие бурный рост в последние два десятилетия, обратились к пересмотру классического «научного» скепсиса в отношении интерпретации сна и сновидческого состояния сознания человека. Точно также, как квантовые эффекты неопределенности пространственно-временной локализации и сцепленности элементарных частиц, заставили физиков пересмотреть парадигму первичности, так и феномены сновидческого сознания (вещие сны, нелокальное восприятие мира сновидений, осознанные сновидения) заставили трансперсональных психологов обратиться к вечной философии при их объяснении. Более того, на стыке квантовой физики и психологии возникло направление «квантовая психология», которое позволяет связать упомянутые древние традиции с новейшими достижениями в квантовой физике. Так появились квантовые теории сна и сновидений (см. например книги А. Минделла «Квантовый ум»  или Ф.А. Вольфа «Сновидящая Вселенная» ).

 

Сновидческое состояние сознания и подходы к его объяснению

Примерно треть жизни человек проводит во сне. Тем не менее, изучению сна и сновидений в науках о человеке до сих пор уделяется непропорционально мало внимания.  Большинство обзоров ограничивается характеристиками общеизвестных фаз сна, и общими фразами о его целительном потенциале для человеческого организма и психики. Глубочайший пласт древних учений о сновидениях, целиком относится к архаичным антинаучным подходам «тёмных веков». Лишь в последние два десятилетия наметился сдвиг официальной науки в сторону пересмотра отношения к «темноте» прошлых веков, и «слепоте» наших предков. В том числе и концепции сна и сновидения, стали предметом пристального внимания не только нейрологов, психологов, но и представителей королевы эмпирических наук, физики (см. например книгу Ф.А. Вольфа «Сновидящая Вселенная»).

Для начала обсуждения необходимо кратко перечислить общепринятые представления о природе сна и обсудить подходы к толкованию его феноменов.

Принято различать, как минимум две фазы, которые в течении ночного сна сменяют друг друга несколько раз. Глубокий, так называемый медленный сон  с характерными для трансового состояния сознания низкочастотными тета и дельта ритмами работы мозга за короткое время способен восстановить силы, а точнее пополнить энергетический запас человека. Следующая за ним фаза быстрого или парадоксального сна (стадия быстрых движений глаз – БДГ сон) способна гармонизировать состояние психики человека. Две этих фазы сна образуют цикл, продолжительность которого сокращается в течении ночи от 100 до 40 минут с постепенным увеличением фазы БДГ-сна. Не смотря на то, что около 80% сновидений зарождается в фазе медленного сна, обычный человек, разбуженный в момент прохождения через нее, как правило, не запоминает сновидений. Напротив, сновидения БГД-сна в коротком промежутке после пробуждения доступны для воспоминаний. Эту фазу сна часто интерпретируют как транзитную между обычным (бодрствующим) и сновидческим  состояниями сознания.

Оговоримся сразу, что определения этих состояний сознания, требуют, как минимум, определения понятия сознание, как такового, что само по себе представляет одну из фундаментальнейших проблем нейрологии, психологии и философии. Если исходить из материалистических позиций, т.е. принимать дуалистическую парадигму эмпирического познания (субъект-объектная дихотомия), то сознание – суть эпифеномен мозга, возникающий на определенном уровне сложности самоорганизации его нейронно-сетевой архитектуры, когда его обладатель (человек) становится способным к двойственному восприятию реальности и самоотождествлению себя с наблюдателем «объективного внешнего мира».  Если же придерживаться холономной парадигмы, то сознание является организующим принципом бытия и поэтому, не может быть определено. Подробнее об этом см. эссе «Ловушка двойственности», «Непознаваемое сознание: проблема сознания в философии и психологии» и «Природа сознания или сознание природы?». Здесь мы лишь ограничимся констатацией двух полярных воззрений на мир и человека, которые, так или иначе, определяют аксиоматику любого знания. В отношении к объяснению феноменов сна, тоже невозможно уклониться от принятия той или иной парадигмы. Не удивительно, что с позиции классической науки (Психо-физический редукционизм) сны и сновидения рассматриваются как «побочный продукт» мозговой деятельности в бодрствующем состоянии сознания. Объяснение же с позиции холономной парадигмы, возвращают нас к пересмотру древнейших традиций целостного восприятия мира и учений о духовных основах человека. Наконец, сторонники юнгианского (символического) подхода к объяснению сновидческого состояния сознания, занимают промежуточную позицию между этими полярными точками зрения. Кратко рассмотрим каждый из подходов.

Психофизический редукционизм

В основе такого подхода лежит представление о мозге, как о неком сверх-компьютере, генерирующим на базе синтеза входных сигналов органов чувств (поля перцепции) двойственную картину восприятия, которая ассоциируется с понятием «сознание» (подробнее см. «Непознаваемое сознание: проблема сознания в философии и психологии»).  Объекты восприятия в содержании сознания человека оказываются вписанными в некую целостную картину (гештальт), а субъект — неявно позиционированным относительно этой картины в пространстве и времени. Входные сигналы восприятия формируются соматической нервной системой человека, обслуживающей базовые психические программы выживания. В случае нормального функционирования организма, эти сигналы гораздо мощнее, чем сигналы вегетативной нервной системы, обслуживающей внутренние связи органов тела, поскольку они требуют немедленной обработки. Побочным, но крайне важным  результатом синтеза и анализа мозгом перцептивного поля, как отмечал Карл Роджерс, является формирование субъекта восприятия («Я-концепции»). Дело в том, что генерация пространства и времени происходит в мозгу.  Мы реагируем на сигналы,  поступающие из внешнего мира бессознательно. Собственно, осознание события и формирование картины происходит в мозгу с задержкой и лишь в том случае если пройден порог чувствительности воспринимающего канала, достаточный для запуска этого процесса. Задержка в осознании, согласно теории включения осознания Бенджамина Либета, составляет примерно полсекунды (огромный срок по масштабам нейронной скорости). Однако, мозг «возвращает» момент осознания назад, к перцепции. Либет назвал эту задержку «временем нейронной адекватности». Эта процедура называется соотнесением субъекта и объекта (стимула иннервации) по времени. Благодаря двум ушам и двум глазам, мозг способен примерно соотнести источник соответствующей перцепции в пространстве. Мы слышим шум мотора и примерно знаем откуда он идет. Это называется соотнесением субъекта и объекта (стимула иннервации ) в пространстве. Итак, осознание внешнего мира требует выполнения 2-х разделенных во времени событий:

  1. Сигнал от органов чувств должен прийти;
  2. Субъект и объект должны быть соотнесены в пространстве и времени.

