Мистицизм как вечная психотерапия

МистицизмПсихотерапия и мистицизм часто рассматриваются как полные антиподы поскольку первая основана на материалистическом основании и научном методе познания, а второе – на холистической доктрине и интуитивном знании. Между тем духовные учения древности, лежащие в фундаменте мистицизма, больше говорят о внутреннем мире человека, чем о Боге (в обыденном понимании этого слова), а духовные практики, нацеленные на освобождение от иллюзорного двойственного мировосприятия, скорее являются прообразами современной психотерапии, чем способами поклонения божествам. Иными словами мистицизм скорее хорошо забытая основа психологии и психотерапии, чем их противоположность. Эта мысль не нова. В книге «Наблюдающее Я» известный психиатр Артур Дж. Дейкман показывает, как мистическая традиция может помочь современной психологии разобраться с глубинными причинами психологических кризисов взросления и душевной дисгармонии. Практически это уже происходит. Передовые направления современной психологии и психотерапии такие, как: интегральная или квантовая психология, психология сознательной эволюции, трансперсональная и процессуальная психотерапия, логотерапия фактически используют философские основания мистицизма в качестве понятийного базиса. Что касается  духовных практик и этики человека, находящегося на внутреннем пути познания истины (Путевого человека), то они, как правило, являют собой адаптированный к современной жизни опыт наших предков.

В чём причина такого разворота к хорошо забытому опыту? Чего в этом больше регресса или прогресса? Этим вопросам посвящена статья. Read More