Сумерки божественного в человеческом

Божественное в человеческомОдин из общепринятых маркеров, отделяющих возникновение человеческого в животном мире — появление религии. В различных формах — от архаичных обрядов поклонения и дикарских ритуалов жертвоприношений до монотеистических религий и оккультных философий — эта особенность человеческой психики проявляется в массовом сознании человечества на протяжении всей его обозримой истории (см подробнее Торчинов Е.А.,1998. Религии мира: опыт запредельного). С позиций современных наук о человеческом мозге и психике, которые опираются на законны эволюционной целесообразности, любые разговоры о Боге и божественном начале в человеке рассматриваются либо как неизжитые суеверия, либо как откровенное мошенничество. Но и сегодня, в век торжества эмпирической науки и секулярного (атеистического) гуманизма, верующие люди составляют большинство взрослого населения планеты.

Как соотнести столь устойчивую иллюзию человеческого мировосприятия с прогрессом науки? Является ли теистическая идея и мистический опыт запредельного, отраженный в мифотворчестве и уходящий корнями в коллективное бессознательное спасительным для психики самообманом? А может быть самообманом является прогресс технологий, все дальше отделяющий человека от естественной природы и своих духовных корней? Как соотнести эволюционную целесообразность психических механизмов, управляющих человеческим поведением, с ирациональностью его пиковых проявлений в творчестве, альтруизме и служению высшим идеалам? Возможно ли вообще соизмерять животное и духовное начала в рамках единой эволюционной целесообразности?

Ответы на эти вопросы зависят от того, в какой парадигме первичности они рассматриваются. Ниже мы кратко обсуждаем эти вопросы и оба варианта ответов на них. Read More