Так в подсознании непрерывно формируется наше «я» и вмещающий его континуум пространства и времени («ловушка двойственного восприятия»).  Так формируется то, что психофизический редукционизм определяет, как бодрствующее состояние сознания или повседневное сознание.

В состоянии сна сигналы от органов восприятия поступают в мозг настолько ослабленными, что сигналы вегетативной нервной системы выходят на первый план. В этом случае, генерируемое мозгом сознание человека, сильно искажается. Во-первых, нарушается пространственно-временное соотнесение восприятия. Во-вторых, малейшие физиологические отклонения в организме могут транслироваться мозгом спящего в неадекватные образы. Как следствие, во сне нарушается непрерывность самоидентификации и ощущения пространства и времени. Появляются, характерные для сновидений, разрывы непрерывности по действиям, переживаниям, идентификациям и т.д. Этим, также объясняются появление беспокойных и бессвязных снов.

Сновидческое состояние сознания в психо-физическом подходе трактуется, как результат искажения бодрствующего. Не случайно, долгое время в классической психиатрии доминировала идея родства сновидений и психозов, так называемое «учение» об онейрическом бреде (от греч. oneiros – сновидение). Немецкий врач психиатр Вильгельм Гризингер (1817–1868) писал: «…нам кажется чрезвычайно полезной для общего понимания болезненных психических процессов аналогия сумасшествия с некоторыми сродными ему состояниями, именно со сновидениями и с горячечным бредом».

Основоположник классического психоанализа, Зигмунд Фрейд, пожалуй, был первым из психиатров, который нашел рациональное объяснение сновидениям и вывел сновидческое состояние сознания из разряда патологии. Классическое толкование сна и сновидений, предложенное Зигмундом Фрейдом в самом начале ХХ-го века, с полным правом можно считать первой редукционистской моделью. Фрейд использовал нейробиологическую модель своего времени. В ней нейроны, генерируют и разряжают электрические потенциалы. Сновидения по Фрейду возникают в ходе разрядки этих потенциалов, которые, в свою очередь, возникают как результат не реализованных и  подавленных желаний (не завершенных гештальтов), поступающих от Ид в поле внимания Эго. Таким образом, по Фрейду, сновидения реализуют разрядку подавленных желаний Ид, которые Эго регулярно «загоняет» в подсознание. Заметим, что модель, предложенная Фрейдом, закрепляет дихотомию «субъект-объект», как принцип функционирования психики. В ней Эго («Я») — субъект, Ид — («Не Я») — объект.  В этом смысле подход Фрейда находится в русле Ньютоно-Картезианского подхода классической эмпирической науки.

Еще более механистичны современные нейрофизиологические модели сна. Так, согласно Действенно-синтетической модели сновидений, выдвинутой в 1977 году Аланом Хобсоном и Робертом Маккарли, сон это ответ образы образующего мозга на бомбардировку его коры случайными электромагнитными сигналами. Они выглядят убедительными для мозга, поскольку не вызывают торможения со стороны сенсоров, которые ночью отключены. Таким образом, авторы полагают, что источник сна находится не в области психики, а в сенсорно-моторной системе, где практически отсутствует смысловое, эмоционально-чувственное содержание. Так называемые проблески трансперсонального восприятия, характерные для сновидения (структура «реальности», в которой пространство и время могут исчезать; элементы предвидения будущих событий; потеря самоидентификации) объясняются выпадением фазы соотнесения субъекта и стимула иннервации в пространстве и времени при работе мозга в сновидческом состоянии сознания.

Важно подчеркнуть, что при всей своей механистичности, модель сна Хобсона — Маккарли и модель включения осознанности Либета, формально не опираются на материалистическую парадигму вторичности сознания. В самом деле, человеческий мозг нигде в них не рассматривается в качестве генератора сознания, но скорее — приемника неких сигналов. Причем, если предположить, что источники этих сигналов могут поступать из внешнего мира, то нейрофизиологическая модель сна будет адекватна и в рамках холономной парадигмы с точностью до определения понятия «внешний мир». Так, если источником сна выступает коллективное бессознательное, то откликом мозга будут архитипичные образы согласно символическому подходу К. Юнга. Если же допустить, что мозг способен принимать сигналы в еще более широком спектре глобального энерго-информационного поля Сознания, то сновидения это попытка трансляции человеческим мозгом трансцендентного и невыразимого в доступных ему ментально-чувственных образах. Заметим, что и сам автор нейрофизиологнческой модели сна, Алан Хобсон допускал, что сон есть результат приема и попытки распознавания мозгом неких внешних (внетелесных) сигналов.

Рассмотрим символический и холономный подходы подробнее.

Символический подход Юнга

Великий швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг считал, что высвобождением психических потенциалов нерастраченных желаний по Фреду не может исчерпываться все многообразие палитры сновидческого состояния сознания у человека. Образы, возникающие в сновидениях, он связывал с универсальным, довербальным языком коллективного бессознательногоархетипами. Архетипы, по мнению Юнга аккумулируют в символической форме глубинные слои коллективного бессознательного, т.е. синтезируют не только опыт одного конкретного человека, но культурное наследие поколений, накапливаемое в течении эпох. В этом смысле они являются общечеловеческими довербальными прообразами. Именно архетипы, согласно утверждению Юнга, являются двигателями творческих импульсов человека и составляют основу снов.

