Познание

Человек должен понять, что он не есть случайное, независимое от окружающего — биосферы или ноосферы — свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление глобального природного процесса, длящегося в течение сотен миллионов лет.

В.И.Вернадский

 

1Познание человеком себя и окружающего мира начинается еще в преднатальный период его жизни и не прекращается на всем её протяжении. В широком, гносеологическом  смысле (как акт приобретения нового опыта в процессе проактивного сопряжения со средой) оно происходит с человеком помимо его воли, как дыхание. Даже во сне, переживая виртуальные события сновидений, человек познает тайные уголки своей личности, ускользающие от его внимания в бодрствующем состоянии сознания. На культурном уровне познание природы сопровождается возникновением и развитием научных направлений, обогащением копилки общечеловеческих знаний. На антропологическом уровне оно отражает эволюцию человека разумного, как вида. На нейронном уровне оно характеризуется специализацией все новых нейронных сетей и морфологическими изменениями, мозга (прежде всего неокортекса). На экзистенциальном уровне, оно расширяет разнообразие мировоззренческих концепций, отраженных в философии и религии, наконец, с системно-эволюционой точки зрения познание есть ничто иное, как активность, ведущая к удовлетворению метацелей эволюции — росту осознанности[1] биосферы (наращиванию ноосферы планеты Земля).

Вопросы о достоверности приобретаемых знаний об окружающей природе и (прежде всего) о себе самом (природе своей субъектности) будоражат человека с момента появления в его голове первых экзистенциальных вопросов «Кто я? Зачем я живу? Познаваем ли мир?».Неслучайно теориям познания уделяется столько внимания в обозримой истории культурного развития человечества начиная от древнейших сакральных текстов (например, Упанишады или Ригведы ) и заканчивая современными вариантами эпистемологии.

В рамках короткой статьи невозможно даже кратко проанализировать все разнообразие существующих подходов к проблемам получения знаний, их природы, достоверности и возможности передачи от субъекта к субъекту. Заинтересованных читателей мы адресуем к книгам В.В.Знакова, В.А. Лекторского, В.В. Кима, указанным в списке литературы. Здесь мы постараемся осветить проблему познания с позиции системно-эволюционного подхода, который представляется как развитие эволюционных взглядов в эпистемологии и феноменологии восприятия. Read More