В отличие от классической модели Фрейда, сновидения в подходе Юнга первичны, т.е. — не прекращаются и в бодрствовании. Однако они доступны для восприятия лишь во сне, поскольку в этом состоянии гораздо более мощный сигнал от органов чувств не поступает в мозг и не заглушает сновидения. Здесь уместна аналогия со звездным небом, которое при ясной погоде всегда доступно для наблюдения, но звезды видны на нем лишь ночью, когда яркий свет Солнца не мешает их различить. У Фрейда же сон был причиной появления сновидений. Эта разница в первичности принципиальна. Она позволяет поставить символический подход Юнга в один ряд с древнейшими учениями о снах и сновидениях, объединенными в рамках вечной философии. Отличие же символьного подхода Юнга от холономного подхода состоит в ограничении информационного поля Сознания коллективным бессознательным, откуда сновидения черпают свои символы.

Юнг выделял пять наиболее важных архетипов, которые в форме тех или иных символов постоянно являются человеку во снах: Эго, Персона, Тень, Анима-Анимус и Самость. Рассмотрим их кратко:

Эго представляет собой образ «я» во сне. Эго-персонаж во сне ведет себя, как правило, по схожим со сновидцем моделям поведения;

Персона, (или маска) — это образ человека, каким он себя представляет в социуме. Во сне этот архетип проявляется в символике одежды, косметики и других имиджевых атрибутах;

Тень связана с вытесненными чертами личности, которые она не хочет принимать в себе или не может отыскать в себе, и поэтому очень бурно реагирует на их проявление в окружающих. Во сне Тень может проявляться через предметы черного цвета, животных с темной шерстью, персонажей в черной одежде;

Анима-Анимус, как архетип женского и мужского начал и переживаний личности (Инь и Ян), выражают внутреннее восприятие мужчиной женского начала и женщиной мужского начала. Во сне их проявление может отражать отношение с противоположным полом в реальности.

Самость — наиболее насыщенный, многослойный и сложный архетип. Он выражает глубину духовной традиции, к которой принадлежит человек. Во сне этот архетип проявляется через атрибутику и символику именно этой духовной традиции: мандалы, святых, духов, космических кораблей.

Отметим, что символизм снов волновал Юнга не случайно. Его самому на протяжении долгих лет снился эпизод со схожим сюжетом, который каждый раз проигрывался по одинаковому сценарию. Герой сна нес в руке горящую свечу и шел навстречу сильному урагану. За героем следовал темный силуэт, от которого в ужасе приходилось уходить все быстрее. Главным во сне оказывалось желание сохранить огонь свечи, пройти через все опасности. Этот сон Юнг рассматривал как символическое отражение процесса самоидентификации — процесса обретения человеком самого себя, своего центра личности. Только сохранив этот символический огонь свечи, человек сможет установить баланс между сознательным и бессознательным, уравновесить две стороны своей личности, прийти к гармонии.

Холономный подход вечной философии

Эзотерические знания  питающие вечную философию и их трансляция в форме различных священных писаний и сакральных текстов явно или неявно базируются на идеалистической парадигме первичности Мирового Духа (глобальное поле Сознания), и множественности тонких миров в которых оно себя проявляет в соответствующих формах (подробнее см. Анни Безант «Эзотерическое Христианство»). По этой причине мы будем ассоциировать этот подход к миропониманию с Холономной парадигмой. По сути, все древние учения о сновидениях, упомянутые выше, явно или неявно исходят именно из этой парадигмы. В них сны — врата в высшие (тонкие) планы бытия, где человек, как проводник Мирового Духа (Сознания), развивает во время земной жизни свои тонкие тела – эфирное, астральное и ментальное.

Ниже мы очень кратко изложим теософское учение о тонких телах человека. Для более детального ознакомления с этим учением мы адресует читателя к статье «Эгрегоры и тонкие планы бытия».

Теософское учение о тонких телах человека

Теософское учение о тонких планах бытия базируется на энергетическом подходе к описанию мира, в котором его видимая (материальная) часть соответствует наиболее низкочастотной области спектра колебаний элементарных частиц, слагающих материю. Согласно этому учению любая материальная форма имеет духовное измерение, непрявленное (неявное) на материальном уровне. Чем выше осознанность формы, тем более она проявлена на более высокочастотных, нематериальных планах бытия, венчающихся высшим планом (нелокальным Источником творения), где все сущее присутствует в непроявленном виде потенциальных возможностей. Более тонкие планы (высокочастотные вибрации) бытия служат прообразами для менее тонких планов (грубых, низкочастотных вибраций). Так, например, эфирный двойник человеческого тела (см. ниже) является по сути матрицей, по которой оно построено.Тонкие планы нельзя представлять лежащими один поверх другого, подобно книжным полкам. Скорее они подобны матрёшке – т.е. находятся в одном и том же пространстве, проникая друг через друга. Такое представление было сформировано в древней духовной культуре человечества. В древнем индуизме (философия Санкья) высший план (нелокальный Источник творения) именуется Пракрити, в Буддизме — Шуньята (Великая пустота), в греческой философии — Великий Логос, в изначальном Христианстве — «Царство Божие», в Даосизме — Дао, в древнем учении Толтеков — Нагуаль. В конце XIX-го столетия оно распространилось и на современную западную культуру через теософическое учение о тонких планах бытия. В начале ХХ-го столетия это учение получило неожиданное обоснование в квантовой метафизике, где оно было обосновано уже в форме теории Декогеренции и Квантовой теории нелокальности (подробнее см. «Квантовая щель в метафизику»). Что касается энергетического представления о тонких планах (высокочастотных вибрациях) мироздания, то оно соотносится с современной теорией суперструн. Согласно этой модели реальности в масштабах расстояний порядка 10–35 м, то есть на 20 порядков меньше диаметра протона, структура материи уже не может быть представлена корпускулярно (т.е. как набор элементарных «кирпичиков»). На столь малых расстояниях  материя превращается в серию полевых стоячих волн, подобных тем, что возбуждаются в струнах музыкальных инструментов. Тонкоматериальные полевые продолжения биологических объектов являются на самом деле прообразами (матрицами), по которым собраны и функционируют их материальные образы. Существование тонкоматериальных матриц было предсказано в концепции морфргенетического (формообразующего) поля, предложенной в начале ХХ-го века австрийским биофизиком П.А. Вайсом и российским биологом А.Г.Гурвичем независимо друг от друга. Информационное по своей сути морфргенетическое поле, согласно этой концепции, содержит программы развития организмов, определяет последовательность образования отдельных клеток в пространстве и времени.

В классической теософской традиции выделяется семь планов бытия, распределённых по понижению частоты вибраций от высшего — Атмы (нелокальный Источник), до низшего — физического (материальный мир). Для обычного человека высшие планы бытия остаются невидимыми и неосознаваемыми в повседневном состоянии сознания, и лишь на физическом уровне он сохраняет полную осознанность. Здесь человеческих разум, погружённый от рождения в ловушку двойственного восприятия, отождествляет себя со своим смертным биологическим телом, которое представляется ему отделённым от окружающей его «объективной действительности». Но и обычный человек способен переживать эмоционально-чувственное и ментальное единство с окружением в моменты пиковых переживаний. Так люди, пережившие околосмертный внетелесный опыт, либо ясновидящие свидетельствуют о наличии у человека тонкоматериальных копий физического тела: эфирного (витального), астрального, ментального и каузального (подробнее об этом см. «Человек за гранью тела»).

О более тонких, духовных планах – Божественная Триада: Верхний Манас, Буддхи, Атма — эмпирических свидетельств нет, да и быть не может, поскольку на столь высоких планах бытия (уровнях квантовой запутанности) человеческое сознание теряет способность к самоидентификации. Блаженство Нирваны – вот всё, о чем может свидетельствовать адепт сохраняющих осознанность на высших, духовных планах бытия. Согласно теософскому учению высшие, духовные планы – творение Мирового Духа (глобального Сознания). Здесь, в соответствии с Великим Круговоротом Одухотворения формируются высшие смыслы и мотивации, которые становятся доступными для восприятия человека лишь на уровне каузального плана (нижний Манас), где они облачаются в архетипы коллективного бессознательного .

Физический план бытия, доступный человеку от рождения на уровне двойственного восприятия, является полем исследований всей классической эмпирической науки. Что касается эфирного, астрального, ментального и каузального планов и соответствующих тел человека, то официальной наукой они отрицаются. Ниже мы кратко опишем их в порядке нисхождения на основе метафизических данных обобщённых в теософском учении.

Каузальный план является своеобразным энергоинформационным полем сотворчества Мирового Духа (глобального Сознания) и человека. Здесь нисходящий энергоинформационный поток  от высших духовных планов обретает форму смыслов, убеждений и архетипов, доступных для ментально-чувственного восприятия человеком. На восходящей дуге глобального энергообмена каузальный план играет роль вместилища, опыта воплощений человеческой монады («души» в христианской традиции) переходящего из одного воплощения в другое. Основная функция каузального плана — формирование событий более плотных планов в соответствии с Герметическим принципом причинности (кармическим законом).

Говорить о каузальном теле человека довольно сложно во-первых потому, что на столь высоком уровне квантовой запутанности, его границы неопределенны, во-вторых потому, что свидетельства пребывания в нём адептов космического сознания носят скорее притчевый характер, чем описательный. С другой стороны теософия трактует каузальный план как уровень обретения человеческой монадой индивидуальных черт, хранилище памяти всех её воплощений и вместилища сценариев для судьбы очередных воплощений. Все это позволяет использовать понятие «казуальное тело» как условной точки сборки (перекрестья)  духовной и животной природы человека, с которой можно начинать прослеживать историю эволюции сознания конкретной человеческой монады.

Ментальный план именуемый в теософской литературе также планом дэвачана или сукхавати — это план существования возвышенных мысле-образов (арупа) и мысле-форм (рупа), порождаемых процессом мышления.  В религиозной традиции христианства этот план ассоциируется с царствием небесным, куда человеческая душа возвращается после смерти и очищения от витальных и астральных привязок, как в свой изначальный дом. В теософской традиции выделяют как минимум семь подуровней ментального плана, в зависимости от качества мыслей их питающих. Четыре низших подуровня называются планами «рупа» или подуровнями мысле-форм. Они формируют нижний ментальный уровень (низший небесный мир). Достигший этих подуровней человек полностью очищен от страстей и влечений своих низших тел и погружен в мир свойственных ему мыслей. Здесь он продолжает полностью отождествлять себя с личностью, которая ему принадлежала во время его последнего воплощения (жизни). Предполагается, что человек среднего развития проводит здесь большую часть своего безмятежного существования между двумя воплощениями. Три высших подразделения «арупа» составлены подуровнями мысле-образов, не имеющими привычных форм. Они формируют верхний ментальный уровень (высший небесный мир). Уровней арупа способно достичь лишь сознание человека полностью избавившегося от эго-отождествления. Это истинный дом человеческой монады  (души), осознавшей свою духовную природу и причастность к Великому Круговороту Одухотворения.

Если на физическом плане воздействие мысли на субъект мышления (человека) опосредованно нейронной активностью мозга, способной конвертировать электрическую энергию в биохимическую (см. подробнее «Квантовая психология – современная теория просветления»), то на ментальном плане мысль преобразует соответствующее тело мгновенно. Ясновидящие «видят» ментальное тело человека в форме нечётко очерченного облака, цвета которого отражают скорость, направление его мыслей и их эмоционально-чувственную окраску. При этом превалирующий, фоновый цвет создаётся астральным продолжением ментального тела (см. ниже), а их яркость и скорость вариаций зависят от ясности и быстроты мышления. На ментальном плане индивидуального сознания человека, мысль непосредственно воздействует не только на субъект мышления (ментальное тело мыслителя), но и на тонкую материю, составляющую этот план. Мыслеформы и мыслеобразы, порожденные человеком, недолговечны. Продолжительность их жизни пропорциональна интенсивности мысли. Однако этот срок  может быть существенно увеличен за счёт постоянной энергетической подпитки «созвучными» мыслями. Так формируются эгрегоры ментального уровня. Подробнее см. «Эгрегоры и тонкие планы бытия».

Астральный план формально является промежуточным между условно нижележащим эфирным (витальным) и условно вышележащим ментальным планами. Это вместилище  эмоционально-чувственной энергии. Если для обитателей физического плана первичными представляются объекты и явления «внешнего мира», а эмоции и чувства – лишь их отражения во внутреннем мире, то здесь, в астральном мире, все наоборот. Эмоции и чувства создают окружение любого субъекта достигшего здесь осознанности. Подавленность, уныние или страх окружают астральную сущность мрачными красками «астральной действительности». Наоборот радость и любовь наполнят  его окружение блистающими оттенками светлых тонов.

Подобно стратификации физического плана по плотности, при которой более плотная материя занимает нижние этажи, астральный план стратифицирован по плотности астральной материи. Точно также как и для ментального плана здесь согласно теософскому учению выделяется семь подуровней. В религиозных традициях человечества нижние подуровни астрального плана ассоциируются с преисподней (адом). Обитателями низших слоёв астрального плана становятся бессознательные представители животного царства, либо элементалы астрального мира, находящиеся на нижних этажах эволюции. Осознанность же здесь сохраняют энергоинформационные паразиты (вампиры, оборотни, демоны), либо со-настроенные с ними, неразвитые при жизни в физическом теле души людей, обуреваемые низменными страстями. Ненависть, злость и ужас – вот питательная среда этого этажа астрального плана. К счастью, даже неразвитый духовно человек, после смерти проходит этот уровень своего тела, как правило, в бессознательном состоянии, просыпаясь к осознанности на более светлых подуровнях «страны лета». Обычно такие люди поглощены собой и в значительной степени сами создают свою «астральную действительность».

Согласно теософскому учению, осознанными обитателями астрального плана являются не только люди на восходящей дуге своего инкарнационного цикла (т.е. после смерти физического тела), но и аутентичные обитатели этого мира: от природных духов всех видов (гномы, феи, эльфы, домовые, джинны, тролли, фавны, кобольды, гоблины и т.д.); до одухотворённых астральных сущностей надчеловеческой природы (ангелы, дэвы). Подробнее об этом см. Чарльз Ледбитер «Астральный план».

Астральное тело человека, согласно свидетельствам ясновидящих, лишь приблизительно повторяет контуры физического тела. Оно состоит из разноцветных энергетических субстанций, которые находятся в постоянном движении. Эти цветные сгустки энергий пронизывают более плотные тела — эфирное и физическое, а также способны окрашивать мыслеформы менее плотного ментального тела.

Именно сюда, на астральный план, кратковременно и, как правило, неосознанно попадает большинство людей в фазе быстрого сна со сновидениями (БДГ фаза).

Астральное тело человека является матрицей, по которой строятся эфирное и физическое тела. В свою очередь само оно формируется во многом под влиянием ментального тела.

Эфирный (Витальный) план служит энергоинформационным проводником с астрального плана на план физический. В энергетическом смысле это постоянный источник жизненных сил, обеспечивающий материальное воплощение нисходящего Духа. В традиции индийской йоги эта энергия известна как Прана. Сегодня это понятие ошибочно ассоциируется лишь с дыханием, хотя изначально это гораздо более широкое понятие, связанное с невидимым (полевым) первоисточником любой жизни на Земле. В Китайской и Тибетской традиции энергия эфирного двойника человеческого тела известна, как «внутренняя энергия Ци». Здесь исходное философское понятия энергии, обеспечивающей жизнь, получило прикладное развитие в медицинских приложениях (так называемая «Восточная нетрадиционная медицина»[1]). Согласно основному постулату восточной медицины, все звенья, составляющие биоэнергетическую систему человека (его эфирное тело), работают так, чтобы поддерживать определенный постоянный уровень энергообмена с вмещающим его эфирным планом бытия. Соответствующие функции самовосстановления и саморегуляции, поддерживают постоянство энергии в каждом энергетическом звене и в эфирном теле в целом. Согласно этим постулатам восточная медицина фокусируется на профилактике поддержания  энергетического гомеостаза, благодаря которому организм остаётся здоровым[2].

Следует отдавать себе отчёт в том, что человек, как существо многоуровневое, рождается одновременно на всех перечисленных планах, потенциально доступных его сознанию: физическом, эфирном (витальном), астральном и ментальном (на высших планах его монада не прерывает жизни, хотя и теряет индивидуальность). При этом развитие человека на низшем, физическом плане происходит во многом бессознательно благодаря программам физиологического роста организма. С возрастом осознанное участие в физическом развитии становится всё более значимым, хотя и не определяющим. В частности оно не в состоянии блокировать генетически предопределённые болезни, старение и, наконец, смерть физического тела. В психологическом развитии, которое определяет в конечном итоге зрелость астрального и ментального тел человека на момент физической смерти, осознанное участие личности выходит на первый план (подробнее об этом см. «Психология эволюции или эволюционная психология?»). В этом контексте знаменитый афоризм П. Тейяра де Шардена «Человек это осознающая себя эволюция» имеет тем более прямой смысл, чем на более тонком плане бытия рассматривается человеческое сознание.

Сновидческое сознание человека

Итак, согласно холономной парадигме физический (феноменальный) мир не является единственной реальностью. Более того, он не является и окончательной реальностью, но скорее — порождением последней. В качестве окончательной реальности, а точнее организующего принципа мироздания, здесь выступает Мировой Дух (глобальное Сознание), способное проявлять себя на разных энерго-информационных уровнях (планах бытия). Сознание, в качестве созидательного и эволюционного принципа присутствует на любом уровне и в любой структуре организации материи. По мере усложнения структуры организации материальных объектов, проявленность в них Сознания (духовная компонента) возрастает (подробнее см., например А. Безант, Эволюция жизни и формы). У растений и животных Сознание проявляется в тех эволюционных и адаптационных механизмах, которые позволяют им выживать в естественной природе. В человеке, как в переходном существе от мира духа к миру материи, Сознание проявляется, хотя и неявно, выражая себя в различных формах человеческого самоотождествления (индивидуального человеческого сознания). По мере взросления и социализации человек самоотождествляется вначале со своим телом, затем с эмоциями и наконец с мыслями («Я мыслю, следовательно я существую», говорил Р. Декарт), все глубже погружаясь в ловушку двойственного восприятия мира. Тем не менее, у человека до конца его дней сохраняется потенциальная возможность к духовному пробуждению, преодолению эгоцентричности мировосприятия и самоотождествлению себя в качестве носителя первородного Мирового Духа (самоосознающего Сознания). Подробнее об этом см. «Возвращение к целостности». В этой связи состояния индивидуального человеческого сознания в разных фазах сна (сновидческое сознание) открывают перед ним дополнительные «окна возможностей». Чтобы понять это начнём с анализа бодрствующего состояния человеческого сознания.

Трактовки бодрствующего состояния мозга в холономном подходе и в подходе психо-физического редукционизма, рассмотренном выше, в целом совпадают. В этом, обыденном состоянии человеческий мозг постоянно занят синтезом сигналов, поступающих из внешнего (соматическая нервная система) и внутреннего (вегетативная нервная система) контуров восприятия. Однако, в холономном подходе функции мозга не ограничиваются этим, поскольку он рассматривается еще и как проводник энерго-информационного поля Сознания на материальный план (физическое тело) человека. При этом, гипофиз ориентирован на взаимодействие с астральным планом, а эпифиз (шишковидное тело) — с ментальным (подробнее см. А. Безант, Исследования сознания). Непроявленность высших планов Сознания в содержании сознания обычного, бодрствующего человека вызвана как неразвитостью этих инструментов мозга у обычного человека, так и низкой чувствительностью мозга к тонким вибрациям по сравнению с его чувствительностью к сигналам, непрерывно поступающим от органов восприятия материального плана бытия (сенсорный шум) и их ментальной обработкой (ментальный шум). К сожалению, ментальный шум в голове бодрствующего взрослого человека, как правило, не прекращается ни на минуту. Даже в относительном сенсорном покое (отсутствие сигналов от органов чувств) его мозг непрестанно занят «внутренней болтовнёй», не допуская восприятия слабых сигналов, столь же непрерывно следующих с высших планов бытия. Философ и писательница Айрис Мердок выразила эту мысль так: «Наши умы непрестанно и почти всегда самозабвенно трудятся над созданием подвижной, отчасти искажающей пелены, скрывающей от нас часть мира».

Остановить этот непрерывный внутренний диалог можно, лишь используя специальные техники медитации, которые предполагают одновременно и отсутствие внешнего сенсорного шума. В этом случае человеческий мозг работает в режиме деафферентации (транса). Как показали исследования группы нейрологов из Пенсильванского Университета (Эндрю Ньюберг, Юджин Д’Аквили и Винс Рауз), это приводит к блокировке центров пространственной ориентации, расположенных в гиппокампе и теменных областях коры полушарий головного мозга. Такой обрыв информационного взаимодействия с окружением на нижнем, материальном плане бытия способствует введению сигналов с высших планов в область чувствительности и, как следствие, к мистическим переживаниям. Однако медитативные практики требуют ретрита, т.е. отчуждения от привычной жизни и удаления себя от социума. Эффект здесь пропорционален длительности ретрита, что в конечном итоге ведёт к отшельничеству. Вместе с тем состояние сна, как показывают исследование мозга спящего человека, во многом подобно трансовому состоянию. Более того, «транс — это лишь искусственно или неестественным образом вызванное состояние сна»; независимо от того, вызвано оно месмерическим, гипнотическим, медицинским или любым другим путем. Разница лишь в том, что медитирующий человек намеренно вводит свой мозг в состояние транса, сохраняя внимание на изменённом состоянии сознания, а во сне это происходит непроизвольно. Кроме того, после пробуждения, режим работы мозга меняется скачком, и удержать сновидческое состояние сознания, как и воспоминания о сновидениях, как правило, не удаётся. При окончании медитации же, никаких резких скачков не происходит. Более того, медитативное (пробуждённое) состояние сознания можно удерживать довольно долго, а при достаточной практике легко переключать модус обыденного (бодрствующего) сознания на модус пробуждённого (целостного). Подробнее об этом см. «Возвращение к целостности».

Что же происходит с индивидуальным сознанием обычного человека в состоянии сна, и почему сновидческое состояние мгновенно улетучивается при пробуждении?

Во-первых, в состоянии сна сигналы от соматической нервной системы, которые проводят все впечатления извне в мозг, практически, перестают поступать, либо блокируются гормоном сна мелатонином. Сигналы же от вегетативной нервной системы, сообщающей мозгу о состоянии внутренних органов, в период сна не прекращаются, но существенно ослабляются. В этот период их можно рассматривать, как фон, на котором спящий мозг, создаёт сновидения. Например, тяжесть в желудке, может транслироваться в сон в форме беспокойства, наделяя его картины ощущением повышенной тревожности.

Во-вторых, согласно свидетельствам ясновидящих, а также косвенным данным самих спящих людей, во время сна фокус восприятия индивидуального сознания (точка сборки) выводится из физического тела и парит в своих высших проводниках – астральном и/или ментальном теле (см. подробнее, например, Ч.У. Ледбитер «Сны»). На эфирном плане «видно», как через открытые чакры в физическое тело поступает энергия, необходимая ему в бодрствующем состоянии.

Итак, внутренние сигналы от физического тела и внешние от высших тел поступают в мозг, где они транслируются в картины или образы привычного восприятия. Например, заядлый курильщик, бросивший курить, во сне продолжает делать это, поскольку его бодрствующий контроль отключён, а желание, оттеснённое в подсознание, продолжает быть активным в астральном теле. Более того, мысле- и чувство-формы, на которые реагирует ментальное или астральное тело спящего не обязательно принадлежат владельцу тела. Однако, будучи воспринятыми и протранслированными мозгом в привычные образы, они воспринимаются как таковые. Если, например, сновидящему сознанию будет предложена идея великолепия, она может принять облик некоего великолепного существа; если же оно встретит мыслеформу ненависти, она может быть воспринята во сне как сцена агрессии. Доказательством подобной трансляции чужих мыслей во сне является эксперимент проведенный психологами Монтэгю Ульманом и Стэнли Криппнером. Во время сна у участников этого эксперимента регистрировали физиологические показатели, на основании которых определяли начало быстрого сна — фазы сна, сопровождающейся сновидениями. В этот момент один из исследователей, находясь в отдельной комнате, сосредотачивался на «передаче» спящему определенных мыслей и образов. После этого испытуемого будили и просили рассказать сновидение. В снах регулярно присутствовала та информация, которая передавалась спящему. Впоследствии результаты этого исследования не раз подтверждались.

Некоторые типичные и вместе с тем непостижимые с точки зрения бодрствующего состояния сознания феномены сновидений такие, как: свидания с умершими близкими; спонтанное мгновенное перемещение в пространстве (телепортации); перемещение в будущее (вещие сны) легко объясняются выходом фокуса восприятия на тонкие планы бытия. В самом деле, после смерти физического тела, человеческая личность еще некоторое время может пребывать на астральном и ментальном планах бытия. Здесь достаточно будет лишь ментально-чувственной со-настройки родственных душ для того, чтобы подобная «встреча» во сне состоялась (подробнее см. «Человек за гранью тела»). Феномены мгновенного перемещения (телепортации), либо вещих снов легко объяснимы тем, что иллюзия пространства-времени, всякий раз создаваемая ментальной матрицей двойственного восприятия, без усилий преодолевается на высших планах. Здесь достаточно лишь помыслить или представить себе точку в пространстве либо во времени, чтобы «переместиться» туда (см.об этом, например, Р. Монро «Путешествия вне тела»).

Что же происходит со сновидческим состоянием сознания при пробуждении? Почему оно мгновенно улетучивается вместе с памятью о сновидениях? Объяснение достаточно тривиально. При пробуждении, практически без паузы[3] сигналы всех сенсоров соматической нервной системы (органов восприятия) начинают буквально бомбардировать бодрствующий мозг. Фокус восприятия (точка сборки) немедленно перемещается на уровень физического тела. Это не означает, что сигналы от проводников сознания в тонких телах перестают поступать в мозг, просто они оказываются за порогом чувствительности и не осознаются на уровне бодрствующего состояния человеческого сознания. Эффект забвения снов подобен эффекту слепоты к звёздам в течении дня, когда солнечный свет «ослепляет» на столько, что слабое свечение звёзд перестаёт быть видимым.

Заметим, что архаичные состояния сознания человека, свойственные, например, аборигенам Австралии, позволяют его обладателям присутствовать в сновидении и в бодрствующем состоянии сознания. Более того, в этих культурах, сновидческое состояние сознания считается нормой, а сами сновидения расцениваются как реальность более глубокого уровня, чем «иллюзия бодрствования» (подробнее об этом см. А. Минделл, «Сновидение в бодрствовании»).

 

Таким образом, сон, в традиционном понимании его вечной философией, есть ни что иное, как природный портал в трансцендентальные измерения человека, где отсутствует привычное пространственно-временное позиционирование, и связанное с ним двойственное восприятие («я — не я»). Этим объясняются перечисленные выше феномены сновидений, которые не находили объяснений (и поэтому трактовались в качестве психической патологии) в рамках психо-физического редукционизма . Этим также объясняются известные каждому феномены восстановления энергетического баланса человека во сне. В самом деле, оказываясь на время сна «отключенным» от своей повседневной, энергоёмкой заботы о выживании тела, мозг «отпускает» точку сборки тонких энергий в свободный дрейф по высшим телам (подробнее об этом см. А. Ксендзюк., 2010. Пороги сновидений ). В фазе медленного сна без сновидений, когда даже режим сновидческого восприятия сознания отключен, идет максимальное восстановление, потерянной за время бодрствования энергии. В это время чакры тонких тел активно работают на прием (подробнее см. эссе «Чакры, потребности и мотивации»).

Заключение

Треть жизни, в среднем проводимая во сне, не должна ассоциироваться в сознании человека с даром потраченным временем. Если уж о чем то и сожалеть в этой связи, то скорее об упущенных возможностях, поскольку сон, как воплощенная в теле мудрость природы, открывает человеку потенциальный доступ не только в подсознательное, но и в сверхсознательное. Проблема в том, что подавляющее число счастливых обладателей этого дара, не только не сохраняют осознанность (т.е. способность к ясному восприятию и самоотождествлению) в сновидении, но и способность восстановить его в памяти после пробуждения.

Современный научный подход, основанный на материалистической парадигме вторичности сознания, рассматривает сон, как порождение мозга, отдыхающего от дневного восприятия объективной реальности. В этой связи термин сновидческое состояние сознания употребляется здесь для обозначения некой неполноценной версии сознания бодрствующего. Нейрологи и психологи сходятся в оценке благотворного воздействия сна на энергетический и психологический тонус человека после пробуждения. Считается, что во сне, кроме физической релаксации, человек находит переработку дневных впечатлений, и разрядку психологических напряжений, которые в бодрствующем состоянии вытеснены его психикой в подсознание. Нередко наблюдаемые беспокойные сновидения либо кошмары объясняются либо разрядкой вытесненных в подсознание конфликтов, либо физиологическими причинами (сигналами вегетативной нервной системы), сигнализирующими о соматических проблемах, либо комбинацией обеих причин. Такие феномены сновидения, как предвидение будущего (вещие сны), творческие прорывы, трансперсональные переживания объясняются в классическом научном подходе потерей связности контуров восприятия на ряду с характерными для сновидений мозаичностью картин, рванным сюжетом и эмоциональной яркостью образов. Низведение, не поддающегося расшифровке, языка сновидений до уровня психической патологии и/или хаотизации содержания сознания в сновидческом состоянии позволяют квалифицировать классические научные подходы, как психо-физический редукционизм.

Первым из психологов современности, кто увидел в языке снов нечто большее, чем просто хаос отдыхающего мозга, был великий швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг. С его именем связана теория архетипической символики снов. Юнг рассматривал сновидение, как продолжение дневного восприятия с той лишь разницей, что мощные сигналы соматической нервной системы ночью практически не тревожат мозг, что открывает перед ним доступ к иному информационному ресурсу. Этот ресурс Юнг определил как коллективное бессознательное, а язык, при помощи которого оно транслируется в сновидения — как архетипы.

Символьный подход Юнга, практически, воспроизводит в несколько урезанном виде холономный подход древних эзотерических учений о множественности тонких миров, которые вмещают соответствующие планы человека, каждый из которых является проводником воплощающегося Мирового Разума (глобального поля Сознания). Действительно, коллективное бессознательное Юнга, представляющее в символьном виде весь опыт предшествующих поколений, перекликается с представлением о Хрониках Акаши, которые в эзотерической традиции рассматривается, как один из тонких планов (информационный план) Сознания. Вместе с тем, холономный подход к объяснению феномена сна и сновидений представляется на много более цельным и многогранным. Это связанно с тем, что сознание в нем явно рассматривается в качестве первичного и организующего принципа бытия, а мозг человека — лишь как инструмент, транслирующий то, что доступно его восприятию.. В такой трактовке находят свое объяснение все известные феномены сна и сновидений.

 

 

Литература

 

Безант А., Эволюция жизни и формы (лекции)

Безант А., Исследования сознания

Безант А., Человек и его тела

Безант А., Эзотерическое христианство

Вольф Ф.А., 2009. «Сновидящая Вселенная. Расширение сознания, или там, где встречаются Дух и Материя»

Генон Р. Великая триадаФрейд З., Толкование сновидений

Заварзин А.А., и др., ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И РАЗДЕЛЕНИЕ ЕЕ НА ЧАСТИ

Криппнер С. и Дипланд Дж., сновидения и и творческий подход к решению проблем

Ксендзюк А., 2010. Пороги сновидений

Ледбитер Ч. У., Сны

Маслоу А., По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик переживания

Минделл А., 2001.Сновидение в бодрствовании.

Минделл А., 2011. «Квантовый ум. Грань между физикой и психологией»

Монро Р., 2001. «Путешествия вне тела»

Морозов Е.В.,  Эволюция сознания. Современная наука и древние учения

Нир Ю., Тонини Дж., Процесс сновидения и мозг: от феноменологии к нейрофизиологии

Попов А. Тайны человеческого мозга

Хаксли О., Двери восприятия. Рай и Ад.

Хаксли О., Вечная философия

Эванс Дж., «Свобода от контроля»

Юнг К.Г., Человек и его символы

Юнг К.Г., Алхимия снов. Четыре архетипа

[1] Представляется, что термин «Нетрадиционная» скорее относится к Западной медицина, которая на пару тысяч лет моложе традиционной Восточной.

[2] В этом коренное отличие традиционной Восточной медицины от традиционной западной, фокусирующейся на лечении отдельных органов физического тела, по симптоматике протекания их болезни.

[3] Задержка на время нейронной адекватности составляет доли секунды. Подробнее об этом см. раздел «Психо-физический редукционизм»

См. также эссе под рубрикой «Горизонты»:
  1. Эволюционная психология или психология эволюции?
  2. Духовный рост или деградация? На что и как мы можем влиять в своем личностном росте
  3. Ловушка двойственности восприятия
  1. Квантовая психология – современная теория просветления
  2. Природа сознания или сознание природы?
  3. Древнее учение Толтеков как предтеча современных трансперсональных направлений в психологии
  4. Буддизм XXI-го века – религия общества потребления
  5. Шаман — связной меж непроявленным и явью
  6. Эго – благо или иго?
  7. Чакры, потребности и мотивации

 

См. также разделы Справочника :
  1. Трансперсональная психология и психотерапия
  2. Холономная парадигма и трансперсональная психология
  3. Что скрывают наши маски?
  4. Вернуть утраченную целостность
  5. Гештальт-терапия — путь к психологической зрелости
  6. Гуманистическая психология
  7. Проблема сознания в психологии

 

 

No Comments Categories: Сны

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>